ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА
5.1. Эпоха реформ Петра Великого: основные направления европеизации страны.
5.2. Российская империя во второй половине XVIII века. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
5.1.XVIII век является своеобразным водоразделом в истории российского государства и общества. В XVIII столетии Россия превратилась в мощную европейскую морскую державу, расширилась ее территория, укрепились границы национального государства, глобальные изменения произошли в системе общественных ценностей и социальной психологии россиян.
На рубеже XVII –XVIII вв. Россия, имея значительный ресурсный потенциал и огромную территорию, тем не менее, существенно отставала по темпам социально-экономического развития от ведущих стран мира. Социальные катаклизмы «бунташного» XVII века, укрепление феодально-крепостнических отношений, церковный раскол, с одной стороны; складывание всероссийского рынка, укрепление государства, освоение новых территорий (Урал, Сибирь), зарождение мануфактурного производства, с другой, – ставили на повестку дня проведение полномасштабных реформ.
В годы правления Алексея Михайловича (1645-1676) и Федора Алексеевича (1676-1682) предпринимались попытки реформирования страны (проведение политики протекционизма, уничтожение феодальных пережитков в виде местничества, реформирование армии, совершенствование системы государственного управления и др.), однако осознание сложности модернизационных задач, стоявших перед русским обществом, и их реализация связана с именем Петра I (1682-1725).
Несмотря на предпринятые отцом и братом Петра Алексеевича реформы, страна в последней четверти XVII в. оказалась в экономическом, военном и социально-политическом кризисе. Военные неудачи, преследовавшие русские войска в конце XVII в., свидетельствовали о неудовлетворительной организации вооруженных сил, устаревшей системе комплектования армии, нехватке современных видов вооружения.
Кризисное состояние русского общества конца XVII века проявилось в идейно-политической и мировоззренческой сферах. Церковный раскол повлек за собой тяжелейшие последствия. Не только церковь, но и паства оказались на распутье. Значительный социально-политический вес в русском обществе имели приверженцы «старой веры». В то же время, начала формироваться новая социокультурная прослойка, осознававшая необходимость европеизации страны, приобщения России к плодам европейской культуры, научно-техническим достижениям западноевропейской цивилизации. С.М. Соловьев весьма образно описал состояние русское общества конца XVII века: «Народ собрался в дорогу и ждал вождя».[37]
Непростая внутриполитическая ситуация усугубилась назревавшим династическим кризисом. После смерти бездетного царя Федора Алексеевича в 1682 г., на престол могли претендовать 16-летний царевич Иван Алексеевич (сын Алексея Михайловича от Марии Милославской) и его сводный брат Петр, матерью которого была Наталья Нарышкина. Первоначально чины «Государева двора» приняли решение о том, что на престол взойдет царевич Петр, однако входе «Хованщины» – стрелецкого бунта, устроенного Милославскими, установилось совместное правление Ивана V и Петра I при регентстве царевны Софьи Алексеевны, родной сестры Ивана V (до 1689 г.). Единоличное же правление Петра I началось лишь в 1696 г., когда скончался его болезненный сводный брат Иван.
Относительно причин, подготовленности и плана преобразований Петра Великого в исторической литературе представлен ряд точек зрения. Так, С.М. Соловьев, полагал, что петровские реформы были вызваны исторической необходимостью, носили революционный характер и коренным образом изменили социально-экономический уклад жизни всего российского общества. «Сильное недовольство настоящим положением, раздражение, смута – вот что мы видим в России в то время…»[38], – писал С.М. Соловьев. Таким образом, по мнению историка, петровские преобразования стали выходом из глубокого кризисного состояния всего русского общества.
Другой точки зрения придерживался ученик С.М. Соловьева, В.О. Ключевский, полагавший, что преобразования начала XVIII в. были подготовлены всем ходом социально-политического развития второй половины XVII в., а Петр I лишь продолжил линию, начатую его предшественниками. В.О. Ключевский (как и П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский) указывал на неоправданно жесткие методы реформирования страны.
К важнейшим модернизационным[39] задачам, стоявшими перед Россией на рубеже XVII – XVIII вв., относились:
- преодоление технико-экономической отсталости страны, создание собственной научной, технической и образовательной базы для развития страны;
- вхождение России в мировую торговую систему;
- выход к морскому побережью как залог высокого международного статуса страны;
- защита от посягательств из вне и утверждение России в качестве одного из ведущих игроков на международной арене.
Пожалуй, нет ни одного направления в развитии государства и общественной жизни, которое не подверглось бы изменениям в годы правления Петра Великого. Исследование реформ Петра I показывают, что у него не было точной программы преобразований. Значительную роль в формировании реформаторского курса Петра сыграло посещением им ряда европейских стран (Англия, Голландия, Дания и др.) в рамках Великого посольства (1697-1698). После поездке по Европе Петром были сделан важнейший вывод: развитие промышленности и торговли напрямую зависит от уровня образования и науки, свободных от давления церкви.
Катализатором реформаторским процессов стала Северная война (1700-1721). До 1710 г. реформы, проводившиеся Петром I, не носили системный характер. Все преобразования диктовалась, главным образом, необходимостью иметь деньги на военные расходы. «Деньги – суть артиллерии», – любил повторять Петр Великий.
Важнейшей задачей, стоявшей перед страной, стало реформирование военной системы. Стрелецкие полки, созданные еще при Иване Грозном, уже в XVII в. плохо справлялись с военными задачами. Кроме того, окончательно стрельцы дискредитировали себя в глазах Петра I в ходе восстаний 1682 и 1698 гг. Государству требовались хорошо организованные вооруженные силы, способные противостоять одной из самых сильных армий в мире – шведской, поэтому военная реформа носила глобальный, полномасштабный характер.
Изменился принцип комплектования армии. Прежний случайный и беспорядочный набор в вооруженные силы был заменен периодическими рекрутскими наборами. Первоначально (с 1699 г.) создание регулярных полков осуществлялось за счет набора всех желающих «в вольницу», а с 1705 г. рекрутской повинности (военная повинность) подвергались все податные слои населения – крестьяне, мещане (так стали называть посадских жителей), цеховые ремесленники. Рекрутские наборы как способ комплектования российской армии просуществовали более полутора веков и были отменены только в 1874 г. с введением обязательной для всех сословий всеобщей воинской повинности. До 1710 г. наборы повторялись ежегодно по норме – по одному рекруту с 20 тяглых дворов, что давало около 30 тыс. рекрутов за один набор. Рекрутские наборы учащались во время военных действий. В один год могли проводиться несколько наборов. Всего за первую четверть XVIII в. было проведено 53 рекрутских набора.
Рекрутская повинность была одной из самых тяжелых обязанностей податного населения в отношении государства. Первоначально срок службы не был ограничен, солдатская служба продолжалась до старости и потери трудоспособности. Впоследствии он был сокращен до 25 лет, а к середине XIX века – до 10 лет. Ушедший в рекруты крестьянин фактически был потерян для общества, поскольку отставные солдаты редко возвращались в деревню, оседая в городах. В русском фольклоре появился даже особый вид – рекрутские плачи, похожие по стилистике на плачи по покойнику. Особенно тяжела была доля солдаток и их детей. В отсутствии мужа, без материальной поддержки семьи, солдаткам приходилось выживать, используя все возможные для этого средства, включая занятие «древнейшей профессией». Избежать рекрутчины можно было в случае признания непригодным к службе (увечным), поэтому кандидаты в новобранцы сознательно шли на причинение себе телесных повреждений.
Помимо нового принципа комплектования вооруженных сил, по инициативе молодого царя в России были созданы элитные гвардейские полки. Преобразованные из «потешных полков», Преображенский и Семеновский, в 1730-х гг., при императрице Анне Иоанновне, пополнились еще одним подразделением – Измайловским полком. Для формирования офицерского состава в Москве были открыты несколько школ Математических и Навигацких наук (1701), Артиллерийская (1701), Инженерная (1712). С 1714 г. запрещалось производить в офицеры тех дворян, которые не прошли солдатскую службу. В 1716 г. в Воинском уставе определялось, что «российское шляхетство» (дворянство) должно было проходить службу в гвардии.
Новые воинские уставы («Устав воинский», «Строевое положение») вводили единообразную армейскую форму по образцу «венгерских платьев», новые ордена, медали, амуницию – все то, что является неотъемлемым элементом регулярной армии.[40]
Одной из самых значительных реформ, предпринятой Петром I, стало создание российского флота, строительство которого началось в Воронеже, куда были приглашены европейские корабельные мастера и собраны русские плотники. На воронежских верфях с 1695 по 1792 гг. было построено 28 кораблей и 23 галеры. В 1720 г. выше в свет специальный «Морской устав», регламентировавший функционирование российского флота. В конце царствования Петра I состав вооруженных сил России был следующим: 200 тыс. человек служило в сухопутных войсках, 3 тыс. человек – в гвардии, 100 тыс. человек составляли иррегулярные части (казачьи войска). Военный флот насчитывал 48 линейных кораблей, 800 галер численностью экипажа около 28 тыс. человек.
Полномасштабные военные реформы подкреплялись перестройкой всей финансовой и налоговой системы. В реформировании этих сфер жизни государства Петр I продолжил линию, заложенную его предшественниками. Денежная реформа, проведенная в 1701-1703 гг., была связана с уменьшением содержания серебра в монете. Казна получила единовременно около 3 млн рублей прибыли. При этом курс рубля упал в 2 раза, это привело к повышению цены на товары и снижению жизненного уровня населения.
Реформа монетного дела предусматривала введение золотой, серебряной и медной монет, а в основу монетной системы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными единицами новой системы стали медная копейка и серебряный рубль, приравненный по весу к талеру, что облегчало осуществление внешнеторговых сделок.
Кардинальным образом изменилась система налогообложения. В конце XVII в. единицей налогообложения был двор. С введением «подушной подати» налог в пользу государства взимался с податных сословий, с каждой «души» мужского пола независимо от возраста. В 1722-1724 гг. была проведена перепись (ревизия) податного населения. Всего таких Сенатских ревизий было 10 (последняя состоялась в 1860 г.). По итогам каждой из них составлялись ревизские сказки. Умершие числились в ревизских сказках вплоть до следующей переписи. Примечательно, что размер подушной подати не был одинаков для всех категорий податного населения. Так, государственные крестьяне платили 1 руб. 10 коп. в год, помещичьи – всего 70 коп., поскольку они обязаны были отрабатывать барщину или платить оброк, которые оценивались государством в начале XVIII в. примерно в 40 копеек.
Помимо основного налога, податное население должно было выполнять постойную повинность, заключавшуюся в предоставлении квартир для постоя войск в деревнях и городах; дорожную повинность, т.е. строительство и ремонт близлежащих от селения дорог; подводную повинность, предполагавшую предоставление подвод для перевозки арестантов или рекрутов.
С 1704 г. казна стала пополняться новыми налогами, охватившими не только податное население, к ним относились: мельничный, банный, погребной, пчелиный, с бороды, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с найма домов, сапожный, ледокольный, водопойный, «трубный», взимавшийся с печей.
Источником для пополнения государственного бюджета стали казенные монополии – солевая, табачная, на мел, деготь, рыбий жир, сало и дубовые гробы. Продажа вина разрешалась только в казенных кабаках. Продолжала существовать система откупов.[41]
Огромное внимание государство стало уделять развитию промышленности и торговли. Петр Алексеевич продолжил политику протекционизма и меркантилизма[42], проводившуюся его отцом и столь популярную в Западной Европе в XVII – XVIII вв.В 1724 г. был введен покровительственный таможенный тариф. Таможенные пошлины на ввоз иностранных товаров достигали 75%.
При этом, еще более усилился контроль государства над отечественными предпринимателями. В.О. Ключевский назвал политику, проводившуюся Петром I в отношении отечественной торговли и промышленности «казенно-парниковым эффектом». Центром внешней торговли стал Санкт-Петербург (1703 г.), куда были переселены около 200 самых состоятельных купцов. Государство контролировало объем внешних сделок, даже пути провоза товаров. Для этого были построены новые каналы, Вышневолоцкий и Ладожский, соединивший Волгу и Неву. Несмотря на то, что внешний торговый баланс страны был положительным, Россия по-прежнему вывозила сырье (лен, пенька, кожа), а не готовую продукцию. Среди импорта значительную долю составляли ювелирные изделия, ткани, парусина, т.е. предметы роскоши и необходимые товары для строительства флота.
Огромное внимание Петр I уделял развитию отечественной мануфактурной промышленности, на которую государство тратило 10-20% бюджета. Если в XVII в. в России насчитывалось 50 мануфактур, то в конце первой четверти XVIII в. их было уже 200, и все мануфактуры так или иначе были связаны с потребностями армии. Наряду со старыми центрами (Кашира, Калуга), новые заводы были основаны в Карелии, на Урале, был открыт Тульский оружейный завод. Началось создание собственной металлургической базы. В итоге выплавка чугуна достигла 815 тыс. пудов в год, и Россия заняла третье место в мире по этому показателю.
Однако государственные мануфактуры обеспечивались «приписными крестьянами», а частновладельческие – «посессионными», передававшимися в аренду частным лицам, поэтому в России мануфактура из капиталистического предприятия превращалось в одну из форм феодальной собственности.
Политика протекционизма имела ряд недостатков. Монополия государства на ряд важных стратегических товаров (пенька, сало, соль, лен, воск) приводила к повышению цены на эти товары внутри страны. Принудительное переселение купцов, практика административного регулирования грузоперевозок, поощрение некоторых предприятий из государственной казны ограничивали свободу предпринимательства и создавали искусственные условия для развития экономики. В конечном итоге это привело к перекосу в развитии производительных сил общества и угасанию предпринимательской инициативы. К 1715 г. из 226 наиболее состоятельных фамилий XVII в. только 104 сохранили свои торги и промыслы. Наращивание экономической мощи государства происходила за счет собственного населения, снижения его жизненного уровня и увеличения зависимости от государства.
Реформирование феодальной системы, отход от средневековых принципов построение государства и общества потребовал смены всей системы управления в стране, выстраивание централизованного административного аппарата. Административные реформы затронули и высшие органы власти, и органы государственного управления на местах.
Вместо Боярской Думы, комплектовавшейся по принципу знатности, высшим административно-управленческим, законодательным, и судебным органом стал Правительствующий Сенат (1711). В него входило 9 человек, назначаемых царем, независимо от родовитости. Первоначально Сенат формировался как орган исполнительной власти, имевший право принимать решения в отсутствие царя (например, во время ведения военных действий).
Подверглась изменению и система приказов. В 1718 г. были созданы 9 коллегий (Адмиралтейств-коллегия, Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Коммерц-коллегия, и др.), в дальнейшим их число возросло до 12. Коллегии были учреждены по шведскому образцу. Во основе коллегиальной системы лежало четкое разделение сфер управления. Власть коллегий, в отличие от приказной системы, распространялась на всю территорию. Итогом стала высокая концентрация государственного аппарата.
Для контроля за деятельностью государственных чиновников была учреждена должность обер-фискала, которому подчинялись фискалы в городах и губерниях. Эти чиновники следили за исполнением указов, причем царь освободил их от ответственности за ложный донос. В 1722 г. учреждена должность генерал-прокурора, которую занял П.И. Ягужинский, ставший неофициальным главой Сената.
В начале XVIII в. изменилось административно-территориальное деление страны, была проведена губернская реформа, растянувшаяся на десятилетие. В 1708 г. страна была поделена на восемь губерний (Московская, Ингерманланская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская), в 1719 г. их число возросло до одиннадцати. Губернии разделялись на провинции и уезды. Во главе губерний стояли губернаторы. Они имели права главнокомандующих над расположенными на их территории войсками, обладали административной и судебной властью.
Городская реформа, также проводившаяся в два этапа (1699, 1720 гг.) была направлена на укрепление городских сословий, и поддержание развития промышленности. Петр I полагал, что в России необходимо создать органы городского самоуправления, как во многих западноевропейских городах. В 1699 г. по его указанию в Москве была организована «Бурмистерская палата» (позднее Ратуша), в остальных городах – земские избы. Государственной администрации запрещалось вмешиваться в городское самоуправление. В 1720 г. учреждается Главный магистрат, ведавший городскими магистратами. Городское население было поделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. Регулярные граждане, к которым относились представители двух гильдий – купцы-промышленники и мелкие торговцы, выбирали членов магистрата; «нерегулярные граждане» имели право сообщать магистрату о своих нуждах. Несмотря на предпринятые усилия, попытка сформировать городское самоуправление в России закончилась неудачей.
Характерной чертой системы управления петровской эпохи было существенный рост бюрократического аппарата. При этом многочисленные указы, издавшиеся центральной властью, были столь противоречивы и написаны столь сложным языком, вмещающим в себя немецкие и голландские термины, что не только выполнить, но и понять их простому чиновнику было очень непросто. Как отмечал современник, из некоторых указов, написанных на смеси русского, немецкого и голландского языков, местный воевода мог понять лишь то, что его будут вешать, пытать и ссылать в Сибирь за невыполнение этого указа, а о чем он гласил, понять было невозможно.
Важнейшим принципом, окончательно утвердившимся в системе государственного управления петровского времени стал принцип личной преданности царю. Именно он являлся основой всего абсолютистского государства, которой утверждал Петр Алексеевич. Второй посыл, лежавший в основе социально-политической линии, проводившейся Петром I, – унификация сословий в обязанностях по отношению к государству. Это не означало уничтожение сословной организации российского общества. Теперь все сословия в империи наделялись не только правами, но и обязанностями.
Законодательный акт, изданный в 1722 г. – «Табель о рангах» – определял порядок прохождения государственной службы (военной, штатской, придворной). Идея, положенная в основание «Табели о рангах», заключалась в том, что человек мог реализовать себя в служении государству, продвигаясь по служебной лестнице не за счет своего знатного происхождения, а реализуя свои таланты, индивидуальные способности. «Табель о рангах» разделяла всех военных и гражданских служащих на 14 чинов (рангов). Самым низшим, 14 рангом, был чин коллежского регистратора, наивысшей должностью в империи являлся канцлер (генерал-фельдмаршал в армии). Первоначально лица недворянского происхождения после производства в 14-й класс получали личное дворянство, после производства в более высокий чин (в разное время существования «Табели о рангах» он менялся от 8 до 5 классного чина) – потомственное. От продвижения по карьерной лестнице зависел социальный статус человека.
Целью этой реформы являлось превращение массы служилых людей «по отечеству», в мощный военно-бюрократический корпус. Вместе с тем, эта реформа носила противоречивый характер, поскольку рекрутирование инициативных, талантливых личностей из разных сословий, которое предполагалось осуществить с введением «Табели о рангах», не отменяло иерархического характера сословной системы.
Таким образом, в ходе реформ была создана новая система социально-политическая система. Вместо старой родовой иерархии пришла бюрократическая; возросла степень вертикальной социальной мобильности русского общества. При этом царствование Петра I продолжилось укрепление феодально-крепостнической системы, что проявилось в положении сословий.
В первой четверти XVIII в. начала складываться новая структура сословного деления общества, в общем и целом, окончательно принявшая законченный вид к концу столетия. Дворянство (термин «дворянин» окончательно закрепился в государственной документации) в начале XVIII в. было служилым, а не привилегированным сословием. «Русское шляхетство», по мнению Петра Великого, как элита общества должно было подавать пример остальным сословиям. Дворяне, освобожденные от государственных повинностей (рекрутчины, уплаты подушной подати), обязаны были выполнять две важнейшие обязанности – учиться и служить.
Потомки знатных фамилий отправлялись за границу для получения качественного образования. Каждый дворянин обязан был сдать экзамен (с 1714 г.), подтверждавший уровень его образования. Не сдавшему экзамен запрещалось вступать в брак. Все дворяне с 15 лет обязаны были поступать на службу. Несмотря на то, что правительство строго наказывало дворян за уклонение от несения службы, вплоть до лишения имений, нередки были случаи их уклонения от предписываемой обязанности, то «юродством», то «дарами», то посылкой вместо себя «убогого дворянина».
Важнейшим документом, определившим положение высшего сословия российского общества, стал указ «о единонаследии имений», вышедший в 1714 году. Хозяин имения мог передать его только одному из сыновей. Безземельные сыновья вынуждены были поступать на госслужбу. Покупка имений разрешалась дворянам, прослужившим 7 лет в военной, 10 лет на гражданской службе или 5 лет в торговой сфере. Указ «о единонаследии имений» должен был подвигнуть молодых дворян поступать на государственную службу. Кроме того, он окончательно определил слияние двух форм земельного владения в России – вотчины и поместья.
В отношении податных слоев населения на протяжении всего петровского царствования наблюдалось ужесточение законодательства. Усиление феодально-крепостнической зависимости, проявилось, в первую очередь, в том, что если изначально крепостное право предполагало прикрепление крестьян к земле, то уже с конца XVII столетия, крестьянин фактически прикреплялся к своему хозяину. На протяжении всего XVIII в. усиливалась степень эксплуатации крестьянского сословия, проявившаяся в петровское время в ряде мер государственного и помещичьего контроля над крепостными.
Об этом свидетельствуют следующие законодательные постановления. «Кабальные холопы», которые ранее после смерти помещика получали свободу, в начале XVIII в. были приравнены к крепостным. С конца XVII в. началась продажа крепостных крестьян без земли. Для контроля за беглыми крестьянами в 1724-1725 гг. была введена паспортная система. Каждый крестьянин, не имевший паспорта или отпускного свидетельства от помещика, объявлялся беглым, если его обнаруживали на территории, отдаленной от постоянного места жительства более чем на 30 верст. Это привело к контролю за перемещением народных масс по территории империи.
К податным слоям населения, помимо крестьян, были отнесены мещане и цеховые ремесленники (цеха ремесленников были созданы в 1722 году). Существовавшие ранее корпорации гостиной и суконной сотен были организованы в купеческое сословие, разделенное на две гильдии.
Существенным образом в годы правления Петра I изменилось положение православного духовенства. Церковная реформа, проведенная Петром Великим, расценивается историками как одна из самых противоречивых. Церковная жизнь, система церковного управления, положение духовенства в сословной системе российского общества подверглись полномасштабному реформированию, целью которого было пошатнуть авторитет церкви в обществе и властных структурах, поставить духовенство на службу государству, обязав священнослужителей выполнять определенные идеологические и административные функции в государстве, и, в конечном итоге, подчинить церковь государству.
Противостояние между светской и церковной властями стало очевидным еще в годы правления отца Петра Великого, Алексея Михайловича (см. тема 4). Несмотря на то, что в среде духовенства было не мало церковников, поддерживающих реформаторский курс Петра (Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Воронежский епископ Митрофан), большинство духовенства не принимало западнические идеи молодого государя.
Реформирование церковной сферы началось с установления государственного контроля над церковными доходами и расходами. Хотя в годы правления Петра I не была проведена секуляризация (см. тема 3) церковного имущества, самостоятельность церкви в отношении своего имущества была существенно ограничена. Начиная с 1697 г., ряд указов запрещал возводить новые церковные постройки, строить монастыри, выдавать жалованье архиереям, у которых имелись вотчины, были отменены финансовые привилегии церкви. Указом от 24 января 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, которому передавалось управление недвижимым имуществом церкви, во главе которого Петр поставил светское лицо, бывшего астраханского воеводу И.А. Мусина-Пушкина.
Петр проводил политику административного подавления церковной активности и влияния церкви на общество. В 1721 г. Петр I пошел на беспрецедентный шаг: ряд низших церковников были обложены налогом. Священники должны были приносить присягу на верность государству и тем самым превращались в государственных служащих, облаченных в особую униформу, а после того, как священникам под угрозой истязания вменено было в обязанность нарушать тайну исповеди и доносить на своих духовных детей, последняя легальная сфера духовной независимости в России перестала существовать.
Еще одним камнем преткновение стали монастыри и монашество. Петр Алексеевич, хотя и был воспитан на русской религиозной традиции, но как ученик западноевропейцев, впитал в себя многие протестантские установки и правила, в том числе, идею «активного труда», в которую совершенно не вписывалось понятие молитвенного подвига, молитвенного миросозерцания. Петр I стремился построить государство строгой регулярности. Все государство представлялось ему аналогом часового механизма, лишним элементом в котором было монашество. В конечном счете, Петр I не решился пойти на упразднение монастырей, но существенно ограничил монастырскую жизнь. Была проведена перепись монахов. Мужчинам, не достигшим 30 лет, запрещалось уходить в монастыри. Главной же задачей, монастырей, теперь должна была стать забота об убогих и немощных.
Апогеем церковной реформы стало уничтожение патриаршества. Институт патриаршества не вписывался в имперский аппарат власти, поэтому Петр I стремился ограничить власть патриарха, подчинить церковь государству. После смерти патриарха Адриана (1700 г.) Петр не допустил избрания нового главы Русской Православной церкви, сделав местоблюстителем святейшего патриаршего престола своего сподвижника Стефана Яворского, а в 1721 г. вместо патриаршества был введен коллегиальный орган управления церковью – Святейший Синод, возглавлявшийся обер-прокурором, светским чиновником, назначаемым императором. Вся церковная жизнь теперь строилась по документу, названному «Духовным регламентом», составленным еще одним сподвижником Петра, Феофаном Прокоповичем. Здесь были подробно изложены преимущества «соборного правления» перед единоличным.
Церковные реформы подорвали доверие общества к власти. Усилились гонения на староверов, которые называли Петра «Антихристом». С начала XVIII в. до восшествия на престол Николая II Русская Православная церковь канонизировала только 5 человек, что свидетельствует о резкой и безапелляционной политике власти не только по отношению к церкви как социально-политическому институту, но и о пренебрежении культурной традицией.
Царь мечтал построить государство совершенной регулярности, где не было место исконному православному мировосприятию. Как отметил академик А.М. Панченко, ему не был понятен человек «миросозерцающий», только «человек дела» принимался Петром безоговорочно. Петр был воспитан в православной вере, но его «бытовое православие» было лишено «обыкновенной религиозной теплоты». Идеал соборности был недоступен пониманию Петра Великого.
В годы правления Петра I окончательно утвердилась абсолютная монархия. Процесс складывания абсолютизма, активно протекавший во второй половине XVII века, завершился в царствование Петра Великого, когда в 1721 г. Россия стала империей. До этого момента власть монарха ограничивалась (хотя бы номинально) тремя важнейшими институтами: сословно-представительным органом, влиянием авторитета церкви и законом. На протяжении второй половины XVII в. Земские соборы созывались в России все реже и реже и, в конечном итоге, вообще прекратили свое существование. С введением синодального правления в 1721 г. властные полномочия церкви были урезаны, церковь оказалась в полном подчинении государства. Оставался третий «ограничитель» самодержавия – закон. В 1722 г. вышел закон о престолонаследии, по которому действующий император самостоятельно назначал себе преемника. Таким образом, воля императора оказывалась выше закона, традиции, и, тем более, общественного мнения.
Все реформы Петра I носили далеко неоднозначный характер. Установление абсолютной власти монарха не являлось гарантом внутриполитической стабильности. Закон о наследовании престола, введенный Петром I, на практике ослабил власть императора. Петр не оставил завещания, начеркав в последний момент на листе лишь два слова «оставить все…». После смерти реформатора началась эпоха дворцовых переворотов, продлившаяся весь XVIII век, когда власть переходила от одной дворянской группировке, к другой. За сменой властных элит следовала смена императоров, которые вынуждены были проводить продворянскую политику и опираться на своих фаворитов.
Столь же неоднозначный характер носили и культурные преобразования Петра I. Социокультурная политика Петра I характеризовалась такими чертами как десакрализация быта, секуляризация (обмирщение) и европеизация культурной сферы.
Император преследовал две основные задачи:
1) Формирование новых социокультурных ценностей и установок, а также утверждение в высших слоях российского общества нового европейского уклада жизни, создание новой европейской идентичности.
2) Организация образовательных и научных учреждений, способных удовлетворять кадровый голод в армии и промышленной сфере.
Одной из первых реформ, поразивший русское общество и заставившее его шагать «в ногу со временем», стало введение нового летоисчисления 1 января 1700 года. Сентябрьский календарный стиль (год начинался 1 сентября), действовавший в России XVII века, заменялся новым летоисчислением, по которому жили европейцы. По новому календарю, точкой отсчета считалось не сотворение мира, а рождение Христа, а новолетие начиналось 1 января.
Радикальные перемены произошли в области бытокультуры. Для Петра I достижение уровня западной цивилизации было связано не только с идеями, но и с воспроизводством в России европейской материальной культуры. В 1598 г., после возвращения из-за границы, Петр впервые собственноручно обрезал бороды нескольким боярам. Далее последовали указы, определявшие, как должны выглядеть «россияне». Был введен специальный металлический бородовой знак – своего рода «квитанция» об уплате за ношение бороды. Плата была очень высокой (от 30 до 100 руб.) и зависела от сословного и имущественного статуса мужчины.
Так же собственноручно Петр I впервые начал укорачивать рукава кафтанов у знатных вельмож. 26 августа 1700 г. на въезде в Москву был вывешен царский указ, предписывавший боярам, дворянам и купечеству носить вместо русского французское и венгерское платье (камзолы, чулки, башмаки), а для образца выставлялись чучела-манекены, одетые по европейской моде. Женщины также обязаны были носить платья с корсетами и юбками до щиколоток, вместо венцов и кокошников на головах дворянок водружались «фонтажи» – высокие в несколько ярусов прически.
Вслед за введением новых видов одежды, последовал указ о введение ассамблей (1718) – светских вечеров, в танцами, проводившихся в домах знати с обязательным участием женщин. Еще одним новшеством стала пропаганда курения табака. Табакокурение, а в последствии нюхание табака, становится тем признаком, по которому определяется «цивилизованный» человек.
Особое внимание Петр I уделял распространению новых стандартов поведения в дворянской среде. С этой целью в 1717 г. было издано специальное пособие для юношества «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», представлявшее собой сборник поучительных наставлений для воспитания молодых дворян. В сборнике молодому человеку предписывалось избегать мотовства, грубости, пьянства, а вместо этого постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием.
Следует сказать, что сочинение написано легким, понятным языком. К тому же, автор не страдал отсутствием чувства юмора, о чем свидетельствуют, к примеру, такие строки: «57. Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда рукой закрой или, отворотя рот на сторону или скатертью или полотенцем прикрой… 58. И сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, якобы в трубу трубит, или громко чихает и тем других людей или детей малых пужает».
Символом петровских реформ, стало основание новой столицы в устье Невы – Санкт-Петербурга (1703). Строительство нового города началось с закладки Петропавловской крепости и осуществлялось по особому плану, «регулярным» правилам (предписывалось застраивать столицу на «английский», «голландский», «прусский» манер), отступление от которых строго наказывалось полицейскими властями. Для того, чтобы осветить новый город светом православной традиции в 1724 г. из Владимира в новую столицу были перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского.
Несомненной заслугой Петра I стало создание образовательных и научных учреждений в Российской империи, целью которых было воспитание собственных военных, управленческих, научных кадров. Эту же цель преследовало и направление русской молодежи за границу. В 1696 г. на учебу специальным указом было отправлен 61 человек, 1/3 из этих молодых людей принадлежали к княжеским фамилиям. В страны были созданы не только специализированные школы, которые должны были готовить офицеров для армии и флота (Навигацкая школа, Адмиралтейская, Инженерная), в Москве и Санкт-Петербурге были открыты учебные заведения, призванные готовить медицинских работников (в первую очередь, для армии). В стране появились «цифирные» школы, в которых указом Петра предписывалось учиться «всем дворянским и подъячим детям».
Важным шагом в утверждение светской культуры стало введение гражданского шрифта и упрощение сложной кириллицы (1709-1710 гг.). Следствием этой реформы стало выделение из сферы традиционной религиозной церковной книжной продукции изданий гражданского назначения. За первую четверть XVIII в. резко выросли тиражи книг, за этот период их было напечатано больше, чем за предыдущие полтора столетия. В 1703 г. в свет вышла первая газета – «Ведомости», начали издаваться учебники, справочники, научная и художественная литература.
В 1724 г. был создан проект Академии наук и художеств, но официальное открытие Академии наук произошло в 1725 г., после смерти реформатора. Кроме того, еще при его жизни начал работать первый в России естественнонаучный музей – Кунсткамера (1719) и библиотека (1714), вошедшие в дальнейшем в состав Академии наук.
Подводя итог грандиозной деятельности Петра Великого по преобразованию традиционного общества в России, следует отметить, масштабность реформ и неоднозначность последствий его начинаний. Главное противоречие петровских реформ заключается в несоответствие целей и использовавшихся для их достижения методов. В руках царя была сосредоточена вся полнота власти, а его опорой стал разветвленный бюрократическо-полицейский аппарат. Петр I стремился поставить деятельность бюрократии под контроль с помощью законов и надзирающих органов. Однако источником этих законов была та же бюрократия, а не само общество.
Государственная машина, созданная Петром Великим, была рассчитана на насилие. Петр I создал полицейское государство, в котором силовые элементы (армия, полиция) играли важнейшую роль в гражданской жизни, поскольку крепостнический гнет вызывал недовольство населения. Невиданный размах при Петре I приобрел полицейский сыск (деятельность Преображенского приказа и возникшей в ходе следствия по делу царевича Алексея Тайной канцелярии в 1718 г.), а доносительство стало обычной практикой в России.
Серьезной оппозиции реформам в высших слоях общества не существовало или, по крайней мере, оппозиционные настроения не приобретали форму организованного выступления. Это свидетельствует о том, что необходимость реформ осознавали многие. Однако в низах, которые несли на своих плечах основную тяжесть реформ, протест был значительным, причем причинами его была не только жесткая налоговая политика, но и неоднозначные реформы в области бытокультуры. Грандиозные казацко-крестьянское восстание под руководством Кондратия Булавина (1707-1708) и восстание в Астрахани (1705-1706)[43] не были единичным проявлением недовольства. Число беглых крестьян к концу царствования Петра I достигло 200 тыс. человек.
Преобразования Петра I в сфере повседневного уклада жизни, десакрализации сферы повседневности, были направлены на создание в России человека нового типа, способного действовать во имя «всеобщего блага». В итоге реформы, в своем социокультурном проявлении, оказались весьма неоднозначны, раскололи русское общество, привели к образованию двух разных укладов «почвы» и «цивилизации» (В.О. Ключевский). Почвенный уклад по-прежнему преобладал, его разделяло большинство населения. Мировоззрение в нем определялось русским православием и традициями общинности. «Цивилизация» – уклад западного типа, включала малую часть населения России, в основном, грамотную и активную. Этот уклад насаждался государством, им контролировался, и поэтому не был в полном смысле слова западным.
Подчинив церковь государству, Петр I, ослабил влияние священнослужителей на свою паству. Возложив на них идеологические функции, он заставил священников доносить на своих духовных чад, тем самым поставил православное духовенство в униженное положение, что в конечном итоге отрицательно сказалось на духовном здоровье нации. Русское образованное общество продолжило поиск нравственных ориентиров в идеях западных философов, а в низших слоях народонаселения активно стало распространяться сектантство.
В ходе ускоренной европеизации Россия приобрела некоторые черты европейского государства Нового времени, оставшись, по сути, феодально-крепостнической страной. Петр Великий, стремясь осуществить экономический прорыв России на международную арену, опирался на административную регламентацию деятельности купечества, а не на предпринимательскую инициативу и рыночные отношения. Основой российской экономики продолжало оставаться сельское хозяйство. Несмотря на превышения почти в 2 раза экспорта над импортом, основу русского экспорта составляли не промышленные товары, а сельское хозяйство. Низки были и темпы урбанизационных процессов. Горожане составляли лишь 3% населения империи.
Вместе с тем, Россия стала сильным европейским государством. Во многом было преодолено технико-экономическое отставание, несмотря на то, что реформы проводились на крепостнической основе. В России появилось светское образования, однако им было охвачено примерно 0,5% населения.
Большинство современников Петра I, а в XIX историки «государственной школы» и «западническое» направление положительно оценивали итоги реформаторского курса первой четверти XVIII века. Н.М. Карамзин одним из первых указал на недостатки петровских реформ, которые заключались, по его мнению, в нарушении вековых устоев, нравственности и быта, принижение религии. Эта линия в историографии была продолжена лагерем славянофилов (А.С. Хомяков, братья Аксаковы).
Неоднозначны оценки реформаторского курса Петра Великого и в работах современных отечественных исследователей. Крупнейшими специалистами по данному периоду являются Н.И. Павленко, Н.В. Анисимов, А.Б. Каменский и ряд других историков. Так, Н.И. Павленко рассматривает петровские реформы как крупный шаг по пути прогресса, хотя и в рамках феодализма, в то время как Н.В. Анисимов указывает, на то, что, реформы способствовали консервации крепостничества и самодержавия, носили противоречивый характер и привели к перенапряжению народных сил.
В исторической памяти русского народа сохранился образ Петра I как «царя-работника», «царя-мастерового», который «даром хлеб не ел, пуще мужика работал». Н.В. Анисимов связывает этот феномен с «безупречной государственной репутацией Петра Великого, который никогда не заботился о своих богатствах, награде, славе, а жил только ради России, ради ее будущего».[44]
5.2.После скоропостижной кончины Петра Великого, не оставившего завещания, в стране осложнилась внутриполитическая обстановка. В России началась эпоха дворцовых переворотов.[45] В период дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) сменилось шесть правителей.
После кончины Елизаветы Петровны (1741-1761) на престол взошел Петр III (1761-1762), смещенный с него в ходе очередного дворцового переворота его супругой Екатериной Алексеевной, чье правление стало впоследствии одной из ярчайших страниц в российской истории.
Царствование Екатерины II (1762-1796) – это эпоха «просвещенного абсолютизма».«Просвещенным абсолютизмом» принято называть политику, проводившуюся рядом европейских монархов во второй половине XVIII века и связанную с преобразованием наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы в области культуры и образования) в целях укрепления власти монарха и дворян в условиях развития буржуазных отношений. В целом «просвещенный абсолютизм» характеризовался попытками провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия.
Политика «просвещенного абсолютизма» в плане философского основания опиралась на идеи Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Ш.Л. Монтескьё, Д. Дидро, Ж.Л. Даламбера.Философия Просвещения основана на убеждении в решающей роли разума в познании подлинной природы человека и общества и связана с развитием идей естественного права, общественного блага и общественного договора. Просвещение рассматривало государство как творение человеческих рук, которое нужно совершенствовать с помощью законов, способных обеспечить всеобщее счастье и благоденствие. Ш. Монтескьё («О духе законов», 1748 г.) полагал, что абсолютно произвольный выбор политической формы правления невозможен, поскольку «дух законов» у каждого народа свой. Республиканские законы должны соответствовать принципу республики – добродетели; монархические – принципу чести. Монтескьё сформулировал учение об «истинной монархии», при которой «управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов»; выдвинул теорию разделения властей (законодательная, судебная, исполнительная) как основного гаранта соблюдения прав и свобод человека.
Просвещение не было однородным идейным течением. Философы-просветители охотно поддерживали контакты с монархами, рассчитывая при их содействии перестроить существующее общество на началах разума. В дружественной переписке с европейскими монархами состоял Ф. Вольтер, проповедовавший начала гуманности и справедливости, коренное преобразование феодальных социальных форм (отмена крепостного права), совершенствование судопроизводства, уничтожение феодальных привилегий. Идеи Просвещения были восприняты рядом коронованных особ Европы, монархами Австрии, Пруссии, России.
В отличие от Ф. Вольтера Ж.-Ж. Руссо развил теорию общественного договора как соглашения равных и свободных субъектов; определил закон как выражение общей воли. Концепция Руссо стала идейным оплотом Великой французской революции (1789 – 1784 гг.), проходившей под лозунгом «Свобода. Равенство. Братство».
Основное противоречие политики «просвещенного абсолютизма», проводимой Екатериной II, заключалось в том, что теория далеко не полностью реализовывалась на практике. Идеи философов о регламентации жизнедеятельности государства на основе мудрых законов, необходимости проявлять заботу о нуждах всех подданных, их просвещении, защищать личную свободу и равенство граждан, на практике выражалась в сохранении феодального уклада общества путем поддержки главного привилегированного сословия – дворянства.
Будучи сторонницей «просвещенного абсолютизма» Екатерина II начала с реформирования законов, с этой целью было созвана «Уложенная комиссия» (1767). Инструкцией для этой комиссии стал «Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения», составленный императрицей. «Наказ», содержащий 22 главы, представлял собой своеобразную литературную компиляцию из трудов Монтескьё и итальянского философа Бекариа, переработанную Екатериной II в соответствии с ее личными представлениями о сущность государственной власти в России.
В отличие от Монтескье, который был сторонником конституционной монархии, Екатерина II выступала за сохранение в России самодержавия («Никакая другая власть, кроме самодержавной не может действовать сходно со пространством столь великого государства…»). Главная цель самодержавного правления заключается в обеспечении благ всех поданных.[46] Екатерина II противопоставляет самодержавие деспотизму. Сохраняя в своих руках всю полноту власти, монарху, по ее мнению, следует править страной в соответствии с законами. По мнению императрицы, этот произвол может ограничиваться лишь самим венценосцем, который должен соотносить свои действия «с светом разума». При этом она выступает за ограничение прямого вмешательства монарха в судопроизводство.
В управлении страной Екатерина II выделяет две сферы: в одной из них должна была действовать непосредственно верховная власть, а в другой – подчиненная ей система государственных учреждений. Государственные органы и Сенат должны были играть роль «хранилища законов» и обращать внимание монарха на недочеты в законодательной деятельности. Екатерина Алексеевна выступила против пыток, членовредительных наказаний, частого применения смертной казни. По ее мнению, преступления следовало бы предотвращать путем распространения просвещения.
Относительно крепостного права императрица заявляет следующее: «Закон естественный повелевает нам о благополучии всех людей пещися». Далее она признает, что согласно «закону естественному» вольность и равенство присуще всем гражданам. Таким образом, в своих декларативных заявлениях Екатерина II подошла вплотную к обоснованию отмены крепостного права. Однако, возведенная на трон дворянством, она не могла требовать от элиты российского общества поддержки в деле освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Законодательная комиссия была торжественно открыта императрицей в Москве в Грановитой палате 30 июня 1767 года. Ее депутатами явились выборные представители различных категорий населения, которые тем самым получили возможность добиваться учета их интересов при подготовке текста нового Уложения. Всего членами Комиссии являлось около 740 депутатов из разных сословий. 30% депутатов были представителями дворянства; 39% – городских жителей; 14% составляли государственные крестьяне; 5% – служащие высших государственных органов; от остальных групп населения, например, от «не кочующих» инородцев – 12%.
Работа Уложенной комиссии сразу же свелась к дискуссиям вокруг наказов избирателей и законопроектов, разработанных частными комиссиями. В 1768 г. под предлогом войны с Турцией ее деятельность была приостановлена.
Комиссии не удалось составить новый кодекс законов, но ее работа не прошла даром. Содержание наказов дали правительству богатый материал для ознакомления с нуждами народонаселения. Эти материалы оказали помощь в осуществлении будущих реформ. Деятельность комиссии наглядно показала наличие острых межсословных и внутрисословных противоречий в русском обществе. Дворянские и городские депутаты по большинству обсуждаемых вопросов занимали противоположные позиции. Впрочем, дворянство также не представляло собой сплоченную группу. Серьезные противоречия существовали между родовитыми и выслужившимися дворянами, между дворянством центральных и окраинных губерний.
Современными историками деятельность Уложенной Комиссии оценивается неоднозначно. Одни исследователи, как например, В.И. Моряков, полагают, что Уложенная Комиссия носила показной, декларативный характер, а Екатерина II не собиралась проводить радикальные преобразования. А.Б. Каменский же считает, что императрица действительно была противницей крепостного права, а осуществить эту реформу она стремилась при содействии дворянства. Однако, в ходе работы комиссии стало очевидно, что в дворянской среде доминируют реакционные настроения.
В самом начале царствования Екатериной II были предприняты реформы, направленные на упорядочивание системы государственного управления. В 1763 г. была осуществлена реформа Сената, согласно которой изменялись полномочия и структура этого органа власти. Правительствующий Сенат был разделен на 6 департаментов, у каждого была своя компетенция. За Сенатом были оставлены судебные и контролирующие функции. Кроме того, согласно манифесту 1763 г. чиновникам судопроизводств назначалось весьма приличное жалованье, чтобы у них не возникало соблазна получить взятку с просителей.
В дальнейшем система государственного управления подверглась изменению на местах. При Екатерине II окончательно были унифицировано административно-территориальное деление Новгородской земли, Лифляндии, а также Украины, где было ликвидировано гетманство и введена должность генерал-губернатора (1764). В 1775 г. была проведена губернская реформа, целью которой было упорядочивание системы областного управления. Административно-территориальное деление империи на губернии, провинции и уезды носило случайный характер. За основу определения размера губерний было взято количество жителей, а не ее территориальная площадь. Население в губернии должно было насчитывать 300-400 тыс., в уездах – 20-30 тыс. человек. В ходе реформы число губерний возросло с 20 до 50-ти.
Значительная часть уездных городов стали губернскими центрами, а большие села перешли в разряд уездных городов. Это потребовало разработки системной, многоплановой политики по организации властных структур на местах, созданию условий службы огромному корпусу провинциальных чиновников, созданию новой городской среды.
В системе местного управления возникли три ряда учреждений: общая администрация, финансовое управление, судебные органы. Исполнительную власть в губернии возглавлял губернатор, или наместник, которые назначались императрицей. Текущими вопросами ведало губернское правление. Финансами на местах заведовали Казенные палаты.
В 1782 г. был издан «Устав благочиния, или полицейский». В стране создавалась сеть правоохранительных структур. В городах появились «управы благочиния», во главе которых стояли городничие, которым подчинялись частные приставы и квартальные надзиратели. В их компетенции оказался контроль за преступностью, соблюдением санитарных норм, поимка беглых крестьян.
В связи с активной внешней политикой, с присоединением к России после трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) Белоруссии, Правобережной Украины, Литвы, Курляндии, а также после вхождение в состав империи Крыма (1783) изменился этноконфессиональный состав населения страны. Покровительствуя интересам русских купцов, Екатерина II в 1791 г. ввела черту оседлости, которая ограничивала права евреев (они компактно проживали на землях, вошедших в состав российского государства). Евреям разрешалось селиться лишь на определенных территориях.
Экономика России, опиравшаяся на помещичье хозяйство, требовала новых стимулов для дальнейшего развития. Огромные территории с плодородными землями на юге, юго-востоке страны (Нижнее Поволжье, Приуралье, Крым, Северный Кавказ) оставались практически не освоенными в экономическом отношении. Поэтому привлечение на незаселенные территории немецких колонистов из Западной Европы должно было стать новым, еще не опробованным в России механизмом организации частного хозяйства. В 1763 г. был издан соответствующий манифест, приглашавший иностранных колонистов, немцев, для поселения в России. Им обещалось покровительство законов, религиозная свобода, податные льготы, а главное – большие земельные наделы.
Екатерина II огромное значение придавала развитию частного предпринимательства. В 1775 г. был издан манифест «о свободе предпринимательства», разрешавший открывать промышленные предприятия представителям разных сословий русской общества. Правительство стремилось не только расширить социальную опору престола, но и привлечь как можно больше российских подданных к укреплению экономической мощи и самостоятельности страны. Указ разрешил крестьянскую промышленность, что стимулировало развитие производства.
В годы правления Екатерины Великой в стране постепенно начинает формироваться финансовая инфраструктура. Еще в 1754 г. были созданы купеческий и дворянский банки, выдававшие ссуды (до 6% годовых) русским купцам под закладываемые товары. В 1786 г. был создан Государственный заемный банк, выдававший ссуды под залог недвижимости; открыты казенные ломбарды; выпущены первые бумажные деньги – ассигнационные рубли. Россия впервые прибегла к внешнему кредитованию.
В осуществлении политики по отношению к Русской Православной церкви, Екатерина II стала продолжателем линии, заложенной Петром Великим. С именем Екатерины II связано проведение секуляризации церковных земель, обращение церковной собственности в государственную. Стоит отметить, что секуляризация была проведена еще Петром III. Взойдя на престол, императрица отменила его указ, и привлекла тем самым симпатии православного духовенства. Однако, столкнувшись с серьезными финансовыми трудностями, была вынуждена вновь вернуться к секуляризационной политике в 1764 году. Монастырские имения были переданы в управление «коллегии экономии», а их жители получили название «экономических» крестьян.
Передача земельных владений Церкви в государственную казну лишила монастыри главного материального источника существования. Несмотря на то, что государство возлагало на себя обязательство по содержанию монастырей, этих средств не хватало. В связи с этим были составлены штаты, по которым монастыри разделялись на три класса, и содержание каждому назначалось в зависимости от разряда, к которому он причислялся. В штаты были включены 225 монастырей – менее четверти всех обителей, находившихся в великорусских епархиях. Более 500 монастырей было упразднено, а 150 обителей должны были существовать только за счет поддержи паломников и обработки иноками небольших наделов.
Сословная политика эпохи «просвещенного абсолютизма» носила весьма противоречивый характер. Несмотря на пафос заявлений в духе «просвещенного абсолютизма», в царствование Екатерины II положение крестьян существенно ухудшилось. Продолжилась практика продажи крестьян без земли, разделение крестьянских семей. В 1783 г. крепостное право было распространено на украинских крестьян. В 1765 г. Екатериной II было даровано право помещикам ссылать своих крепостных без суда и следствия в Сибирь, на каторжные работы, а крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков. В отличие от рабства, установленного в США, у русских помещиков не было законодательного права лишать крепостных жизни. Впрочем, это не останавливало помещиков, которые могли отдать распоряжение до смерти запороть провинившегося крепостного.
С.Ф. Платонов так охарактеризовал политику Екатерины II в крестьянском вопросе: «Вступив на престол по желанию дворянской гвардии и правя государством с помощью и посредством дворянской администрации, Екатерина не могла порвать свой союз с главенствующим дворянским сословием и поневоле вела дворянскую политику в вопросе крепостного права». Результатом этой политики стали массовые выступления крестьян и казаков, которые советскими историками были названы Крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева (1775-1778). Несомненно, что эти выступления заставили Екатерину II пересмотреть многие положения своей внутренней политики. Именно после крестьянско-казачьих выступлений последовал ряд законодательных актов, направленных на организацию русского общества на сословных принципах и внутреннюю структуризацию сословий.
Среди причин Казацко-крестьянской войны было не только униженное положение крепостных крестьян, но и политика правительства, в отношении дворянского сословия, которое получило максимальные привилегии. В ходе многочисленных дворцовых переворотов, поддерживая то одного, то другого претендента на императорскую корону, дворяне получали разнообразные преимущества, постепенно превращаясь в привилегированное сословие.
При Анне Иоанновне срок государственной службы для дворян была сокращен до 25 лет. Если в семье было несколько сыновей, то один из них освобождался от государственной службы. 1732 г. был открыт Шляхетский корпус, обучение в котором не только гарантировало дальнейшую блестящую карьеру, но и давало военный чин, таким образом, по его окончании молодой дворянин уже становился офицером. В 1731 г. дворянство добилось отмены петровского указа о единонаследии имений, что привело к дроблению помещичьих имений. В 1754 году был создан Дворянский заемный банк, обеспечивавший небольшой кредит под залог имения. Многие дворяне получили право не служить по семейным обстоятельствам. Дворянству были дарованы монополии на владение землей и крестьянами, а также на приносившее огромные прибыли винокурение.
Окончательно привилегированное положение «российского шляхетства» было закреплено в Манифесте о вольности дворянства («Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству») – законодательном акте, изданном в 1762 г. императором Петром III, по которому дворяне освобождались от обязательной государственной службы.
Основные положения этого документа были подтверждены Екатериной II в 1785 г. в «Жалованной грамоте дворянству»(«Грамота на права, вольности и преимущества всего российского дворянства»). Российское дворянство как привилегированное сословие, освобождалось не только от государственной службы, но и от телесных наказаний, рекрутской повинности, личных податей. Подтверждались незыблемые права дворян на наследуемые и приобретенные имения.[47] Судить дворянина мог только сословный дворянский суд. Дворянствополучало собственные корпоративные органы – Дворянские собрания, призванные защищать дворянское сословие от государственных притязаний. Дворяне на три года избирали уездных и губернских предводителей дворянства, властные полномочия которых и степень влияния на положение дел были столь велики, что порой губернаторы, оказывались менее значимой на местах фигурой, чем губернский предводитель. «Жалованная грамота дворянству» окончательно укрепила дворянства в качестве высшего привилегированного сословия и противопоставила его всем прочим сословным группам российского общества.
Последняя треть XVIII – начало XIX века вошло в историю в качестве «золотого века» русского дворянства. «Освобождение» дворянского сословия от государственной службы, свобода частной жизни привели к тому, что состоятельные дворяне отправлялись в заграничное путешествие, а после возвращения на родину, поселялись в собственном имении, занимаясь дальнейшим его обустройством. Европейский опыт, переработанный на местах, способствовал складыванию уникального явления – русской усадебной культуры.
В 1785 г. был издан второй важный документ, характеризующий сословную политику екатерининского царствования. «Жалованная грамота городам» («Грамота на права и выгоды городам Российской империи») определила сословный статус городского населения Российской империи.[48] С одной стороны, она регламентировала управление городами, и в этом смысле, более четко структурировала те положения, которые были обоснованы еще в ходе губернской реформы 1775 года; с другой, – определяла положение разных категорий городского населения.
В городе создавались органы самоуправления – городская дума, собиравшаяся раз в три года, а также шестигласная дума, председателем которой являлся городской голова, членами – избиравшиеся городской думой представители шести категорий городского населения. Таким образом, в городах был создан представительный институт власти, занимавшийся поддержанием общественного порядка, городского благоустройства, разрешением конфликтов между горожанами. Права шестигласной думы ограничивались государственной администрацией на местах, она не имела законодательной власти, не могла в полной мере распоряжаться финансами города.
Принадлежность к городскому сословию закреплялась внесением в городскую обывательскую книгу. Городское население было разделено на шесть разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий. К первому разряду относились домовладельцы и землевладельцы. Привилегированное положение занимало купечество, представители которого в зависимости от величины объявленного капитала расписывались по трем гильдиям. К первой гильдии относились купцы, объявившие капитал свыше 10 тыс. руб. Они имели право торговать оптом и в розницу внутри страны и за её пределами, иметь заводы, фабрики и т. д. Во вторую гильдию записывались купцы с капиталом от 1 тыс. до 10 тыс. руб. К третьей гильдии относились купцы, производившие мелкую торговлю, содержавшие бани, гостиницы, постоялые дворы. Их капитал составлял от 500 руб. до 1 тыс. рублей. Горожане, занимавшиеся мелкой торговлей и промыслами, и не имевшие капитала в 500 руб. были отнесены к мещанам. Купечество освобождалось от рекрутской повинности (вместо этого вносили деньги по 360 руб.) и подушной подати, но платило налог с объявленного «по совести» капитала. Первоначально он составлял 1%. В дальнейшем сбор с объявленного капитала увеличился, как и размер капитала, необходимого для причисления к купечеству.
Ремесленники объединялись в цеха, где была своя цеховая регламентация. Отдельно в обывательскую книгу записывались иногородние и иностранцы; «именитые граждане»; все остальные «посадские», занимавшиеся ремеслом, промыслом или другой работой. За мещанами («средний род людей», «граждане») закреплялось право заниматься торгово-промышленной деятельностью, право на имущество и его наследование. Цеховые ремесленники и мещане являлись свободным, но податным населением, т.е. платили подушную подать, отбывали рекрутскую повинность, другие денежные и натуральные повинности. Мещанин мог записаться в купечество, о
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 1373;