ДОБАВКА МУНТЯН ПЕРЕВОД

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Политическая культура – совокупность личных позиций и ориентаций членов конкретной политической системы. Это субъективная сфера, создающая первооснову политических действий и придающая им смысл.

Габриэль Алмонд

 

Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, анализировалось и описывалось мыслителями древности - Конфуцием, Платоном, Аристотелем. Однако сам термин появился много позже – в XVIII веке в трудах немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803). Теория же, описывающая это политическое явление, сформировалась только в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ столетия в русле западной политологической традиции. Американский политолог Г. Алмонд (1911-2002), исследуя политическую систему, выделил оценки политических явлений, которые в совокупности и характеризовал как политическую культуру. Американцы Сидней Верба (род. 1932), Люсьен Пай (род. 1921), Уолтер Розенбаум (род. 1934), Рональд Инглхарт (род. 1934), англичане Ричард Роуз (род. 1933), Деннис Кэвэнах, немецкий теоретик Клаус фон Бойме (род. 1934), французы Морис Дюверже (род. 1917), Роже-Жерар Шварценберг и другие ученые существенно дополнили и развили учение о политической культуре.

В настоящее время в политологии сложились три основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее со всем субъективным содержанием политики, подразумевая под политической культурой всю совокупность духовных явлений (Алмонд, Верба, Джордж Бингэм и т.д.). Другие исследователи рассматривают ее как отражение образцов политического поведения человека (Стивен Уайт [род. 1945], Джек Плейно, Мэри Дуглас). Они же представляют себе политическую культуру как некую матрицу используемых человеком норм и правил политической игры. Третья группа политологов понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентаций в практическом поведении (Иен Шапиро, Парматма Шаран (род. 1916), Уолтер Розенбаум).

В современной политологической литературе понятие политической культуры все больше рассматривается как политическое измерение культурной среды в конкретном обществе, характеристика национальных достоинств каждого народа, в связи с чем она определяется как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества. С такой точки зрения политическая культура – это совокупность официально принятых и неофициально бытующих в той или иной стране политических норм, правил, принципов и обычаев, которые достаточно жестко, хотя зачастую и незаметно, определяют, направляют, ограничивают их политическое поведение.

II. На формирование политической культуры того или иного общества и строя оказывают влияние многие факторы:

исторические предпосылки, в целом то, что обычно понимается под “исторической памятью”;

общая культура страны, народа, частью которой является политическая культура;

географические факторы, так как геополитика – не последний элемент в стратегическом мышлении правящих кругов всех стран мира;

идеология как один из существенных факторов формирования политической культуры.

Содержание политической культуры, ее структура состоит из следующих компонентов:

- политических знаний, которые складываются из теоретических научных знаний и практических знаний, получаемых на основе текущей информации. Без теоретических знаний текущая информация не способна формировать глубокую и адекватную картину политических процессов, событий. Текущая информация дает возможность правильно ориентироваться в переживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач времени;

- культуры политического мышления – умения правильно ориентироваться в обстановке, акцентировать внимание на главном в политической жизни, способности анализировать и систематизировать сведения, давать правильную оценку политическим событиям и принимать в соответствии с нею решение о своем отношении и своем участии в них;

- культуры политических чувств, которые определяют политическое поведение людей;

- культуры политического поведения и деятельности, которые складываются под влиянием политических традиций, уровня политического сознания, культуры политического мышления и чувств.

Политической культуре в политической жизни свойственны определенные функции, к важнейшим из которых можно отнести следующие:

идентификационную, раскрывающую постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

ориентационную, характеризующую стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе. Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и правила игры в политической сфере, руководящие принципы политического поведения и деятельности;

программирования, выражающую приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека;

адаптационную, выражающую потребность человека в приспособлении к изменяющейся публичной среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий. Политическая культура не только предохраняет политическую систему от разрушения, она придает ей динамизм, насыщая систему механизмами адаптации к изменяющимся социально-экономическим и иным условиям существования;

социализации, отражающую приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

интеграционную (дезинтеграционную), обеспечивающую различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом. Политическая культура является интегратором всего политического опыта и механизма передачи его от прошлого к настоящему и от настоящего – к будущему. Процесс этот зигзагообразен и противоречив, поскольку из прошлого могут переходить в настоящее, наряду с элементами культуры, соответствующими потребностям данной политической системы, также нормативы и модели, не совместимые с природой системы, подрывающие ее;

коммуникационную, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

III. Типы политической культуры. В политической науке особую известность получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге “Гражданская культура” (1963). Они выделили три типа политической культуры:

парокиальная (англ. parochial – местнический, патриархальный), для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности. Эта культура исключает наличие конкретных политических ролей, в ней не конкретизируются политические ориентации, субъект не обладает знаниями относительно политики, он ориентирован на так называемые первичные отношения в группах, замыкается в местной и этнической солидарности;

подданническая - с сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем индивидуальной активности граждан. Они подчиняются власти, ожидают от нее различных благ, не опасаясь диктата, ведут себя лишь как поданные. Именно такая политическая культура доминировала в течение всей истории Государства Российского, включая и период СССР;

партиципаторная (англ. participation - участие), - свидетельствует о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этой сфере. Данная политическая культура называется еще активистской, имея в виду влияние граждан на властные отношения в стране с помощью выборов, референдумов, демонстраций.

В реальной политической жизни эти типы политической культуры практически никогда не проявляются в “чистом” виде, они взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов (субкультур). Самой массовой и одновременно оптимальной с точки зрения стабильности системы властвования является синтетическая культура гражданственности, в которой доминируют подданнические установки и активные формы участия людей в политике. “Гражданская культура, - отмечают Г. Алмонд и С. Верба, - это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль “подданных”. Еще важнее факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества прихожан и подданных не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к тем двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного”.

В содержательном плане существуют и более общие критерии типологии политической культуры, заданные спецификой цивилизационного устройства особых полумиров – Востока и Запада, (или Юга и Севера), ценности и традиции которых являются фундаментом всех существующих типов политической культуры.

Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательное участие граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Труд как залог жизненного преуспевания, права и свободы личности, приоритет гражданского общества по отношению к государству, выдвижение во главу угла общественной жизни права и закона, разделение властей, представительная демократия и многое другое – ценности и приоритеты, на базе которых сложились политические культуры западного типа. Содержание его Алмонд и Верба раскрыли следующим образом:

- общая положительная оценка значения деятельности правительства для него лично и глубокое осознание этого факта;

- высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомленность в этой области;

- чувство гордости за политические институты своей нации;

- ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;

- желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;

- открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений;

- чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например, кампаний по выборам;

- обоснованность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-либо из сограждан;

- компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола;

- вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.

Нормы и традиции политической культуры Востока коренятся в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрных обществ Азии и Африки. Базовые ценности данного мира формировались под воздействием постоянного доминирования властвующих структур, господства коллективистских форм организации частной жизни, подавления централизованными структурами условий для индивидуальной предпринимательской деятельности, возникновения и развития частной собственности. Разрешение конфликтов в таких условиях предусматривало не поощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету старших, начальников. Поэтому этической нормой политической культуры восточного типа стали обычаи, а не закон, мнение руководства, а не конституция. Данные обстоятельства утвердили в качестве основных ценностных ориентаций восточной политической культуры:

- убеждение в необходимости обязательного посредника (гуру, учителя, старшего) между простым человеком и властью;

- понимание политической власти как сферы божественного правления;

- исключение свободы, плюрализма, состязания из мира политики;

- признание главенствующей роли элит при отсутствии не только намерений, но и потребности в контроле их деятельности;

- предписание простому человеку сугубо исполнительских функций.

Противоположность базовых ориентиров западного и восточного типов политической культуры имеет устойчивый характер, который не могут поколебать даже серьезные политические реформы. В некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, технологический рывок Японии и ее вхождение в клуб ведущих индустриальных держав, а также последствия американской оккупации страны после второй мировой войны позволили укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Для современного мира характерны процессы не только вестернизации, но и ориентализации.

IV. Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием факторов, не утративших своего влияния и в настоящее время. К ним в первую очередь можно отнести геополитические обстоятельства (размер территории, климат, ландшафт, сопредельные народы). Собственное влияние на доминирующие черты российской политической культуры оказали и общинные формы организации жизни россиян, геополитическая срединность России по отношению к Востоку и Западу, постоянная ориентация государства на чрезвычайные методы управления. Длительное и противоречивое влияние различных факторов привело к возникновению внутренне расколотой, горизонтально и вертикально поляризованной политической культуры, в которой ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым ориентирам. Основные слои населения тяготеют в разных пропорциях к ценностям и западной, и восточной политической культуры. Для России и сегодня характерны:

- историческая склонность к централизации государственной власти, доминированию государства над обществом;

- историческая выдержка и стойкость, готовность к сплочению и консолидации только в переломные, кризисные, судьбоносные эпохи и политическая индифферентность, апатия, конформизм – в остальные периоды государственной жизни;

- отрицание прошлого политического опыта каждой вновь пришедшей к управлению государством властной группировкой;

- предпочтительность революционных действий по сравнению с реформаторскими программами и стратегиями;

- ориентация на быстрые благоприятные перемены в обществе, перманентная идея “большого скачка”;

- неумение учиться на чужих достижениях и ошибках, бездумное копирование зарубежного социального и политического опыта;

- широчайший разброс политических предпочтений значительных групп населения (от монархизма до анархизма), что крайне затрудняет выработку общенациональных идей и стратегий.

Уровень различий и противостояния между субкультурами в России чрезмерно высок. Если, к примеру, традиционалисты мифологизируют особость России, то либералы – ее чрезмерное цивилизационное отставание. Первые критикуют западный либерализм, вторые – косную российскую действительность. При этом и тех, и других отличает непоколебимая уверенность в правоте “своих” принципов, отношение к компромиссу с оппонентами как к недопустимому нарушению принципов и даже предательству. Вместе с тем российскому обществу для обретения стабильности и политического единства необходимы последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в контроль над управляющими с тем, чтобы сложились современные массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважения, демократические формы взаимодействия человека и власти.

 








Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 385;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.