Философия о проблемах и перспективах развития цивилизации
Все философские школы и направления на рубеже тысячелетий задумываются над будущим человечества, над проблемами, встающими перед ним на рубеже тысячелетий. Современное человечество существует реально и объективно. Люди Земли едины, и такое единство имеет объективные (хозяйственные, политические, социальные, культурные) и субъективные (интеллектуальность, планетарное осознание общих интересов) основы.
Однако единое человечество состоит из множества отдельных социальных организмов, обществ, государств, цивилизаций. Английский историк А.Тойнби выделяет, например, 21 цивилизацию, а американский политолог С. Хантингтон в статье «Столкновение цивилизаций» утверждает, что 21 век будет веком столкновения 8 цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской, африканской.
Понятие «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный) употребляется: 1) как синоним культуры; 2) как ступень развития общества, материальной и духовной культуры (например античная цивилизация) 3) ступень развития общества, следующая за варварством (дикость -варварство - цивилизация).
Цивилизация включает в себя преобразованную, окультуренную человеком природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. В цивилизацию сегодня вносится также техногенный компонент, учитывающий влияние техники и технологии на развитие современного общества.
Таким образом, цивилизация - это философско-социологическая категория для Обозначения исторически определенного качества общества, выражающегося в специфической общественно-производственной технологии и соответствующей ей культуре.
То, что современное человечество включает разные цивилизации, сомнений не вызывает. И сейчас и, наверное, в 21 веке в глобальной динамике социально-политического развития на первый план выдвигаются не просто межклассовые, а межцивилизационные отношения. Происходит и будет происходить не только сотрудничество, связь цивилизаций, но и их соперничество по различным направлениям:
· геополитическим (Атлантизм - Азия);
· социально-экономическим (богатый Север - бедный Юг);
· расовым, этническим (межнациональным); конфессиональным (межрелигиозным).
Таким образом, образование «однополюсного» мира после распада СССР не означает, что исчезли все противоречия, все острые вопросы.
Наоборот, возникли такие проблемы, которые носят всеобщий, «глобальный» характер. Особенности этих проблем в том, что, во-первых, они неразрывно связаны между собой так, что решение одной невозможно без решения других; во-вторых, их решение требует объединения усилий всего мирового сообщества; в-третьих, глобальные проблемы являются комплексными, и в силу этого - очень подвижны, динамичны.
Выделяется три группы таких проблем: 1) определяемые политическими реалиями: проблемы войны и мира, ликвидация экономической и научно-технической отсталости; 2) формирующиеся в сфере взаимодействия общества и природы экологические проблемы: минерально-сырьевая, энергетическая, загрязнения окружающей среды; 3) складывающиеся в духовном мире личности и ее связи с обществом: демографические проблемы, охраны здоровья, нравственности.
Надо отметить, что эти проблемы, если их не решать, ведут к кризисным ситуациям. Возможно ли разрешение кризисов, есть ли для этого объективные и субъективные предпосылки?
Такими объективными условиями являются: расширяющиеся межгосударственные связи; стремление людей совместными усилиями предотвратить мировую войну; объединение усилий стран в борьбе с международным терроризмом и др. К субъективным условиям можно отнести: общечеловеческие интересы и цели; приоритет общечеловеческих ценностей.
Таким образом, в философии, в культуре идет поиск ответа на сложные вопросы, выдвинутые современной цивилизацией, складывается новая цельная картина миропонимания.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 152;