СВЕТСКИЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ИТАЛИИ.

ФРОТТОЛА, ВИЛЛАНЕЛЛА, МАДРИГАЛ.

Необыкновенно богат событиями был XVI век в истории итальянского музыкального искусства, представлявшего в это время картину более сложную, чем в любом из предшествующих столетий. Одни направления достигали здесь своей вершины в итоге длительного развития (вокальная полифоническая музыка строгого стиля), другие возникали и интенсивно развивались, порожденные духовной атмосферой именно данного периода (светская музыка в жанрах мадригала и фроттолы).

Светские вокальные жанры в Италии развиваются в XVI веке как бы по двум главным направлениям: одно из них объединяет разновидности жанра, так или иначе близкого к песне (фроттолы, вилланеллы и другие формы), другое же более связано с полифонической традицией, хотя и не ограничено ею (мадригал). В самом слове фроттола подчеркнуто бытовое, народное, даже уличное назначение песни (frotta —толпа). Определенный музыкальный склад она приобрела, видимо, в последнем десятилетии XV века, став четырехголосным вокальным произведением, но первых порах единого автора — поэта и композитора в одном лице. Назначение фроттолы— очень широкое: она могла исполняться н домашнем быту и повсюду в городской среде, на городских празднествах, во время карнавалов, в театральных спектаклях. По содержанию фроттолы достаточно разнообразны. Преобладает любовная лирика, но немало и шуточных, комических или нравоучительных текстов. Так или иначе ничто здесь не отяжелено, не страдает отвлеченностью или аристократическим снобизмом:ведь это - самый массовый жанр, к которому обращались итальянские композиторы.

Сменившая фроттолу в популярном песенном репертуаре вилланелла царила в нем по преимуществу в третьей четверти XVI в. В отличие от фроттолы, которая начала свое распространение с севера Италии, вилланелла, так сказать, двигалась по стране с юга и была более всего связана с неаполитанской песенностыо, очень динамичной, с острыми ритмами. Вилланелла произошла из крестьянских песен и, даже будучи развита современны|ми ей композиторами, сохранила дух демократизма. Вилланелла движется дальше но пути, открытом фроттолой: она более гомофонна, в ней больше моторных, танцевальных ритмов, больше динамики.

Мадригал и качестве музыкально-поэтической формы в новых исторических условиях занял своеобразное место между традиционными жанрами полифонии строгого стиля — и непритязательной музыкой, более близкой быту. Мадригал на протяжении XVI века очень сильно эволюционировал, причем углублялось его лирическое содержание, проявлялась со временем внутренне -театральная природа, изменялся стиль полифонического письма. И все же оставались устойчивыми принципы жанра: это светский характер, свобода от многих норм и канонов строгого стиля в многоголосии, гибкое развертывание композиции в связи с поэтическим текстом, новые и все более широкие возможности проявления индивидуальной творческой инициативы.

Развитие мадригала в XVI веко было особенно тесно связано с современной ему итальянской поэзией. Художественной средой, в которой культивировался мадригал как музыкально-поэтическая форма, была сложившаяся в эпоху Возрождения среда знатоков и просвещенных любителей музыки, музыкально-поэтических содружеств, академий, в которых общались поэты и ценители поэзии, музыканты и их друзья. В отличие от мотета (на латинский текст) с его более академическим общим обликом и более специальным назначением (духовным, официально-праздничным) или фроттолы с ее широко бытовым диапазоном — мадригал был крупнейшим жанром светского музыкального искусства.

РЕНЕССАНС И НАСТУПЛЕНИЕ КОНТРРЕФОРМАЦИИ

На подъем реформационного движения, на победы ренессансного гуманизма, светского мировосприятия римская церковь ответила католической реакцией. Папство было заинтересовано в том, чтобы отстоять и догматы католической церкви, и ее политическую, даже экономическую силу. Пий IV настаивал на том, что в церкви должен звучать лишь григорианский хорал, против этого возражал император Фердинанд I.

Многоголосную музыку признали допустимой в церкви, но лишь при условии, что она не будет мешать слышимости текста, не включит в себя ничего светского. Была введена инквизиция.

 








Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1668;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.