Конец XIV – нач. XVII в.в.
Значительные изменения претерпевает педагогика в эпоху Возрождения(конец XIV – начало XVII вв.). Название эпохи означает возрождение античной культуры, которая на первое место выдвигала всестороннее развитие личности как величайшей ценности. Особенностью гуманистического воспитания этого периода является классический характер образования, в основе которого лежат не только латынь, но и греческий язык, античная литература. Однако главной чертой образовательной политики этого времени является новая, по сравнению со средневековым мировоззрением, оценка человека, его возможностей, способностей и направления развития. Мировоззрение педагогики эпохи Возрождения базируется на принципах гуманизма.
GОсновные черты педагогики Возрождения:
§ выдвижение на первое место культа человека = гуманизация;
§ уважение личности ребенка;
§ отрицание схоластического обучения и суровой дисциплины;
§ обучение на родном языке;
§ основная цель – формирование нравственно и физически здоровой личности = всестороннее развитие личности ребенка;
§ понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного для ребенка.
Крупный вклад в развитие педагогической мысли внесли гуманисты Витторино де Фельтре, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор, Томмазо Кампанелла.
Гуманистов эпохи Возрождения объединяет вера в безграничные возможности человека, отношение к нему как свободной, самодеятельной личности, творцу своей судьбы и самого себя,
Томазо Кампанелла(1568 – 1639) в произведении «Город солнца» нарисовал государство экономического и политического равенства, во главе которого стоит самый образованный гражданин. Жители города (солярии) свободны от пороков. Их Бог – Солнце, природа. В городе поощряется изучение науки, искусства, прививается любовь ко всему прекрасному, признается естественная красота человеческого тела. Девочки и мальчики учатся вместе различным наукам, ремеслам, труду. Кампанелла отстаивает принцип общественного воспитания, связывает обучение с жизнью, выступает за энциклопедизм образования, возврат к природе. В обучении Кампанелла выдвинул принципы наглядности и соревновательности как обязательных условий эффективного образования.
Франсуа Рабле (ок 1494 – 1553) в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»остро обличал пороки средневекового воспитания и рисовал идеал гуманистического воспитания как гармоничное телесное и духовное развитие личности. В романе Рабле представил программу воспитания «свободного и благонравного человека» путем развития заложенных в нем природой задатков.
Мишель Монтень (1533 – 1582) в знаменитом произведении «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность, он верит в огромные возможности человеческой природы и скептически оценивает идею божественного провидения. Он считает, что ребенок есть природная индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом портит неправильное общество. Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому мышлению, считал Монтень, поэтому, обучение должно быть таким, чтобы «больше говорил ученик и больше слушал учитель».
Томас Мор (1478 – 1533) в своем произведении «Утопия» разоблачал схоластическое, жестокое и грубое средневековое воспитание. Он высоко оценивал роль образования для человека, считая, что только образованный человек может добиться счастья. Идеалом и целью воспитания признавал гармонически развитую личность. В человеке он особенно выделял общественно значимые качества личности – скромность, добродетельность, трудолюбие, доброту. Мужчины и женщины должны получать равное образование. Школьное образование должно опираться на практический опыт, а также предполагает обязательное участие всех в физическом труде.
В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации,принявшее форму борьбы против римско-католической церкви..
Реформация (reformatio – преобразование, исправление) – это широкое религиозное, социокультурное и общественно-политическое движение, направленное на обновление христианства и переустройство всей жизни в соответствии с новыми ценностями и идеалами. Реформация выдвинула свое понимание природы и путей воспитания человека. По сути, это новое движение смыкалось с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать подрастающее поколение к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.
Лидеры этого движения (Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, М. Лютер, Ф. Меланхтон) провозглашали принцип индивидуальности «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом.
Развитие западноевропейской школы в XV – начале XVII века тесным образом связано с происходившими экономическими, политическими, социальными и педагогическими процессами.
В этот период четко оформились 3 типа учебных заведений.
I ступень – элементарного образования – школы начального обучения (низшие городские школы).
Именно эти школы приняли на себя весь удар борьбы нового со старым. Лютер, Кальвин и др. провозгласили идею всеобщего элементарного обучения детей горожан Катехизису на родном языке. Число таких школ в рассматриваемый период заметно возросло, они учреждались властями и общинами – малые школы (Франция), угловые школы (Германия).
Воспитание в этих школах по-прежнему проходило в рамках религиозных догматов, царило наличие системы жестоких наказаний, преобладал словесный метод обучения, отказ от физического воспитания. Полное начальное образование было доступно только верхушке общества.
II ступень – повышенного общего образования – городские (латинские) школы.
Учебные заведения повышенного уровня образования были тесно связаны с предшествующими городскими и церковными школами. Они имелись во всех крупных городах Западной Европы. Городские школы носили более светский характер по сравнению с прежними учебными заведениями, постепенно выходя из-под церковного управления и подчиняясь местным, городским властям.
Кроме городских школ в этот период были созданы другие учебные заведения повышенного общего образования – гимназии (Германия), грамматические и публичные школы (Англия), коллежи (Франция), школы иеронимитов (Германия, Нидерланды, Франция и др.), дворянские школы (Мейссен, Верона, Флоренция, Падуя, Венеция), школы иезуитов (Вена, Рим, Париж и др.).
III ступень – высшего образования – университеты.
Особенностью развития высшего образования можно считать существенный рост числа университетов в этот период, в XVI в. их количество увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим веком.
Высшее образование также оказалось на стыке борьбы старого с новым. Создание новых и реорганизацию уже имеющихся университетов брали на себя католическая церковь и деятели Возрождения. Так, в германских государствах в XVI – XVII вв.действовало 7 университетов, подчинявшихся Ватикану, они опирались на схоластическое образование.
Центрами университетской реформации и гуманистического образования стали Вюртембергский университет, Страсбургский, Кембриджский, Оксфордский, Парижский университеты.
Таким образом, на смену схоластической системе воспитания раннего Средневековья пришла прогрессивная педагогическая система, в центре которой был поставлен человек, его интересы и возможности. Педагогическая мысль Возрождения ратовала за духовное и физическое развитие человека, приучение к самостоятельному мышлению, формирование высоких нравственных качеств в духе гуманистической морали. Основой для развития человека служили науки – латинский, греческие языки, художественная античная литература, мифология, математика, история, естествознание.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 684;