Внутриличностные преграды, их столкновение в поступке являются основой отношения к себе – главной составляющей смысла «Я».
Когнитивная трансформация отношения к себе выражается в субъективном наделении себя чертами, т.е. в самовосприятии, эмоциональная трансформация – в возникновении эмоций, чувств, направленных на себя самого
Таким образом, люди в течение своей жизни должны выбирать. Жизненный выбор может быть различной степени важности и сложности для личности. Очень важную роль при осуществлении выбора играет моральный аспект, который часто детерминирует выбор, определяя поступки. Человек принимает решения, руководствуясь своими представлениями о том, что нравственно и что безнравственно, что морально и что аморально. Ценностное сознание – одна из важнейших детерминант выбора.
1.9. Моральные ценности, нормы и деструктивность
Моральные ценности – предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм). Это исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.
Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Моральный идеал(фр. ideal – относящийся к идее)– представление о нравственном совершенстве, высший моральный образец.
Категории морали:
1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;
2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);
3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);
4) счастье.
Т. Гоббс пишет: «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей». Ф. Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль – это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус – это оторванный от реальной жизни идеалист.
Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.
Нормы морали– это формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.
Моральные нормы – это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.
В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм – «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.
Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.
Золотое правило нравственности – основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о нем относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Специфика морали.
1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);
2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);
Функции морали.
1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).
2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).
3) Конститутивная (от constitutus – утвердившийся, установленный) функция.
Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.
4) Координационная функция.
Этапы формирования нравственной культуры личности.
Нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.
1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.
2) Второй этап – конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.
3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.
Главный мотив нравственного поведения здесь – совесть. Если стыд – чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понятие деструктивности, ее формы по Э.Фромму.
2. Охарактеризуйте влияние защитных механизмов на деструктивность личности.
3. Перечислите виды мотивов созидания и разрушения.
4. Раскройте специфику борьбы мотивов в развитии деструктивности.
5. В чем заключается ответственность и выбор в оценке моральных поступков?
6. Особенность проблемы морального выбора?
7. Раскройте особенности моральных норм.
Литература
Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопр. философии. 2006. № 5.
Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 1: Философская эстетика 1920-х годов. М.: Рус. словари, Яз. славян. культуры, 2003.
Бердяев Н. Смысл творчества. М.: АСТ, 2006.
Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии: Сб.ст. /Отв.ред. Е.В.Шорохова. - М., 1975. - С. 222-240.
Вдовина Н. Р. Социально-нравственные нормы как регуляторы поведения и деятельности личности //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л., 1984. С. 154.
Вебер М. Избранное: Образ общества. М.: Юрист, 1994.
Вебер М. Основные социологические понятия //Избранные произведения /составл., общ.ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гацденко. - М.: Прогресс, 1990. -С. 602-643.
Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике // Ведомости Научно-исслед. ин-та прикладн. этики. Вып. 25: Профессиональная этика / Под ред. В.И.Бакштановского и Н.Н.Карнаухова. Тюмень, 2004.
Гусейнов А.А. Ценности и цели: Как возможен моральный поступок // Этическая мысль. Вып. 3. 2012.
Дюркгейм Э. Норма и патология //Социология преступности: Сб.ст. -М.:Прогресс, 1966.-С. 39-44.
Клейберг Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных системах -Кемер.гос. ун-т. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.- 141 с
Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения /Ин-т психологии и пед.- [2-е изд., доп.]. - М.: Вита-пресс, 1997. - 143 с.
Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.,1982.
Лаштамиров С. Л. Социальные нормы: гносеологический и социологический анализ. Баку, 1984.
Плохов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. М.,1985.
Прокофьев А.В. Концептуализация понятия «общественная мораль»: Некоторые проблемы и трудности // http://ethicscenter.ru/biblio/ prokof.html
Прокофьев А.В. Подвижная связь межчеловеческих связей (дисциплинарный и перфекционистский элементы морали через призму политической философии Х.Арендт) // Этическая мысль. Вып. 5 / Под ред. А.А.Гусейнова. 2013.
Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
Рогожа М.М. Моральный поступок и моральное действие: критерии оценки // Этическая мысль. Вып. 10. М.: ИФ РАН, 2010.
Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструктивности.//Социологические исследования. 1992. №6. С.113.
Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 45. М.: Гослитиздат, 1956.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2004. С 159.
Вопросы для самоконтроля:
1. Деструктивность – это:а) разрушение; б) аморальное поведение; в) внутриличностный конфликт; г) все ответы неверны.
2. Автор теории деструктивности:а) З. Фрейд; б) К. Юнг; в) Э. Фромм; г) В. Райх.
3. К доброкачественной агрессии относится:а) псевдоагрессия; б) жестокость; в) садизм; г) месть.
4. Сущностью садизма является: а) стремление убивать; б) жажда власти; в) неразделенная любовь; г) подавленное чувство тревоги.
5. Защитные механизмы:а) устраняют из сознания источник конфликтного переживания; б) разрушают Сверх-Я; в) приносят моральное удовлетворение; г) поднимают самооценку.
6. К примитивным защитам н относятся:а) отрицание; б) изоляция; в) проекция; г) интеллектуализация.
7. К защитам высшего порядка относятся:а) всемогущий контроль; б) морализация; в) примитивная идеализация; г) расщепление Эго.
8. Альтруизм, реализация человеком своих способностей, созидательный труд, самоотдача и любовь, приносящие пользу человечеству, называются:а) личностное здоровье; б) самоактуализация; в) интеллектуальная зрелость; г) гражданское самосознание.
9. К мотивам разрушения не относятся:а) мотив зависимости; б) мотив власти; в) мотив приобретения; г) мотив присвоения.
10. К критериям оценки нравственных поступков не относится:а) ответственность; б) наличие цели; в) низкий уровень инфантильности; г) самодисциплина.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 645;