Немецкая классическая философия
Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант(1724-1804). Вего творческой деятельности различают два периода: первый - «докритический» (1746-1769) и второй - «критический» (1770 -1797).
В первом периоде Кант основное внимание уделяет естественнонаучным проблемам и выступает как стихийный материалист и диалектик. Наиболее значительным произведением этого периода является его работа «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). В ней он сформулировал гипотезу о естественном происхождении солнечной системы в соответствии с законами Ньютона. В философском плане эта работа положила начало разрушению метафизического метода и развитию диалектического метода.
Во втором периоде Кант пишет ряд работ, в которых разрабатывает многие философские проблемы. Свою теорию познания он излагает в работе «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены» (1783); теорию этики - в «Критике практического разума» (1788); эстетическую теорию - в «Критике способности суждения» (1790). Он написал также философско-социологический трактат «О вечном мире» (1795) и ряд других произведений.
Основные усилия в этих работах Кант сосредоточил на критическом анализе познавательных способностей человека. Он задался целью решить вопросы: каковы границы человеческого познания, что является предметом науки, а также обосновать значение морали как автономного закона внутри человека.
Кант исходит из того, что вне человека существует объективный мир, который воздействует на наши органы чувств и вызывает у нас ощущения. Познание человека, по Канту, проходит три ступени: ступень чувственности, ступень рассудка и ступень разума.
Наш познавательные способности имеют свои особенности и способности, которые Кант называет априорными(доопытными). Такими способностями являются, в частности, пространство и время. На ступени чувственности и рассудка априорные формы чувственности и априорные формы рассудка накладываются на хаос ощущений, упорядочивают их пространственно и по времени, благодаря чему являения выступают как причинно связанные между собой. В результате этого ощущения выступают как наглядные представления, как знания о мире. Но человек познает только явления. Каждое явление выступает как единство, с одной стороны, хаоса ощущений, приходящих из внешнего мира (но они являются второстепенными,) с другой стороны - форм и закономерностей, которые вносятся чувственностью и рассудком (они же и являются главными). Таким образом, Кант, выступает как субъективный идеалист, ибо для него природа, мир - это совокупность явлений, то есть наших представлений, которые формируются под влиянием априорных форм чувственности и рассудка.
В то же время И. Кант выступает как агностик, так как утверждает, что мир принципиально не познаваем. Границы познания Кант ограничивает миром явлений. Для человека недоступны многие проблемы: что такое мир, бесконечен ли он, сложен ли он или прост, имеет ли он начало и конец. Он называет это «вещью в себе», т.е. то, что недоступно для познания.
Заслугой И.Канта является то, что он, во-первых, положил начало крушению метафизического метода в философии и заложил основы диалектического взгляда на мир; во-вторых, поставил перед философией вопрос о сложности и противоречивости процесса познания. Это способствовало дальнейшему развитию философской мысли, философского диалектического метода.
Всестороннюю разработку диалектического метода осуществил Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831) - крупнейший представитель немецкой классической философии, ее центральная фигура.
Гегель - объективный идеалист. Первичным он считает мировой разум (абсолютную идею). Это безличный, оторванный от человека разум. Мировой разум (абсолютная идея) существует вечно и находится в процессе саморазвития, самодвижения и проходит различные стадии, все полнее и полнее раскрывая свое внутреннее содержание. Движение абсолютной идеи, а, следовательно, и всего предметного мира, по Гегелю, начинается в самой себе, затем она принимает форму природы, воплощается в человеческое общество, развитие духовной культуры которого приводит к состоянию ее в форме абсолютного духа.
Таким образом, круг развития, восходящее движение в философии Гегеля прекращается, и дальнейший процесс движения может быть мыслим как простое повторение ступеней пройденного. В этом проявляется противоречие между диалектическим методом и философской системой Гегеля.
Заслугой Гегеля является то, что он всесторонне разработал диалектический метод (хотя и на идеалистической основе); впервые в истории философии сформулировал основные законы диалектики.
Людвиг Фейербах (1804-1872) - был последовательным и глубоким материалистом. Его учение оказало сильное воздействие на современников, особенно его работа «Сущность христианства». Людвиг Фейербах последовательно материалистически решал основной вопрос философии, безоговорочно признавал первичность природы (материи) и вторичность сознания. Человек с его сознанием (душой), по Фейербаху, есть продукт развития природы. Кроме природы и человека в реальной действительности ничего нет и быть не может. Фейербах стремился преодолеть механицизм 17-18 веков. Он решительно выступал против сведения всех форм движения к механическому движению. В теории познания Фейербах боролся с агностицизмом и продолжал развивать линию материалистического сенсуализма. Начальной, исходной ступенью познания он считал ощущения. Они выражают объективную связь человека с внешним миром и являются результатом воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Он указывал на неразрывную связь чувственного познания и абстрактного мышления в процессе познания.
Его материализм называют антропологическим. В центре его философии подчеркнуто находился человек как «единственный универсальный и высший предмет философии». Проблема человека важна для философии, но не ограничивается только этим кругом вопросов. Да и в сущности человека Фейербах не разобрался. Он видел в человеке лишь биологическое существо, высшее проявление природы.
Фейербах критиковал христианскую религию, но в то же время воздвигал по существу новую религию, основанную на любви. Он выдвинул утопическую идею прекращения любви, как естественного свойства человека, во всеобщий принцип общественных отношений. Это позволит сделать всех людей счастливыми, считал он.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 121;