Основные направления современной философской мысли
Современное миросозерцание человека конца 20 в. требует выработки целостного философского воззрения на мир, учитывающего традиции и новации в философии. Наш сложный «полифонический» мир требует и «кооперальной коммуникации» в философии, что и проявляется в создании Всемирной федерации философских обществ и в проведении один раз в 5 лет философских конгрессов, на которых происходит обмен мнениями философов различных стран и регионов по актуальнейшим вопросам современности.
За последние годы прошли: ХVII-ый Всемирный философский конгресс в 1983 г. в Монреале (Канада) под общей тематикой «Философия и культура», ХIX-ый в 1988г. в Брайтоне (Великобритания) по теме «Философское понимание человека» и, наконец, Х1Х-ый - в 1993 г. в Москве по теме: «Человечество на переломном этапе: философские перспективы».
Какие общие черты философского процесса современности отразили эти конгрессы?
1. Различные философские направления вступили в своеобразный диалог друг с другом с целью выяснения смысложизненных ориентиров. Все больше проявляется интерес к совместному проведению анализа происходящих процессов, менее значимыми стали идеологические конфронтации. Марксистская философия в этом процессе выступила как одно из направлений мирового философского процесса, нацеленное на диалог с другими философскими направлениями.
2. Кардинальные социальные изменения в мире, приведшие по сути к однополюсному миру, усиливают развитие интеграционных процессов, а следовательно - прогностически-конструктивную функцию философии, направленную на выработку новых идей, осмысливающих тенденции превращения человечества в целостную систему.
3. Характерной чертой современной философии является плюрализм (множественность) философских школ, отражающих множество мнений и поиск множества путей в решении сложных социальных проблем.
4. Преобладающими направлениями являются идеалистические школы, хотя сохраняются и материалистические: диалектический и исторический материализм, научный материализм, эволюционная теория познания.
5. Усилился интерес к социальной философии, к проблемам развития современной цивилизации, роли науки в этом процессе, несколько усилился интерес к иррациональным проблемам бытия.
В современной философии сохранили свое влияние философские модели мышления, сложившиеся в 40-е годы, а также возникли новые школы.
Рассмотрим некоторые направления современной философии.
Феноменология (Э.Гуссерль -1859-1938).
Целью феноменология является: построить науку о науке, наукоучение. Э. Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания. Сознание - это основной предмет философии.
Феноменология стремится выделить чистое, т.е. досимволическое сознание, или «субъективный поток». Главная характеристика сознания - направленность на внешние предметы. Человек вносит в предметы внешнего мира смысл. То есть мир наполнен смыслами сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Оказывается, что сознание в чистом виде - «абсолютное Я» - как бы конструирует мир, внося в него «смысл».
Позитивизм. Возникший в 20-е годы 19 века позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер) эволюционировал через махизм (Э.Мах, Р.Авенариус), неопозитивизм 20-30х гг. (М.Шлик, Б.Рассел, Л.Витгенштейн) к постпозитивизму (И. Лакатос, Т. Кун, П.Фейерабенд) и критическому рационализму (К.Поппер, У.Бартли). Для позитивизма вообще характерен мировоззренческий скептицизм, стремление объявить все философские вопросы «псевдонаучными». Очищению философии способствует «верификация», или опытная проверка знаний. Карл Поппер, например, выдвинул тезис о том, что факты не могут подтверждать ни одно положение, но могут их опровергать (фальсифицировать). Этот принцип приводит к отрицанию объективной истины, замене понятия истины «оправданностью». К.Поппер сомневался в способности человеческого разума, и его критицизм «сползает» в иррационализм.
Экзистенциализм. Возник в 20-е годы 20 века. Обычно различают христианский экзистенциализм (К.Ясперс, Г.Марсель) и атеистический экзистенциализм (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю и др.) Важнейшим вопросом этой философии является вопрос о соотношении сущности и существования.
Сущность - это эмпирическая действительность, мир фактов, явлений природы и общества. Они являются чем-то вторичным, производным от существования.
Существование - это человеческое самосознание. «Существовать - значит быть мыслимым». По выражению Г.Марселя, существование никогда не будет объектом. Оно представляет собой лишь род чувства, т.е. человек сначала существует, думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире. Человек преобразует мир, ставит его в зависимость от себя, придает ему значимость. Нам кажется, что мир рационален, что есть некие законы мира, на самом же деле мир абсурден, бессмыслен, как и вся человеческая жизнь. Центральное место в экзистенциализме занимает вопрос о конфликте личности и общества, отчуждении человека. Сознание человека свободно, и он свободен в своем выборе от требований общества. Но часто он свободно выбирает несвободу.
В чем сущность человека? Она - в особом способе жизни, существовании в страхе, в осознании начала и конца (рождение и смерть). Поэтому существование человека -это «бытие для смерти» (Хайдеггер). Это пессимистическое направление, хотя, например, Ж.П.Сартр утверждает, что экзистенциализм - это гуманизм.
Герменевтика. Гермес - в древ. греч. мифологии изобретатель языка, письменности, вестник воли богов. Воля богов часто изображалась аллегорически, в сжатой форме, в изречениях оракулов, которые надо было расшифровать, выяснить их скрытый смысл. Герменевтика и стала означать искусство толкования полученного «свыше» знака, изречения. Основателем герменевтики нового времени явился Ф. Шлейермахер (1768 - 1834), позднее - крупнейшим авторитетом в области герменевтики стал В. Дильтей (1835 -1911), в современных условиях - Г. Гадамер.
Предметом философии должны быть тексты, которые для субъекта выступают объективной реальностью. Текст оказывается самостоятельным и по отношению к автору и по отношению к среде его эпохи. Поэтому задача герменевтики состоит в выяснении возможных интерпретаций текстов, т.е. не в репродукции старого смысла, а в производстве нового смысла на базе старого текста. Герменевтика связана и с логикой, и с аналитической философией. Гадамер говорит о языке как о важнейшем условии упорядочения связи событий в нашем понимании.
В кратком пособии невозможно дать характеристику таким направлениям, как прагматизм, философия психоанализа, философская антропология, биоэтика, структурализм. Студенты самостоятельно знакомятся с ними, используя учебники и учебные пособия.
Мы же отметим, что в наше неспокойное, бурное социальными событиями время усиливается значение и влияние религиозной философии, еешкол, таких как персонализм. христианский эволюционизм, неопротестантизми неотомизм.
Наиболее влиятельна религиозно-философская школа неотомизма. (Жильсон - 1884-1978 гг., Маритен - 1882-1973 гг.) Главные принципы этого направления восходят к Фоме Аквинскому. Это единство веры и знания, науки и религии; признание двух истин: веры и разума; превосходства теологии над философией. Исходным принципом неотомизма является утверждение, что мир создан богом. Материальный мир делится на мир физический, телесный, преходящий и на мир бессмертный, мир чистых и неизменных сущностей. Помимо этого существует особый божественный мир. И процесс познания включает также 3 ступени: чувственную, рациональную и ступень божественного откровения. В неотомизме отстаивается принцип двойственности истины. Есть две истины - истина научная и истина божественного откровения. В последние годы наблюдается сближение неотомизма с достижениями науки (Б. Лонерган, «Метод в теологии»). И святое писание и святое предание - это якобы не посылки для выводов теологов, а материал для дальнейшего исследования.
Неотомизм разработал и свою социальную доктрину, оказывает огромное влияние на мировые социальные процессы, на развитие цивилизации.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 138;