Материализм и диалектика марксистской философии
Наряду с объективными факторами возникновения новой философии имел место и фактор субъективный, а именно - выдающиеся личностные качества К.Маркса (1818 - 1883) и Ф.Энгельса ( 1820 - 1895).
Развитие их философских взглядов связано с общей эволюцией к научному коммунизму и имеет определенные этапы.
Первый- заканчивается 1845 году и характерен переходом от революционного демократизма на позиции научного социализма. К работам этого периода относятся: «К критике гегелевской философии права». Введение - К.Маркса (1844); «Положение рабочего класса в Англии» - Ф. Энгельса (1845); их совместная работа «Святое семейство» (1845). В этих работах обосновывается необходимость переработки гегелевской диалектики. Они постепенно порывают с идеалистическими взглядами и закладывают первые кирпичики диалектического материализма.
Второйэтап_- 1845-1848 г. В это время завершается разработка основных проблем научного коммунизма, складывается новое философское мировоззрение. В 1848 г. вышел «Манифест коммунистической партии» как научно-обоснованная программа борьбы рабочего класса против капиталистического гнета. Вместе с этим он воплотил в себе последовательный философский материализм, материалистическую диалектику и материалистическое понимание истории. Созданием «Манифеста коммунистической партии» завершился процесс разработки диалектического и исторического материализма.
Третийэтап - а) после 1848г. и до 1871 г., т.е. до Парижской коммуны. К работам этого периода относятся «Классовая борьба во Франции 1848-1850 г.» К. Маркса, В которой впервые употребляется термин «диктатура пролетариата»; знаменитое «Письмо к И.Вейдемейеру 5.03.1852г.», в котором он обосновывает сущность классов, классовой борьбы, дает характеристику способа производства, и, конечно, бессмертное произведение К.Маркса «Капитал» (1867); б) развитие философии после 1871 года, то есть после Парижской коммуны. К работам этого периода следует отнести философские труды Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1876-18781); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884); «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888).
В течение этого этапа философия диалектического и исторического материализма оформилась как качественно новое философское направление. И эта качественная особенность выражена в следующем:
1) К.Маркс и Ф.Энгельс освободили философский материализм от механицизма и метафизики, а диалектику - от ее идеалистической оболочки, создали учение диалектического материализма.
2) Они распространили материализм на область общественных явлений, создали исторический материализм, который решает основной вопрос философии применительно к истории и исследует на этой основе общие законы общественного развития и формы их реализации в деятельности людей. «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику сменились поразительно цельной и стройной научной теорией», - писал В.И.Ленин (Ленин В.И. ПСС, т.23, с.44).
3) К.Маркс и Ф.Энгельс создали строго научную философию, провозгласили ее классовый, партийный характер. Эта философия отражала интересы рабочего класса, который находил в ней свое духовное оружие, точно так же, как она находила в нем свое материальное оружие.
4) Марксистская философия решительно освобождалась от натурфилософских функций, от роли «науки наук». Она провозгласила нерушимость союза философии и естествознания,опирались на данные частных наук и выполняла методологическую функцию.
5) Эта философия носит творческий характер, она не претендует на завершенность. Она непримирима к проявлениям догматизма, требует учета происходящих изменений в науке и в практике. Это философия действия: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его».
6) К.Маркс и Ф.Энгельс всесторонне обосновали учение о практике и ее роли в процессе познания. Итак, создание диалектического и исторического материализма превращало философию в строго научное мировоззрение рабочего класса, выражающее его интересы по социалистическому переустройству общества.
Философия марксизма, как развивающаяся система, не могла оставаться неизменной в новых исторических условиях конца 19 - начала 20 вв. В ее совершенствование внесли определенный вклад многие последователи К.Маркса и Ф.Энгельса, такие как Иосиф Дицген (1828-1888); Франц Меринг (1846-1919); Поль Лафарг (1842-1911); Г.В.Плеханов (1856-1918). Написанное Плехановым по философии есть лучшее во всей международной литературе марксизма, отмечал В.И.Ленин, Вместе с тем дальнейшее развитие философии связано с именем В.И.Ленина, который применил и творчески развил ее в новую историческую эпоху, характерную существенными сдвигами в социальной жизни, достижениями естествознания, имевшими место в конце 19 - начале 20 вв.
К наиболее значительным трудам В.И.Ленина относятся: «Что такое друзья народа...» (1894) - дальнейшая разработка материалистического понимания истории и критика субъективистских взглядов народников; «Что делать?» (1902) - разработка учения о роли идеологии в общественной жизни; «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) - развитие учения о познании, важнейших положений исторического материализма и т.д.; «Философские тетради» (конспекты ряда философских работ). В центре внимания - работа Гегеля «Наука логики»; «Государство и революция» (1917) - в нем систематизировано учение Маркса о государстве, об основных фазах коммунизма; «О значении воинствующего материализма» (1922), где обоснованы основные пути дальнейшего развития диалектического и исторического материализма.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 146;