Развитие творческого потенциала.

Развить творческий потенциал сотрудников можно через организацию и проведение инновационных игр.

На первоначальных этапах в инновационных играх выделяли три типа результатов:

1) содержательные — идеи, решения сложных, слабоструктуриро­ванных проблем, проекты, программы;

2) социальные — консолидированные группы, команды руководи­телей и специалистов;

3) учебные — освоение участниками новых методов работы, в пер­вую очередь эффективных способов коллективного принятия реше­ний.

В дальнейшем круг решаемых задач и соответствующих им мето­дических средств был расширен. Организация инновационных игр позволяет получать следующие результаты:

1) содержательные;

2) социальные;

3) психологические — лучшее понимание себя и других; устойчи­вая ориентация на личностное развитие, на непрерывное приращение своего творческого потенциала, на наиболее полное использование своих сил и способностей;

4) психофизические — формирование навыков психофизической саморегуляции;

5) методические — появление новых методов, приемов, техник;

6) духовные постижения, помогающие участникам игры осущест­влять самоопределение, по-новому осознать назначение своей жизни, переосмыслить жизненные ценности;

7) энергетические результаты — приобретение участниками игры более высокого биоэнергетического потенциала, повышение уров­ня социальной активности за счет возникновения общего биополя группы;

8) эстетические результаты — участники игры часто включают­ся в художественную деятельность: пишут стихи, сценарии, рисуют, т.е. используют художественные средства;

9) методологические результаты — появление новых методологи­ческих подходов, идей, направлений консалтинговой работы.

Метод организации инновационных игр прошел в своем становлении ряд этапов. Первая «Программа инновационной игры» была опубликована в Ярославле в 1982 г. Метод инновационных игр второго поколения оформился к 1987 г. Первая коммерческая инновационная игра была проведана в Алма-Ате в августе 1988 г. Одним из зафиксированных ее результатов стало создание по инициативе одного из участников республиканского Центра изучения общественного мнения Казахстана — ЦИОМ. В 1990-е гг. В. С. Дудченко при характеристике разрабатываемой им методической системы отказался от самого слова «игра», относя на 1990—1993 гг. становление так называемого инновационного мето­да, в котором «игровая специфика и форма уходят полностью». В со­временных условиях игровое сообщество рассматривает метод организации инновационных игр как актуальный для управленческого консультирования.

Игра инновационного типа предполагает (и обеспечивает) коллектив­ную творческую работу всех участников, их высокую отдачу и мотивированность на решение выдвинутых в игре проблем и задач.

При проведении инновационных игр используется ряд особых техник.

Распредмечиваниеотказ от жесткого предметно-профессиональ­ного взгляда на действительность. В своих крайних проявлениях та­кой взгляд называется психологами «профессиональным кретиниз­мом», он не позволяет человеку целостно воспринимать реальность, адекватно оценивать ситуацию и правильно понимать других людей. Наиболее его распространенные формы: технократизм — рассмотре­ние людей и организаций как «винтиков», деталей некоего механизма; экономизм — абсолютизация экономических интересов в ущерб со­циальным; дирижизм (бюрократический утопизм) — преувеличенное представление о возможностях административно-командных мето­дов, недооценка возможностей самоуправления; сциентизм — абсо­лютизация роли науки и исследовательского подхода в управлении, в сфере культуры (за образец берутся естественные науки и математи­ка). Распредмечивание достигается путем организации столкновения собственных позиций игроков (в продуктивном конфликте) и обсуж­дения проблем с «чужих» позиций.

Проблематизациявыявление реальных затруднений в деятель­ности, причем не внешних, а внутренних, проистекающих, например, из неорганизованности поведения, мышления, дел. Эти затруднения фиксируются так, чтобы стало возможным их осознание и работа с ними. Основное средство проблематизации — поиск оснований, глубинных причин, лежащих в основе затруднений.

Целеполагание — определение главных целей, за реализацию кото­рых берут ответственность участники игры. Несмотря на кажущуюся простоту, постановка целей вызывает значительные затруднения. Во-первых, цели иногда противостоят стереотипам и нормам, через кото­рые человек смотрит на свою работу и которые могут подменить его цели. Во-вторых, выбор главной цели не всегда конкретизирован.

Самоопределение — фиксация собственной позиции в общем про­странстве игры. Строится на основе индивидуальных целей, их соот­ношения с целями и позициями других участников. Консультант по­могает выделить элементы самоопределения и собрать их в систему.

Рефлексия— одно из основных методологических средств, осно­ванное на осмыслении процесса, способов и результатов деятельности отдельного человека и группы. Человек имеет возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны и «увидеть» себя, свое сознание, свое мышление и действия других людей. Это расширяет диапазон осоз­наваемых элементов деятельности, способствует пониманию причин затруднений. Рефлексия — механизм саморазвития человека, закреп­ляющий удачные элементы деятельности и отстраняющий неудачные.

Схематизация метод строится на по­сылке, что зрительные образы мыслительных или реальных процессов, представленные наглядно, легче поддаются рассмотрению (анализу и синтезу), особенно если в работе участвуют несколько человек.

Позиционный анализ (позиция — одно из ключевых понятий в мето­дологии деятельности). Определяется как место в структуре деятель­ности, предписывающее определенный способ видения (восприятия) реальности и определенные способы действий.

Последовательность процедур в организации инновационных игр:

— диагностика задачи;

— анализ ситуации;

— формулирование проблем;

— определение целей;

— выработка решений;

— разработка проекта;

— формирование программы реализации проекта.

Организация инновационных игр ориентирована на разностороннюю проработку возможных решений и их обоснование. Эта работа осуществляется в форме про­ектирования. Содержание проектов — картина желаемого состояния социально-экономической системы, например промышленного пред­приятия. Проект задает перспективу развития и является результатом усилий всех участников работы.

В ходе инновационных игр организуется соревнование между несколькими (2—6) группами за лучший проект, и такое соперничество повышает требовательность к качеству работы. Разработка проекта не гарантиру­ет его реализации. Для внедрения необходима специальная программа деятельности, которая также намечается в ходе игры и включает указа­ние способов и путей претворения проекта в жизнь.

Обучение является важной составной частью организации инновационных игр. Решение со­вместно с заказчиком его проблем, разработка проектов и программ предполагает и обучение соответствующим средствам и методам. Ин­новационное обучение формирует умение находить нестандартные эффективные решения в сложных ситуациях с высокой степенью не­определенности.

Инновационные игры могут использоваться при поиске новых идей, при поиске методов реализации отобранных для этого идей и при поиске методов решения любых проблем.

Рассмотрим некоторые из этих методов.

Целевые обсуждения.Целевые обсуждения как один из методов вы­работки новых идей нашли широкое распространение в самых разных областях. Метод заключается в проведении совещания, направляемо го ведущим» главная задача которого заключается в том, чтобы втянуть всех присутствующих в открытую и заинтересованную дискуссию и дать совещанию вылиться в серию пассивных ответов на вопрос При этом ведущий нацеливает участников на обсуждение в определенной области, в которой ведется поиск идей новой продукции. Целевое обсуждения не только помогают в поисках новых идей, но и позволяют оценивать перспективность новых идей и концепций.

Инвентаризация «слабых мест»(т.е. недостатков каких-либо това­ров). Этот метод похож на метод целевых обсуждений, но здесь участни­ки обсуждения не предлагают новых идей. Собравшимся представляют заранее составленный список слабых мест (недостатков) определен­ных видов продукции и предлагают указать, какой конкретный товар на рынке соответствует этим слабым местам, и почему сделан именно этот выбор. На основании этого можно заняться модернизацией имею­щегося товара, а не придумывать какой-то новый товар, что значитель­но труднее.

Стимулирующее представление задачи.Большинство бизнес-задач не является формализованными и четко структурированными. Особен­но это касается задач, связанных с поиском новых направлений инно­вационной деятельности. Нечетко поставленные задачи требуют боль­ших усилий по их выполнению. Зачастую правильное представление неформализованной задачи дает возможность ее решения.

Метод вопросника.Он заключается в том, что используется заранее составленный список вопросов или предложений, имеющих отноше­ние к поставленной проблеме. Этот метод применим как для выработ­ки принципиально новых решений, так и для поиска новых идей в заранее определенной области. Вопросник составляется в произвольной форме.

Метод случайных ассоциаций.Данный метод очень полезен при не­обходимости выработать совершенно новый взгляд на проблему. Он состоит в том, что на листе бумаги пишется слово или фраза, имеющая (или даже не имеющая) отношение к обдумываемой затем добавляется другое слово или фраза с новым оттенком, потом еще одно и т.д. Постепенно возникает непрерывная цепочка идей, которые можно применить для решения обдумываемой проблемы. Возможный вариант применения метода - идентификация проблемы Проблемами в других областях. Перенесение и адаптация подходов крещению проблемы, использующихся в других сферах, может дать весьма нестандартные решения.

Эвристический метод.Он заключается в построении догадок, про­гнозировании и выборе возможных решений на основе интуиции, логических рассуждений и прошлого опыта. Менеджеры (особенно высших уровней) часто прибегают к эвристическому методу, так как большинство решений им приходится принимать в условиях недос­таточной информации, в том числе и о последствиях принимаемых решений, поэтому и приходится пользоваться или интуицией, или ло­гическими рассуждениями с использованием прошлого опыта.

Мечты о невозможном.Мечтать о невозможном, несбыточном бывает очень полезно, особенно при поисках новых идей и наибо­лее рациональных методов их реализации, так как такие мечты могут натолкнуть на совершенно новые, оригинальные мысли. Все прихо­дящие в голову мысли, идеи, возможности надо записывать, а потом тщательно изучать и анализировать.

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Какие причины, препятствующие появлению новых идей в организации, перечисленные в п.1., вы считаете наиболее распространенными? Как устранить эти причины?

2. Как определить потенциал выдвинутых идей?

3. Что делать если руководитель не увидел потенциал идеи?

4. Оформите вашу инновационную идею по форме таблицы 11.

5. Укажите основные причины сопротивления персонала организации нововведениям.

6. Докажите объективность и закономерность причин со­противления людей нововведениям.

7. Перечислите способы преодоления сопротивления нововведениям?

8. Обобщите материал п.3.1. в таблицу

 

Функции менеджера инновационного подразделения Необходимые умения, навыки, компетенции
1. Планирование инновационной деятельности. Аналитические умения, умение предвидеть развитие ситуации.
2. 3. 4. и т.д.  

 

9. Какие показатели отличают инновационную культуру организации.

10. Как в организации можно осуществить принцип стимулирования открытых групповых процессов?

11. В чем суть принципа признания потребности работников в автономии (см. табл. 14)?

12. Перечислите качества креативной личности.

13. Какие из перечисленных качеств легче развить в рамках трудовой деятельности?

14. В чем отличие традиционного мышления от творческого? В каких ситуациях более эффективно использовать традиционное мышление, а в каких – творческое мышление?

15. Как можно развить творческий потенциал сотрудников?

 

 








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 141;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.