Часть 2. История образования и педагогической мысли России

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В КИЕВСКОЙ РУСИ (X – ХIII вв.)

Киевская Русь – древнерусское государство, образованное восточными славянами на территории Восточно-Европейской равнины во второй половине IX века (882 г.)

Киевский период (X–XIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В данную эпоху произошло не только становление древнерусской государственности, но и древнерусской народности и культуры в целом. Весьма важным этот период стал и в плане становления отечественного образования.

Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий Киевской Руси была семья. В семье передавались наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Семья обучала повседневному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. Семейное воспитание строилось на основе патриархального уклада с непререкаемым авторитетом отца, подчиненном положении женщины и детей, строгой семейной дисциплиной.

Характер и содержание воспитания детей меняется в зависимости от возраста: «дитя» – до 3 лет, вскармливаемый грудью; «молодой» – до 6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» – 7-12 лет, начавший обучаться; «отрок» – 12-15 лет, проходивший специальное ученичество.

Методы и приемы семейного воспитания отражаются в пословицах и поговорках дошедших до наших дней: «Гни деревце пока гнется, учи дитя пока слушается», «Ученье в детстве как резьба по камню», «Учить – ум точить».

Дети знати и горожан в семье могли получить элементарное образование. Так, княгиня Ольга сама воспитала сына Святослава. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники.

Важным фактором развития у восточных славян как общества и культуры, так и образования стало появление и развитие письменности.

Вопрос о происхождении письменности у восточных славян остается дискуссионным. Есть отдельные свидетельства о существовании системы письма «чертами и ризами» и даже собственной русской письменности. К началу X в. официальным алфавитом на Руси становится кириллица. Объективно зарождение и развитие восточнославянской письменной культуры и образования в Киевской Руси было предопределено появлением городов и государственных институтов.

Создателем славянской письменности был греческий ученый Константин (Кирилл – монашеское имя). В распространении новой письменности принял активное участие его брат Мефодий. Ученые братья были приглашены для миссионерской деятельности в славянское государство Великую Моравию. Для проповеди среди славян Константин создал славянскую азбуку (глаголицу позже переработанную в кириллицу) и начал перевод на славянский язык христианских книг. Это произошло около 863 г. Прямого отношения к Руси миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия не имела, хотя первый совершил поездки в Крым и Хазарию.

Когда в 70-х гг. X в. Болгария и ее столица Переяславец были опустошены войсками Византии, многие болгарские книжники нашли приют в Киеве. Они приняли участие в подготовке первого поколения книжно образованных людей на Руси, в приобщении русичей к византийской античной и библейской мудрости. Из Болгарии на Русь пришли и первые учебные книги: «Азбучная молитва», «О письменах» Черноризца Храбра, «Шестоднев» Иоанна Экзарха и др.

Огромную роль в развитии просвещения на Руси сыграло принятие христианства (988 г.) от Византии. Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния. Приняв греческий вариант христианства, Русь прикоснулась к богатейшему культурному опыту (в т. ч. к педагогической культуре) Византии – прямой наследницы античности. Вместе с тем, остановив выбор на восточном христианстве, Русь разделила с Византией враждебную настороженность к католицизму и западноевропейской педагогической традиции – «латинской учености».

Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. В городах и селах стали появляться церкви. В церквях скапливались книги, которые нужно было уметь читать, переводить. Например, для проведения богослужения требовалось минимум девять книг. Это стало одной из причин развития школьного дела на Руси.

В конце X в. появляются первые специальные школы для распространения грамотности. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано, прежде всего, потребностями духовенства.

Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (Крестителе)в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной и педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств.

Образование на первых порах вызывало отрицательное отношение в массе населения, предпочитавшего традиционное домашнее семейное воспитание, т.к. школа была совершенно новым делом и воспринималась с опаской. Kaк гласит летопись 988 г., матери, отдававшие чад в учение книжное, «аки по мертвеци плакахуся», не зная, что их ожидает.

Постепенно, однако, отношение к школьному обучению изменяется. Былины восхваляют героев, прошедших книжную науку («вежество ученое»). Родители, заботившиеся об обучении детей, рассматривались как образцы для подражания: «А и будет Волхв семи годов, отдавала его матушка грамоте учиться, а грамота Волхву в науку пошла».

Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Летописи свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый (1019 − 1054) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам − «учить людей». Так в Новгороде, как гласит летопись 1028 г., учились книгам до 300 детей. Княгиней Анной Всеволодовнойв 1089 г. в Киеве было открыто женское училище, где около 300 «младых девиц» учились «писанию, ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам».

Вначале школы книжной грамотности создавались государством при княжеских дворах, но с оформлением и укреплением церковной организации постепенно переходили в ведение церкви. На протяжении периода с X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах (Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире - Волынском, Владимире на Клязьме, Турове, Галиче, Ростове и др.).

В Киевской Руси существовало два типа школ: церковные (приходские и монастырские) и «школы учения книжного» для «лучших детей людей».

В церковных школах обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием («учили чести»).

Школы учения книжного носили элитарный характер, учениками обычно были дети представителей высших сословий. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с семи лет. Родители за обучение платили (давали «мзду»).

Учение книжное давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе (флоре и фауне).

Обучение арифметике состояло в овладении нумерацией (цифровым алфавитом), счете на абаке, освоении математических действий: удвоения, раздвоения, вычитания, сложения, умножения и деления. Решаемые математические задачи, естественно, были связаны с практическими нуждами: летоисчислением, вычислением поголовья и стоимости стада, определением прибыли от сбора урожая.

Обучение грамоте происходило с помощью буквослагательного метода, заимствованного из византийской школы. Сначала заучивались наименования букв в азбучной последовательности, затем учащиеся тренировались в написании, далее шло обучение чтению и написанию слогов, после того как ученик научится складывать из слогов слова, он переходил к чтению и переписыванию молитв.

В качестве писчего материала использовали бересту. На бересте «писалом» выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к X-XI вв.

Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, «Изборник Святослава» (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности.

Обучали не только правилам чтения (определенный темп, трехкратное повторение и пр.), но и искусству делать книги. Ученик на основе изучения и осмысления учебных текстов изготовлял собственный изборник, т. е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика.

G Определенные результаты распространения грамотности были отмечены уже к середине ХI веке. Как явствует из летописей, появились начитанные, обладавшие довольно широкими знаниями люди. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. Косвенно об этом свидетельствует архаический эпос, где созданы образы грамотных богатырей. Они не только умели читать и писать, но и владели иностранным языком, играли в шахматы (Добрыня Никитич, Волхв).

Известно, что хорошо образованным был сам Ярослав Мудрый и его дети. Например, сын Всеволод знал 5 иностранных языков, дочь Анна (жена французского Короля Генриха I) считалась много знающей. Достоверно известно, что многие документы были подписаны Анной, в то время как Генрих ставил лишь крестик вместо подписи.

Несмотря на активное распространение новой религии на Руси, по-прежнему сильным оставалось влияние язычества. Смешение язычества и христианства наложило неизгладимый отпечаток на психологию и мироощущение русичей. Возник сплав мифологического сознания и культа бога-человека. Христианская идея единого Бога, отца и заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравственные заповеди («трудись − и тебе воздастся», «возлюби ближнего своего» и пр.) оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси. Идея самопожертвования Христа ради человеческого рода легла на благодатную почву нравственных установок восточных славян о жертвенности отдельной личности во имя семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним.

Важные сведения о воспитательных идеалах Древней Руси содержат Поучения Иоанна Златоуста, Поучение Владимира Мономаха детям, Моление Даниила Заточника и др.

 

 


Особенностью педагогической мысли Древней Руси является понимание человека как обладающего свободой воли, возможностью выбора между добром и злом. Идеалом образованности был человек мыслящий, добродетельный, милосердный, совестливый, способный к постижению прекрасного, стремящийся личным участием совершенствовать мир и людей. В этом идеале доминирует патриотическое начало (Родина – высшая этическая ценность).

G В результате нашествия монголо-татар (1237-1480) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие церкви и монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси. Во множестве гибли культурные ценности, горели книги, были убиты или угнаны в полон умельцы, мастера грамоты и книжники.








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1125;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.