ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЗА РУБЕЖОМ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Новое время – период становления и развития капиталистических общественных отношений. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к познанию окружающего мира, науке, образованию.
В преддверии Нового времени (XVII – начало XVIII в.) в общественной сфере постепенно осуществляется переход богословско-религиозных взглядов к светским. Как писал Ф. Энгельс, «место догмы, божественного права заняло право человека». Знания теперь рассматривались как полезнейшие инструменты созидания и преобразования мира. «Знание – это сила» – утверждал Френсис Бэкон. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования.
Соответственно в этот период актуальными становятся проблемы воспитания и образования, что получило отражение в педагогической мысли.
Начиная с конца XVI в. наметились предпосылки для выделения педагогики в самостоятельную науку. В этот период появляется значительное количество философско-педагогических трудов, трактатов, руководств, в которых авторы высказывают мысли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, предлагают концепции воспитания, пытаются приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям, разрабатывают прикладные аспекты образовательных методик.
Именно в этот период (XVII – конец XIX вв.) появляется плеяда блестящих мыслителей, заложивших фундамент развития педагогики как самостоятельной отрасли знания: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, И.Г. Песталоцци, И.Ф Гербарт, Ф.А.В. Дистервег.
Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Его по праву называют отцом современной педагогики.
В основе всей педагогической системы Я.А. Коменского, в том числе и дидактической концепции, лежат следующие принципы.
1. Принцип пансофии – приобщение человека к всеобщей мудрости, подлинному знанию. Идея пансофии – это сведение всех добытых человечеством научных знаний воедино, энциклопедичность сведений о реальном мире, в сочетании с христианским учением. Но это не просто сумма знаний, а знания о сущности вещей.
2. Принцип гуманизма – признание самоценности личности человека, его огромных творческих сил и способностей, которые могут и должны быть развиты в процессе воспитания и обучения. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение» – утверждает мыслитель, а «дети как сокровища». Разумно воспитанный человек, по мнению Я.А. Коменского, должен сознательно использовать свои силы и способности на пользу не только себе, но и других людей.
3. Принцип природосообразности означает:
· признание природного равенства людей, в т.ч. равенства на образование;
· учет возрастных особенностей детства (детство, отрочество, юность, возмужалость);
· построение системы воспитания и образования на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
· руководство в обучении естественным методом образования, основанном на единстве законов природы и образования (через чувства, личное наблюдение, личное чтение, личный опыт);
· построение обучения с учетом природной склонности детей к деятельности.
Коменский Я.А. одним из первых попытался обобщить и привести в систему прогрессивные достижения человечества в области образования, привести в систему объективные закономерности обучения и воспитания.
Свою теорию всеобщего универсального образования он изложил в многотомном труде – «Великая дидактика», в котором частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания.
Он разработал:
· теорию соответствия ступеней образования возрасту детей (материнская школа, школа родного языка, латинская школа, академия);
· систему планомерной организации школьного дела (ввел понятие урока, учебного года, четверти, каникул и т.п.);
· стройную систему классно-урочного обучения;
· обосновал структуру урока (опрос, объяснение, закрепление);
· правила обучения: 1) наглядность – «золотое правило дидактики», 2) сознательность, 3) систематичность, 4) последовательность, 5) прочность, 6) посильность;
· ряд учебных пособий для учащихся («Открытая дверь языков и всех наук» – учебник латинского языка, «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» и др., а также изложил требования к учебникам;
· выдвинул требования к личности учителя, который должен быть широкообразованным человеком («живой библиотекой»), честным, религиозным, высоконравственным, обладать способностью обучать, психологической проницательностью, уметь устанавливать контакт с учащимся, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, иметь высокий уровень культуры, грамотную и правильную речь.
GЯн Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, использовались во многих странах, в том числе и России и являлись лучшими учебными книгами в течении 150 лет. Многое о чем мечтал великий педагог опередило время и вошло в практику школы только два столетия спустя.
XVIII в. вошел в историю образования как эпоха Просвещения.
Педагогическая мысль становится одним из приоритетов научных исследований. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями. В Северной Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали крупнейшие законодатели Т. Джеферсон, Дж. Вашингтон, Б. Франклин, видевшие в просвещении общества путь к его преобразованию. Б. Франклину принадлежали планы регулярного посещения школ неграми, создания нового типа учебного заведения, где бы нашли выражение связи обучения с потребностями науки и культуры, и другие инициативы. В Англии Дж. Мильтон, Т. Пейн и другие мыслители отстаивали идеи ликвидации сословной школы и создания демократической системы образования.
Заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения сыграл английский философ и педагог Дж. Локк (1632 –1704). Он предложил систему воспитания, отвечающую потребностям нового буржуазного общества. В произведении «Мысли о воспитании» автор отрицает наличие врожденных качеств, уподобляя ребенка «чистой доске» (tabula rasa), указывая тем самым на большую роль воспитания. Педагогическая система Дж. Локка сочетает в себе три аспекта: физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспитание) и образование. Основу нравственного воспитания он видел в формировании правильного представления о добродетели. Стремился придать обучению практический характер, разработал эмпирическую теорию познания.
Группа немецких ученых выступила с рядом проектов. Теоретики неогуманизма (Ф.А. Вольф, В. Гумбольдт) и филантропизма (И.Б. Базедов, К.Г. Зальцман, И.Г. Кампе) требовали создания единой светской школы, независимой от государства; общественно-полезного обучения граждан; связи школьного обучения с жизнью; поощрения соперничества между учебными заведениями.
Главным центром распространения идей Просвещения стала Франция. Шарль Луи Монтескье в «Духе законов» выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятии деспотии абсолютной монархии; замена сословной школы системой демократического образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.
Французское Просвещение дало миру «Энциклопедию» – своеобразный свод знаний эпохи. Общая идея энциклопедистов – заменить догматическое, оторванное от жизни образование воспитанием нового человека.
В ряду великих педагогов эпохи Просвещения выделяется Ж.Ж. Руссо.
В основе педагогической теории Руссо лежит принцип естественного воспитания, т.е. воспитания в соответствии с требованиями природы ребенка.
В своих произведениях («Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании») Руссо формулирует следующие требования к процессу воспитания и обучения:
1. Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, – писал Руссо, –достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам».
2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики – недопустимы и губительны.
3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.
4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.
Эпоха Просвещения предложила программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласила всеобщее право на обучение, заявила о необходимости формирования человека, полезного обществу. Эти идеи подхватили деятели Французской революции. В «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) провозглашалась задача организации бесплатного общественного образования, доступного всем гражданам. Выдвигались проекты и предложения по организации системы народного образования.
Проект Талейрана предусматривал создание четырех ступеней школы: бесплатные начальные учебные заведения, платные семилетние учебные заведения в центральных городах, специальные учебные заведения (медицинские, военные, юридические, богословские) в главных городах департаментов, институты. Некоторые пункты этого проекта были консервативными (например, ограничение женского образования первой ступенью, немногочисленность школ второй ступени, обязательность религиозного обучения). Проект принят не был.
Проект Кондорсе предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Четырехлетние начальные школы предполагалось организовать в населенных пунктах численностью не менее 400 жителей. Элементарные школы второй ступени предназначались для города или округа с 45-тыс. населением. Система среднего образования была представлена лицеями, высшего - институтами. Учебные заведения всех типов должны были быть бесплатными. Однако образование не являлось обязательным. Исключалось религиозное обучение, провозглашалось равенство мужчин и женщин в получении образования, намечалась преемственность между всеми ступенями школы
Хотя проект не был поддержан, идеи Кондорсе нашли отражение в проектах Лепелетье (создание общедоступной школы в виде интернатов - «домов национального воспитания») и Ромма (организация преемственной системы образования.
Комитет образования поддержал доклад Годена, в котором предлагались меры по ликвидации конфессионального обучения. В соответствии с этим докладом Законодательное собрание приняло декрет о закрытии школ религиозных конгрегаций. Конец планам демократизации школы положило поражение Революции.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 2930;