Уголовно-правовое значение факультативных признаков объективной стороны при квалификации преступлений
Для понимания сущности и роли в вопросах квалификации объективной стороны состава преступления важное значение имеют такие признаки, как место, время, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления. В целом названные признаки присущи любому преступлению, однако анализ действующего уголовного законодательства показывает, что при формулировании диспозиций Особенной части УК законодатель включает эти признаки в качестве конструктивных не во всех случаях, а только тогда, когда они оказывают существенное влияние на уровень общественной опасности содеянного. В таких составах факультативный признак меняет свой статус и для данного преступления является обязательным.
Влияние на квалификацию того или иного признака, признаваемого в общем смысле факультативным, зависит от его места и роли в составе преступления. Применительно к подобным ситуациям наиболее типичными являются три варианта:
1) Факультативный признак входит в основной состав, т.е. является конструктивным (обязательным). Например, для квалификации содеянного по ст. 205 УК (Кража) тайный способ изъятия имущества является обязательным условием для этого вида преступления. Следовательно, при его отсутствии состава преступления (ст. 205 УК) не будет. Но это не означает, что содеянное вообще не подлежит правовой оценке с применением норм уголовного права.
2) Факультативный признак не включен законодателем в качестве конструктивного (обязательного) в основной состав, а входит в квалифицированный состав. Например, таким признаком является убийство с особой жестокостью (действия по лишению жизни другого человека отличаются от простого убийства проявлением особой жестокости – п. 6. ч. 2 ст. 139 УК). Применительно к составам подобной конструкции значение факультативного признака (способа) иное в сравнении с ч. 1 ст. 139 УК. Так как способ в форме проявления особой жестокости не входит в основной состав, то он не влияет на решение вопроса о признании убийства преступлением. Убийство признается всегда преступлением независимо от того, совершено ли оно с проявлением особой жестокости или нет. Таким образом, не оказывая влияния на квалификацию содеянного с позиции наличия или отсутствия признаков конкретного преступления, в рассматриваемом примере факультативный признак может повлиять только на изменение квалификации с ч. 1 ст. 139 на п. 6 ч. 2 ст. 139 УК.
3) Факультативный признак не включен законодателем ни в основной, ни в квалифицированный составы, хотя при исследовании обстоятельств конкретного факта такой признак есть (например, способ, место и др.). Факультативные признаки, которые не являются для соответствующего состава преступления обязательными, тоже оказывают влияние на общественную опасность содеянного. Однако степень этого влияния значительно ниже, и поэтому данное обстоятельство учитывается при индивидуализации ответственности в качестве смягчающего или отягчающего обстоятельства.
Наиболее частоиз числа названных факультативных признаков выступает способ совершения преступления. В качестве обязательного признака состава преступления способ выступает в тех случаях, когда он:
а) прямо указан в законе (кража – тайное похищение имущества – ст. 205 УК, мошенничество – те же действия, совершенные путем обмана или злоупотребления доверием, – ст. 209 УК и др.). Следует отметить, что при определении способа преступления наиболее часто допускаются ошибки при квалификации преступлений, связанных с посягательством на отношения собственности (кража, грабеж и разбой), а также на жизнь или здоровье потерпевших. В первой группе преступлений основное количество подобных ошибок происходит по причине неправильного определения способа противоправного изъятия имущества: тайно или открыто похищено имущество, а также при определении степени опасности насилия, примененного в процессе преступного посягательства. Различия в применении опасного или неопасного для жизни или здоровья потерпевшего насилия влечет разную квалификацию – по ст. 206 или 207 УК. Ошибки в преступлениях против жизни или здоровья чаще всего имеют место при определении содержания такого квалифицирующего признака, как, например убийство общеопасным способом или с особой жестокостью (п.п. 5 и 6 ч. 2 ст. 139 УК). Особенности квалификации при наличии указанных признаков, по нашему мнению, полно освещены в монографическом издании под редакцией Н.А. Бабия [1];
б) однозначно вытекает из текста закона, о чем свидетельствует характер действия (истязание – ст. 154 УК – возможно только путем применения физического насилия);
в) в отдельных случаях законодатель наделяет способ такими специфическими признаками, без которых состав данного преступления вообще невозможен. Например, принуждение свидетеля… к отказу от дачи показаний… путем угрозы убийством, насилием, уничтожением или повреждением имущества…, распространением клеветнических сведений… – ст. 404 УК;
г)в составах, когда возможные способы совершения преступления могут быть различными, законодатель, как правило, не характеризует их в диспозиции статей Особенной части УК. Например, не имеет юридического значения способ убийства (путем удара ножом, выстрела из пистолета, удушения, отравления и т.д. ч.1 ст. 139 УК), за исключением ситуаций, когда способ является конструктивным признаком объективной стороны (убийство общеопасным способом – п. 5 ч. 2 ст. 139 УК) и влияет на квалификацию.
В составах ряда преступлений в качестве основного законодателем включен такой факультативный признак как место. Например, объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК, выражается в перемещении товаров «через таможенную границу», обязательным признаком ст. 339 УК является совершение хулиганских действий в общественном месте и др. Совершения этих действий в иных местах не может быть квалифицировано, как в нашем примере, соответственно по ст. 228 УК и ст. 339 УК. Но в подавляющем большинстве составов преступлений указание на место совершения преступления отсутствует. Следовательно, при совершении таких преступлений место их совершения не влияет на квалификацию, хотя в процессуальных документах подлежит описанию.
Такой факультативный признак, как время совершения преступления, указан в конструкции немногих норм Особенной части УК, хотя понятно, что фактически любое совершенное преступление всегда имеет определенный временной период. Например, в диспозиции ст. 230 УК в качестве обязательного условия для признания содеянного преступлением требуется установление факта не вообще невозвращения на территорию РБ историко-культурный ценностей, а умышленное невозвращение в установленный срок. Таким образом, невозвращение историко-культурных ценностей, например, по требованию какого-либо должностного лица до истечения установленного и не измененного в надлежащем порядке срока не образует состава преступления, предусмотренного ст. 230 УК. Таким же путем осуществляется квалификация преступления, предусмотренного ст. 371-2 УК (Нарушение срока запрета въезда в РБ). Рассматриваемое понятие не следует путать с содержанием и правовым значением словосочетания «время совершения преступления», указанного в ч. 1 ст. 9 УК (Действие уголовного закона во времени).
В практической деятельности возникают сложности в правильном толковании таких уголовно-правовых понятий, как орудия и средства совершения преступления, отнесенных наукой уголовного права к категории факультативных. Хотя, по мнению автора, ошибка вразграничении понятий «орудие» и «средство» непосредственного негативного влияния на квалификацию не оказывает. Среди различных вариантов, как представляется, более точными воспринимается следующие определения. Средства совершения преступления – это предметы внешнего мира, процессы и естественные явления, используя которые, виновное лицо оказывает воздействие на объект преступления и его составные части. Орудия – это разновидность средств совершения преступления. [30]
Являясь факультативными признаками, как и другие признаки этой правовой группы, орудия и средства совершения преступления оказывают влияние на квалификацию содеянного только в том случае, когда законодатель включил их в конструкцию конкретной уголовно-правовой нормы. Орудия и средства совершения преступления в основных составах упоминаются редко. Например, выманивание кредитов или субсидии осуществляется путем предоставления в кредитное учреждение «заведомо ложных документов…» (ст. 237 УК). Чаще всего эти виды факультативных признаков включены законодателем в конструкции соответствующих составов преступлений в качестве квалифицирующих признаков, т.е. они не влияют на признание содеянного преступлением, а отражают только повышенную степень общественной опасности квалифицированного состава в сравнении с простым (основным). Так, хулиганские действия, «совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств…» подлежат квалификации по ч. 3 ст. 339 УК.
Практически аналогичное предназначение имеет и такой признак, как «обстановка». Например, дезертирство, совершенное «в военное время или в боевой обстановке» рассматривается как квалифицирующий признак и содеянное подлежит квалификации не по ч. 1 ст. 446 УК (простой состав), а по ч. 2 ст. 446 УК.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1954;