РАЗДЕЛ 4. Социальная философия
Лекция 11. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
1.Понятие общества в философии и социологии.
2.Общество как саморазвивающаяся система. Проблема его структуры.
3.Типы деятельности и подсистемы общества.
4.Социальная дифференциация.
Основная литература
Ермакова Е.Е.Философия. М., 2004. Гл. V. «Социальная проблематика в философских воззрениях и формирование социальной философии».
Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 439-458.
Хрусталев Ю.М.Общий курс философии. М., 2003. Т.1. Гл.6.
Дополнительная литература
Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998.
Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.
Спиркин А.Г. Философия. М., 1999. Гл. XV. «Общество и человечество, нация и семья».
Хрестоматия по философии: учеб. пособие / Сост. П.В.Алексеев. – М., 2006. С. 564-569.
1.Понятие общества в философии и социологии
В своем первоначальном значении термин "общество" обозначал общность, союз, сотрудничество людей. Аристотель назвал человека "политическим животным", подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество.
Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора.
В узком смысле - это определенный тип человеческих отношений, общность. Общность - форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим языком, происхождением, судьбой; в качестве таковых, выделяются семья и народ. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся общность (например, общество филателистов или общество друзей книги).
Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс).
Встречаются три основных подхода, объясняющих особенности этих связей и закономерностей:
1 подход - натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (сторонники социобиологии).
2 подход - идеалистический, согласно которому сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. В качестве примера берутся теократические государства, где единство обеспечивается одной верой, которая становится государственной религией, а также тоталитарные режимы, основанные на единой государственной идеологии, которая выполняет роль скелета общественного устройства.
3 подход объяснения общественного устройства связан с анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер.
Согласно атомистической теории, общество есть сумма индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в "естественном" состоянии "человек человеку - волк", люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое существование. В данной модели общество представляет собой конгломерат индивидов, связанных условными связями.
В органистической модели общество предстает как целое, как определенная система, структурированная особым образом на части, к которым она полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе, и участия в общем процессе. Отношения людей определяются не договором, а согласием членов общества - консенсусом, в котором учитываются объективные закономерности исторического развития.
К. Маркс разработал концепцию материалистического понимания истории, суть которой составляет положение о способе производства, который складывается объективно, независимо от воли и сознания людей. Согласно Марксу, людей в социальный организм связывает не общая идея или общий Бог, а способ производства, в который входят производительные силы - система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в процессе общественного производства и производственные отношения, под которыми понимается совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.
Все возможные способы объяснения общества и хода истории имеют нечто общее –
1) представление о системной организации данного феномена и закономерностях его саморазвития;
2) наличие общественного сознания, под которым понимается целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающее различные уровни (теоретический, обыденный) и формы сознания (политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное).
2. Общество как саморазвивающаяся система
Системная организация общества. Общество есть целостная система, все компоненты которой определенным образом упорядочены, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они детерминируют друг друга, а поэтому не могут существовать изолировано одни от других и вне целостной системы. Еще в середине XIX такого рода системы стали называть органическими. Социальная система — это внутренне организованная на основе того или иного основания (принципа) целостность, в которой все входящие в нее элементы настолько органически связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям (в том числе, и другим системам) как некое единство
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 501;