ОПЕРА ВО ФРАНЦИИ. ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ
Распространяясь в XVII веке по Европе, итальянская опера становится на время своего рода образцом в процессе формирования ряда молодых национальных творческих школ. Франция XVII века, тоже не игнорировавшая итальянские образцы, вне сомнений, создала свой собственный оперный стиль, легко опознаваемый, определенный и отличный от итальянского.
Французская опера созревала в 1670-80-е годы в Париже как искусство общенационального значения, единое, централизованное по сути и по духу. Стиль французской оперы сложился в классическую пору абсолютизма, когда культуре и искусству Парижа придавался большой государственный смысл.
Сила молодого оперного искусства начавшего свой путь в Париже, заключалась в первую очередь в его глубокой французской основе.
Всего пятнадцать неполных лет оперной деятельности Люлли уже определили художественный облик французской оперы.Это не могло бы произойти, если б в процессе формирования нового жанра не было твердой опоры на ранее развивавшиеся и типичные приемы французского искусства в других его областях: в классической трагедии с ее эстетической концепцией и исполнительским стилем, во французском балете, песенно - танцевальных бытовых традициях.
К началу 1670-х годов французская классическая трагедии достигла полной зрелости стиля. Были созданы почти все трагедии Корнеля и ряд лучших трагедий Расина. В театре сложилась определенная школа трагедийной игры, для которой стали характерны и особая манера поведения актеров на сцене, и особый тип приподнято-патетической размеренной декламации. Однако иные истоки оперного творчества Люлли восходят к традициям не трагического, а скорее декоративного и зрелищного театра с его изобразительно-динамическими особенностями во Франции с конца XVI века.
Но прежде чем была создана опера во Франции, .парижане ознакомились с итальянским оперным искусством, с итальянским вокальным стилем, отличным от французского. Увлечение итальянским пением в Париже привело тогда к первым попыткам поставить итальянскую оперу при дворе. Будучи итальянцем, Мазарини всячески способствовал этому.
Появление итальянской оперы в Париже должно было подвигнуть французов к созданию собственных образцов этого нового рода искусства. В 1659 году композитор Робер Камбер поставил в замке Исси “Пастораль” на текст поэта Пьера Перрена — “первую французскую музыкальную комедию”. В 1669 году Перрен подал прошение Людовику XIV, а в ответ получил от короля патент на открытие Королевской академии музыки—первого французского оперного театра. Патент давал Перрену монопольное право публичного исполнения опер во Франции.
Люлли стал с 1672 года — как композитор, дирижер, режиссер, балетмейстер, организатор—“абсолютным монархом” французского оперного театра и оставался им до конца жизни.
С именем Люлли справедливо связывается не только само начало французского оперного искусства, но и формирование в целом национального стиля французской лирической трагедии как называли тогда оперу.
В истории оперы Люлли — основоположник ее французской традиции, в истории музыки — один из наиболее явных предшественников предклассических направлений в искусстве XVIII века.
Жан Батист Люлли (Джованни Баттиста Лулли) родился 28 ноября 1632 года во Флоренции или близ нее, в семье итальянского мельника. С детства проявил музыкальные и актерские способности. В 1646 году герцог Гиз увез его в Париж, где Люлли попал в дом к принцессе Монпансье. С 1653 года получил звание “придворного композитора инструментальной музыки».
Творческая работа Люлли с самого начала была крепко связана с театром.
До начала оперной деятельности Люли в течение около двадцати лет испытывал свои силы в других жанрах: в балетной музыке, а также, сотрудничая с Мольером, в музыке к комедийным спектаклям. После смерти Мольера в 1673 году
Люлли, по существу, стал первой фигурой французского придворного театра.
Энергия Люлли не ослабевала со временем. Он умер 22 марта 1687 года в расцвете своей славы, как подлинный властелин французской оперы.
Как единовластный руководитель Королевской академии музыки Люлли обнаружил выдающиеся способности театрального деятеля.
Постоянным либреттистом Люлли стал драматург Филипп Кино. По указаниям композитора он разрабатывал планы либретто, а окончательный выбор того или иного сюжета принадлежал королю. Люлли, однако, мог и умел направить внимание монарха на желательный сюжет и повлиять на его решение.
Первой постановкой Люлли в Королевской академии музыки была опера-балет “Празднества Амура и Вакха” (1672). —Затем последовал ряд лирических трагедий: “Кадм и Гермиона” (1673), “Альцеста” (1674), (1675), “Атис” (1676), “Персей” (1682), “Армида”— называем главнейшие. В конце жизни композитора возникла героическая пастораль “Ацис и Галатея”. Хотя в этих произведениях связь с балетом оставалась очень значительной, все же они относились к иному жанру, ибо были сильны драматическими, даже героическими своими сторонами.
Музыкальный язык Люлли не очень сложен и вне театра мог бы показаться и монотонным. Но он в целом безусловно нов и даже зрел: ясность гармонии, ритмическая энергия, четкость членения формы, чистота фактуры говорят о победе принципов гомофонного мышления.
Итак, лирическая трагедия Люли —это обширная, рационально построенная музыкально-сценическая композиция, в которой античный мифологический сюжет развернут по схеме трагедии, но интерпретируется как героическая сказка.
Танцы у Люлли всегда современны: менуэт, гавот, канари и другие, независимо от того, что они отнесены к античности.
Глубокая французская основа оперной музыки Люлли, единство его оперной композиции, редкое сценическое чутье, интерес к большим героическим темам сделали музыкально- драматическую концепцию Люлли исходным пунктом всей французской оперной школы.
Влияние же Люлли в более широком смысле, как музыканта определенного направления, сказалось сильнее всего в областиинструментальной музыки и притом не только французской. Учениками Люлли оказались не только французские композиторы, но и некоторые немецкие музыканты на рубеже XVII—XVIII веков.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 2356;