Личностные качества.
На основе обобщения большого количества признаков, характеризующих творческую личность, было выделено 12 их групп.
1. Осознанность — восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
2. Оригинальность — гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предположения, действовать исходя из принципа «А что если?».
3. Независимость — уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
4. Склонность к риску — готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
5. Энергичность — поглощенность действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
6. Артистичность — выразительность, эстетические интересы.
7. Заинтересованность — широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
9. Тяга к сложности — интерес к непонятному и таинственному, тер-; пимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовмес-! тимого.
10. Непредубежденность — восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
11. Потребность в одиночестве — самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самоосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
Интуитивность— проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
А. Маслоу в книге «Новые рубежи человеческой природы» на основе многолетнего изучения жизни и деятельности выдающихся людей описал качества творческой (самоактуализирующейся) личности. Среди них – принятие себя, других и природы, независимость, потребность в уединении, вершинные или мистические переживания, глубокие межличностные переживания, разграничение средств и целей, философское чувство юмора и другие.
Следует отметить, что не всякая креативность, даже в сочетании с личностными качествами, способствующими ее проявлению, приводит к тому, что человек создает творческие продукты деятельности, обладающие потребительскими качествами. Возможен вариант, когда креативность остается некой «вещью в себе», проявляющейся только в области мечтаний, никак не связанных с реальностью. В связи с этим психологи говорят о «наивной» и «культурной» креативности. В первом случае — это некая «сырая» способность создавать что-нибудь новое, имеющаяся у большинства детей, но чаще всего ослабевающая по мере взросления. Во втором случае — это способность к продуктивному творчеству, основанная как на опыте, так и на интеллектуальных способностях.
Большинство людей более комфортно чувствуют себя в знакомых и поддающихся контролю ситуациях, когда точно понятно, как следует действовать, чтобы получить тот или иной результат. Когда такие люди оказываются в новой, необычной ситуации, они испытывают дискомфорт и тревогу. У них возникает потребность покинуть эту ситуацию или структурировать ее, превратить в понятную и предсказуемую. Фактически такое структурирование в большинстве случаев сводится не к тому, что видоизменяется ситуация (что во многих случаях в принципе невозможно), а к тому, что меняется ее восприятие. На нее «накладывается», зачастую без достаточных на то логических оснований, какой-то прошлый жизненный опыт, имеющийся у человека стереотип и т. п. В результате ситуация начинает восприниматься как более структурированная и предсказуемая, чем она есть на самом деле. С одной стороны, человек на основе стереотипа или аналогии с какой-то иной ситуацией предполагает, к каким последствиям она приведет (и такие предположения далеко не всегда оказываются обоснованными). С другой стороны, такое восприятие создает у него своеобразную «зашоренность», препятствует возможности увидеть собственные возможности повлиять на эту ситуацию, варианты ее исходов и т. п.
Это соответствует шаблонному, нетворческому мировосприятию. Ситуации новизны и неопределенности для его носителя дискомфортны, а поведение в них в большинстве случаев строится не вполне адекватно.
Таким образом, различают традиционное мышление и творческое мышление. Их отличительные особенности можно увидеть в таблице 15.
Наиболее существенное преимущество традиционного интеллектуального поиска по сравнению с творческим состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Но это возможно лишь при нескольких допущениях:
- проблема или задача в принципе имеет единственно правильное решение или четко ограниченный круг верных решений;
- известен алгоритм решения данной задачи;
- имеются полные и верные исходные данные для ее решения.
Таблица 15.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 172;