Антитрестовское законодательство в США
Общепринято считать, что впервые государственное регулирование отношений в сфере конкуренции начали осуществлять в Соединенных Штатах Америки. Действительно, данная страна имеет богатейший опыт в области проведения антитрестовской политики. Как отмечал О.А. Жидков «Антитрестовская политика США имеет свою длительную историю, свои спады и подъемы, смену концептуальных установок»[12].
Законодательство США разнообразно средствами государственного воздействия на экономику и богатейшим опытом антимонопольного регулирования, который оказал влияние на развитие законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности других зарубежных стран. Законодательство США основано на доктринах общего права о незаконности монополий и ограничений торговли, которые были переняты у английского общего права. В третьем разделе ст. 1 Конституции США предусмотрено право Конгресса регулировать внешнюю торговлю и торговлю между штатами[13].
В США принятие законодательства о недобросовестной конкуренции традиционно относилось к компетенции отдельных штатов. На федеральном уровне решен ограниченный круг вопросов, отраженных в основном в Законе 1946 г. о товарных знаках (далее - Закон Ленхэма). В 60-е гг. XX в. были предприняты неудачные попытки разработки федерального законодательства о конкуренции, в частности был разработан проект Закона о недобросовестной торговой деятельности. Этот проект совмещал в себе черты французского, германского и швейцарского законов и основывался на некоторых международных конвенциях[14]. Несмотря на неудачные попытки, в 1964 г. был принят «Единообразный закон об обманной торговой практике», на основании которого большинство штатов США приняло свои законы[15].
В отличие от права Великобритании в праве США мощное развитие получил институт антитрестовского (антимонопольного) регулирования. Наиболее важным нормативным актом в антимонопольном законодательстве США является Закон Шермана, принятый Конгрессом почти без обсуждения или возражений в 1890 г. и направленный на охрану принципа «экономической свободы». Из-за всеобъемлющего характера его стали называть конституцией конкурентной системы. Его целью было установление контроля и регулирование создания промышленных организаций с тем, чтобы не допускать возникновения монополий, сговоров о разделении рынков и фиксировании цен[16]. Юридическую основу антитрестовской политики США составляют три федеральных закона:
· Закон Шермана (1890 г.);
· Закон Клейтона (1914 г.);
· Закон о Федеральной комиссии по торговле (1914 г.).
Отдельные изменения были внесены в указанные базовые нормативные правовые акты Законом Робинсона-Патмана в 1936 г. и Законом Харта-Скотта-Родино в 1976 г. Изменения коснулись процессуальных установлений в действующие законы, в частности, относительно слияний компаний, отношений торговли между отдельными штатами. На федеральном уровне эти законы, называемые в совокупности «антитрестовскими» применяются двумя органами – Министерством юстиции и Федеральной коммерческой комиссией. Стабильное действие названных выше антитрестовских законов свидетельствует об эффективности антимонопольной политики США.
Первый акт американского антитрестовского законодательства появился в конце XIX в. в целях обуздания монополий в нефтяной промышленности и в сфере железнодорожных перевозок. В ответ на участившиеся случаи концентрации производства и капитала, роста проявлений монополизма Конгресс США в 1890 г. принял Закон Шермана, состоявший всего из семи статей[17]. В качестве основная экономической цели данного закона выступало создание условий в пользу свободного предпринимательства и ничем не ограничиваемой конкуренции, а также политическое намерение правительства повысить благосостояние потребителей, предотвратить несправедливое перераспределение благ от потребителей к производителям, поддержание жизнеспособности демократических институтов.
Глава 1 закона содержит запрет на объединения в форме треста, тайные сговоры или иные действия, ограничивающие торговлю или коммерцию между штатами. Контроль за его исполнением возложили на Департамент юстиции США, где был образован антитрестовский отдел. Этот отдел, по сути, и стал первым антимонопольным органом США.
Глава 2 запрещает монополизацию, попытки ее осуществления, вступление в сговор или соглашение с целью монополизации. Каждое лицо, вступившее в соглашение или осуществляющее незаконную деятельность в отношении конкуренции, совершает уголовное преступление и наказывается штрафом или тюремным заключением сроком на три года.
Глава 7 закона разрешает частным лицам, которым был нанесен убыток в результате нарушения этого закона, обращаться с иском в суд и требовать возмещения убытков в трехкратном размере. Возможность получения компенсации в трехкратном размере - исключение по сравнению с положением дел в других странах и серьезное препятствие к нарушению закона.
Таким образом, Закон Шермана запрещает любые контракты, объединения и тайные сделки, направленные на ограничение торговли между штатами, и любые попытки монополизировать какую-либо часть этой торговли. Закон Шермана установил уголовную ответственность за любые договоры и объединения в форме треста или в иной форме, направленные к ограничению свободы торговли между штатами или с другими странами, а равно за действия и покушения на действия, направленные на монополизацию такого рода торговли[18]. Суть Закона воплощена в двух основных пунктах: «Любое соглашение, объединение в форме треста или иной форме, или тайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, настоящим объявляются незаконными...» В параграфе 2: «Любое лицо, которое будет или пытается монополизировать, или объединится, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между несколькими штатами, будет считаться виновным в совершении преступления... Виновные подлежат штрафу на сумму не свыше 50 тыс. долларов, или тюремному заключению на срок не свыше одного года, или обоим этим наказаниям»[19]. Необходимо отметить, что отдельные действия наказываются штрафом до 250 тыс. долларов и даже тюремным заключением сроком до трех лет в каждом случае. На корпорации может быть наложен штраф до 10 млн. долларов. Кстати, этот Закон впервые в мире ввел уголовную ответственность юридических лиц. Верховный Суд США при толковании Закона Шермана в значительной мере опирался на «правило разумности», исходя из того, что Закон запрещает не всякое, а только «неразумное» ограничение торговли[20].
В 1961 г. в США судебному преследованию подверглись 29 корпораций и 45 высших чиновников электрической промышленности. Они обвинялись в попытках нелегального установления цен на рынке, использовании ложных рекламных объявлений и дележе получаемой прибыли. На корпорации были наложены штрафы в размере около 2 млн. долларов, а семь ответственных служащих были приговорены к тюремному заключению на 1 месяц (27 обвиняемых были осуждены к лишению свободы условно)[21].
Однако не смотря на очевидную прогрессивность закона Шермана и его направленность на защиту мелкого собственника, предпринимательские структуры укрупнялись и увеличивали свое влияние на рынок в целом. А в виду того, что формулировки данного закона были весьма расплывчаты суды, рассматривая конкретные случаи, толковали их по-своему. Кроме того закон Шермана не охватывал многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке. В результате назрела явная необходимость в ужесточении правил поведения конкурентов. Поэтому в 1914 г. был принят Закон Клейтона, расширивший охват антитрестовского законодательства и распространенный на другие возможные схемы поведения, которые могли привести к ограничению торговли.
Глава 2 Закона Клейтона (позже исправленная Законом Робинсона-Патмана) запрещает дискриминацию в сфере цен, ведущую к ограничению торговли и монополизации рынка, а глава третья запрещает заключение связывающих договоров, предоставляющих исключительные права, которые могут ограничить конкуренцию. Закон Клейтона ограничивает также возможности создания некоторых структурных предпосылок, направленных против поведения конкурентов: глава седьмая запрещает слияния, которые могут привести к снижению конкуренции, а глава 8 - перекрестное участие руководства в правлении различных компаний - конкурентов.
В том же году был принят Закон о Федеральной торговой комиссии[22] (далее - ФТК) - новом органе антимонопольного регулирования, независимом от Департамента юстиции. Основной функцией ФТК было создание благоприятных условий для добросовестной конкуренции и запрет «нечестных методов конкуренции» в сфере бизнеса и торговли, которые противоречили целям социальной политики и наносили убытки потребителям. Закон о Федеральной торговой комиссии был принят для того, чтобы оказать помощь в рассмотрении направлений действия других антитрестовских законов.
Министерство юстиции - основное федеральное учреждение, проводящее в жизнь эти законы и наделенное широкими полномочиями. Закон о Федеральной торговой комиссии создал эту комиссию как административное учреждение для выполнения особых задач, лежащих в сфере бизнеса и торговли, и наделил ее квазиправовой властью в области применения антитрестовских законов. Глава 5 этого закона запрещает «нечестные методы конкуренции», в число которых включаются действия, признанные незаконными еще в законах Шермана и Клейтона. Кроме того, положения главы 5 распространяются на такие действия, которые противоречат целям социальной политики и наносят убытки потребителям, что делает охват данного закона шире по сравнению со сферой применения остальных.
Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия параллельно несут ответственность в области применения федеральных антитрестовских законов, что является уникальной практикой по сравнению с другими государствами. Уголовные и гражданские дела могут возбуждаться министерством юстиции и рассматриваться федеральными региональными судами, причем с обжалованием можно обращаться в апелляционные суды или в Верховный суд.
Федеральная торговая комиссия, со своей стороны, может возбуждать иски лишь по гражданским делам и проводить их через независимых административных судей при возможности обжалования в федеральных региональных судах или в Верховном суде.
Комиссия и министерство в определенной степени координируют проводимую ими деятельность в тех областях, где их функции перекрывают друг друга, например, в случаях рассмотрения слияния отдельных компаний, где каждому из учредителей надлежит выполнять свои специфические задачи. Этот двойственный характер применения антитрестовского законодательства дает больше возможностей ограничить меры, направленные против конкуренции, так как дело могут возбудить обе инстанции.
В дальнейшем Конгресс принял Закон Робинсона-Петмана (1936 г.) и ряд других[23], которые внесли поправки в Законы Шермана и Клейтона. Принятие Закона Робинсона-Патмана в 1936 г. имело целью изменить главу 2 Закона Клейтона. Это несколько более сложный закон, запрещающий поддержание цен в случае перепродажи товаров, а также определившего суть дискриминации в ценах (price discrimination) и установления хищнических цен (predatory pricing). Рассматриваемый Закон продолжает череду нормативных актов, действующих в сфере охраны конкурентной среды в США.
Глава 2 закона запрещает дискриминацию отдельных покупателей в отношении цен, ограничивает комиссионные за посредничество и другие компенсирующие таксы в отношениях покупателя и продавца, запрещает дискриминирующую рекламу и продажу новых продуктов по заниженным ценам.
В 1992 г. министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия совместно издали «Руководство по применению законов при слияниях», которое является основным документом, анализирующим влияние слияний на конкуренцию. Данное руководство представляет политику реализации антимонопольными органами США Закона Клейтона, первой части Закона Шермана и части 5 закона Федеральной торговой комиссии. Основная идеология указанного руководства зафиксирована в положении о том, что «разумная реализация слияний является важным компонентом нашей системы свободного предпринимательства, способствующей конкурентоспособности американских компаний и благосостоянию американских потребителей».
Характерной чертой антимонопольной политики США является чередование либерального подхода в регулировании экономических отношений со стороны государства с установлением жестких правил в конкурентной борьбе предпринимателей. В настоящее время наблюдается ужесточение ответственности компаний по нарушениям антимонопольного законодательства. Государство применяет крупнейшие штрафы к корпорациям, нарушившим антитрестовские законы (штрафы достигают десятков миллионов долларов).
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1944;