Семь рыцарских добродетелей
В рыцарском воспитании были заложены идеи жертвенности, послушания и одновременно личной свободы, а также превосходства над остальными сословиями. В воспитании будущий рыцарь должен был усвоить «основные начала любви, войны и религии».
Постепенно рыцарское сословие приходит в упадок, а некоторые традиции рыцарского воспитания вошли в идейную основу гуманистической педагогики эпохи Возрождения.
В эпоху Средневековья расширение системы образования связывают с развитием церковной культуры, т.к. в руках церкви находились практически все школы. В раннесредневековой Западной Европе сложились два главных типа учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.
Система церковного воспитания и обучения | ||
Монастырские школы § внутренние (для служителей церкви) § внешние (для мирян) | Кафедральные (епископальные) школы | Приходские школы |
Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. Учиться там могли только мальчики, чей возраст был различным. Срок обучения и возраст в церковных школах не устанавливался.
Содержание обучения в элементарной школе включало:
§ чтение и заучивание молитв (Псалтырь, Абецедарий);
§ письмо;
§ церковное пение (псалмов).
Содержание обучения в школе повышенного образования строилось по программе «семи свободных искусств»:
§ тривиум – грамматика (+ лит-ра), риторика, диалектика;
§ квадривиум – арифметика, география (+ геометрия), астрономия (+ физика), музыка.
Распространенными методами обучения были зубрежка, слушание наставлений, комментариев к тексту, многократное переписывание текстов – «Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу».
Основной формой воспитательного воздействия была церковная проповедь.
В полном пренебрежении было физическое воспитание. В школах царили жестокие наказания.
В XII – XV вв. в крупных городах Европы (Лондоне, Париже, Милане, Любеке, Гамбурге и др.) появляются городские школы. Они рождались как из системы ученичества, гильдейских и цеховых школ, так и путем видоизменения приходских школ. Программа городских школ носила прикладной характер. Кроме латыни, там изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки.
Постепенно городские школы разделились на:
· школы счета (программа элементарного образования);
· латинские школы (программа повышенного образования).
Преподавание во всех учебных заведениях велось на латинском языке.
В XII – XIII вв. в Западной Европе крепнут элементы светской культуры. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Задачу примирения религии и науки берет на себя схоластика (chola – школа, школьное учение) – религиозная философия, особый тип интеллектуальной жизни, воспитания и образования. Она оживляла застывшую религиозно-философскую мысль, развивала формально-логическое мышление. Однако в дальнейшем схоластика изжила себя, превратившись в «формальную бессодержательную философию», перестала играть прогрессивную роль, и, напротив, стала тормозом дальнейшего поступательного развития.
Важным этапом в развитии образования стало открытие университетов (universitas – целостность, совокупность, общность) – союз людей интересующихся наукой – профессоров и студентов. Сегодня это учебно-научные учреждения, готовящие специалистов и ведущие исследования по различным направлениям научного знания.
Первые университеты появились в XI – XII вв. в Италии, а затем во Франции и Англии (Болонский, Парижский, Оксфордский).
Первые университеты включали 4 факультета (facultas – способность, возможность): подготовительный (артистический), богословский, юридический и медицинский факультеты.
Студенты, обучающиеся на подготовительном факультете получали степень бакалавра, а при его успешном окончании – магистра. Затем студент мог перейти на специальный курс (факультет), по окончании которого ему присуждалась степень доктора наук.
Важной чертой университетов являлся их межнациональный, демократический характер.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 2039;