В ДРЕВНЕРИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.)
· придавал большое значение семейному воспитанию;
· рассматривал жизнь человека как борьбу между силами добра и силами зла, и в этой борьбе помощь должна обязательно оказывать семья.
Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.)
· настаивал на развитие самостоятельности у детей в обучении;
· считал, что полученное в школе знание должно использоваться для выработки собственной точки зрения;
· критиковал прагматизм школьного образования;
· развивал идею Сократа о необходимости самопознания.
Марк Фабий Квинтилиан (42 г. – ок. 118 г. н.э.)
· ратовал за общедоступное образование;
· разработал систему обучения ораторов;
· разработал методы развития памяти;
· написал рекомендации по воспитанию; выступал против физических наказаний;
· провозглашал «радостное обучение через игру».
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА (X-XVII )
В средние века господствующее положение в жизни общества занимала церковь, а религиозное мировоззрение пронизывало все сферы личной и общественной жизни. В этих условиях воспитание и образование носило конфессиональный характер (православное, мусульманское, иудейское и т.д.).
Европейская школа и система воспитания полностью находились под влиянием католической церкви.
Католическая церковь – духовный центр средневекового общества отвергала почти все элементы античной образовательной традиции, считая её «языческой», «дьявольской». Была предана забвению античная идея о всестороннем развитии личности как основной цели воспитания. В соответствии с основной установкой средневекового мировоззрения на человека как изначально «греховного» в воспитании на первый план была выдвинута идея «спасения человеческой души» через умерщвление плоти, аскетизм и духовное возвышение личности («Тело – враг души»).
Античные традиции проявлялись более всего в семейно-домашнем воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно окрашивалось сословными чертами и особенностями. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено в системах светского воспитания – ученичестве (в среде ремесленников и купцов) и рыцарском воспитании.
Светское средневековое воспитание | |
Феодальное = рыцарское | Ремесленное, купеческое = ученичество |
для старшего сына феодала § до 7 лет – в семье, § до 14 лет – в замке сюзерена в роли пажа, § с 14 лет – оруженосец, § с 21 года – рыцарь. | Прикрепление к мастеру по договору и за плату 1-2 учеников, которые, обучившись профессиональным навыкам, становились подмастерьями, а затем могли открыть собственное дело. Срок обучения – от 2 до 10 лет. |
В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей».
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 775;