Философские традиции в Украине. Учение Г.Сковороды

Истоки философской мысли в Украине восходят к славянскому языческому мировоззрению, однако бесспор­но, что она произрастает из единого древа общей культуры Киевской Руси. Хотя изученность философского наследия этого периода явно недостаточна, можно условно выделить три группы источников по степени насыщенности фило­софским содержанием.

Первая группа- это тексты с отчетливо выражен­ной философской проблематикой: некоторые статьи «Из­борников» 1073, 1076 г.г., «Диалектика» Иоанна Дамаскина, «Диоптра» Филиппа Пустынника, ряд сочинений Мак­сима Грека, Нила Сорского, Юрия Крижанича и др.

Вторая группа- это тексты с морально-назидательной направленностью, естественнонаучные, космологические, пуб­лицистические сочинения, примыкающие к философской литературе: «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поуче­ние» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника.

Третья группа- это тексты нефилософского со­держания: деловая переписка, служебники, уставы, юриди­ческие акты и т.д., которые представляют интерес в качест­ве объекта философско-лингвистического анализа.

Обращение к этим источникам позволяет сделать вывод о том, что философская мысль периода Киевской Руси давала ответ на мировоззренческие вопросы о сущно­сти мира, его основах, его сотворении, его познаваемости.

Выдвигаются философско-исторические концепции. Так, например, в «Слове о законе и благодати» Иллариона обосновывается идея равенства всех народов перед «благо­датью», идея единства. А труды Иоанна Дамаскина, визан­тийского автора, в частности, его «Диалектика», ее фраг­менты, включенные в различные сборники, творчески до­полнялись и перерабатывались авторами.

Идеи Платона, Сократа, Аристотеля, других древ­них мыслителей не просто копировались в Киевской Руси, а творчески воспринимались, дополнялись с учетом мировоззрения и духовной культуры своего народа.

Некоторый спад философской мысли происходит в 13-15 вв. вследствие татаро-монгольского нашествия и ко­лонизации украинских земель Великим княжеством Литовким. Но уже в 15 - начале 16 в. идет процесс ее возрождения, связанный с повышением национального самосозна­ния украинского народа, распространением гуманистических идей. Наиболее видными деятелями украинской культуры этого периода были Юрий Дрогобич (1450-1494), Станислав Ориховский-Роксолан(1513-1566) и др. Опира­ясь на античную философию, они утверждали, что человек, как часть природы, имеет право на удовлетворение своих земных потребностей, гармоническое развитие души и те­ла. Они связывали развитие общества с развитием просве­щения, науки, отстаивали естественную теорию происхож­дения государства.

Насильственная колонизация украинского народа и его угнетение особенно усилившиеся после принятия Бре­стской унии (1596 г.), потребовали от украинских мыслите­лей новых мировоззренческих ориентиров относительно понимания мира, сущности, смысла и назначения человече­ского бытия. Существенную роль в ответе на эти вопросы сыграли Иван Вишенский (1550-1621 гг.) и Лаврентий Зизаний (1634) и др.

В объяснении мира И. Вишенский исходит из уче­ния И. Дамаскина и неоплатоников. Он рассматривал мир как творение Бога. Бог - это вечное самостоятельное нача­ло, абсолютная истина, идеал добра, мудрости, справедли­вости. Человек должен стремится к нему, а задача филосо­фии - научить человека праведной жизни, борьбе с неправ­дой и злом, формировать духовную стойкость.

Л. Зизаний признавал творение мира богом из сти­хий, делил мир на четыре уровня: стихии, растения, живот­ные, человек. Человек - высшее творение, состоит из души и тела. Душа бессмертна, однако проявляется только через действия разума и воли. Этим обусловливается свобода во­ли человека, его способность выбирать добро и зло, нести ответственность за свои поступки.

Эти идеи во многом способствовали формированию духовности человека, идеи собственного достоинства, пат­риотизма и любви к Родине. Все это оказало влияние на развитие национальной культуры, философии, просвеще­ния в целом. Это влияние выходило за рамки собственно Украины, а сказывалось и в России.

Следует отметить, что наиболее значительную роль в развитии философской мысли сыграла основанная в 1632 г. Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. - академия). Ее ос­нователь Петр Могила (1596-1647), преобразовав сущест­вовавшую ранее братскую школу при Богоявленском мона­стыре, ввел курс наук, взяв за образец систему преподава­ния Краковского университета. Философия изучалась в те­чение трех лет и включала три части: логику, физику, ме­тафизику.

В составе преподавателей академии были видные профессора Иосиф Кононович-Горбацкий, Лазар Баранович, Феофан Прокопович и др. В философских курсах этих преподавателей наряду с исходными теологическими уста­новками пробивает себе дорогу учение о двойственности истины, пантеизм и деизм.

В споре об универсалиях киевские философы раз­деляют позиции номиналистов. А в философском курсе Ф.Прокоповича можно видеть и идеи Г.Галилея, Ф.Бэкона, Б.Спинозы. Надо отметить, что выпускники академии со­ставили в последующем костяк деятелей отечественной культуры. В развитии философской мысли в Украине в 18 В. особое место занимает Григорий Савич Сковорода(1722-1794), получивший прозвание украинского Сократа, Т.к. последние 30 лет своей жизни он вел образ жизни странствующего философа. Жизнь среди народа и с наро­дом не могла не отразиться на мировоззрении философа. Угнетенное положение народа и его борьбу за освобожде­ние, его мечту о счастье, свободе, духовные качества чело­века труда, его доброту и благородство отразила филосо­фия Г.Сковороды.

Г. Сковорода по-своему решает онтологические, гносеологические и социальные вопросы.

Всюокружающую действительность он рассматри­вает как три взаимосвязанных мира:

- первый мир - это природа, «макрокосмос», или «мир орбитальный»;

- второй мир - это общество и человек или «микрокосмос»;

- третий мир - это мир символов, или Библия. Смысл этой теории - утверждение неразрывной связи человека и при­роды. Все неживое и живое на небесах и земле подчиня­ется единым естественным законам. Сковорода - панте­ист. Бог у него - это «истинная причина в природе».

Каждый из этих миров имеет внутреннюю (духов­ную) и внешнюю (материальную) природу (натуру). В тео­рии познания Сковорода отстаивает концепцию самопозна­ния. «Если мы хотим измерить небо, землю, море, то мы должны прежде измерить себя собственной нашей мерой». В учении об обществе Сковорода исходит из своего учения о «трех мирах» и «двух натурах», вырабатывает свой идеал «горней республики», в которой господствует любовь, ра­венство и общественная собственность.








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 128;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.