ТЕМА 3. РОССИЯ В XIV – XVI ВВ.: СОЗДАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
3.1. Складывание российского централизованного государства (XIV – начало XVI вв.).
3.2. Общественно-политическое развитие страны в годы правления Ивана Грозного. Реформы Избранной Рады и политика Опричнины.
3.1. Процесс централизации не следует рассматривать как механическое соединение территорий. Централизованным можно назвать только такое государство, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, и аппарат управления, обеспечивающий исполнение этих законов, реализующий политические решения, принятые в одном центре. Все звенья такого аппарата действуют согласованно, все государственные чиновники несут ответственность перед своим начальством.
В создании единого государства, по мнению Л.В. Черепнина, были заинтересованы как класс феодалов, так и подавляющая масса городского и сельского населения. Постоянная военная опасность со стороны Орды ускорила образование централизованного государства. Этот двуединый процесс – соединение земель и освобождение от ига – завершился к концу XV – началу XVI вв. Этой концепции долгое время придерживались советские исследователи.
Г.А. Вернадский считал, что не Иван Калита заложил основы государственной политики, приведшей к укреплению российской государственности, а Александр Невский. Его политику можно охарактеризовать, как соглашательство с Ордой, результатом которого «явилось великое государство Российское». Другой идеолог «евразийцев» Н.С. Трубецкой полагал, что централизация – итог влияния татаро-монгол.
Образование централизованного государства – это объективный процесс, при изучении которого следует учитывать самые разнообразные факторы. К началу XIV в. русские земли начали оправляться от погрома. Жители северо-восточной Руси распахивали новые земли, тем самым они вовлекались в сельскохозяйственный оборот. Начало возрождаться ремесло; в XIV в. впервые упоминается русская артиллерия; появляются новые города (Кашира, Серпухов), восстанавливаются старые центры (Москва, Тверь, Нижний Новгород). Торговые связи, формирующиеся внутри страны, объективно вели к усилению единой центральной власти, которая бы могла обеспечить беспрепятственную торговлю, охрану путей сообщения, ввела бы единую систему денег и налогообложения. Таким образом, следует выделить несколько групп причин и предпосылок централизации:
1. Внутриполитические предпосылки. В централизации были заинтересованы мелкие феодалы, церковь, города. Но не все выступали за этот процесс. Удельные князья всеми силами пытались сдержать централизацию вокруг одного княжества. Этих причин было недостаточно.
2. Внешнеполитические причины. По своему характеру они были не главными, но решающими. Именно на почве борьбы за национальную независимость формируется идея национальной общности.
Следует отметить, что объективные объединительные процессы, протекавшие в русских землях XIV – XVI вв. имели определенную специфику. Во-первых, следует отметить, длительность процесса централизации и доминирование политических факторов над социально-экономическими. Сначала в русских землях сформировалась политическая общность, и лишь намного позже сложился всероссийский рынок. Окончательное объединение русских земель в единое государство, завершилось на рубеже XV – XVI вв. в годы правления Иван III и его сына Василия III. Единое экономическое пространство возникло в России только к середине XVII века, поскольку в русских землях социально-экономические процессы были заторможены, а экономика страны не получала финансовых вливаний из-за постоянного оттока средств в Орду. Вяло формировался торгово-промышленный слой. В России не было мощного купеческого сословия как в Западной Европе. В XVI в. процесс создания единого рынка оказался искусственно прерванным из-за разделения страны в годы опричнины (политика, проводившаяся Иваном Грозным в 1565-1571 гг.) на «земщину» и «опричнину». Попытка жесткой регламентации деятельности купечества в годы правления Иван IV не принесла желаемых результатов и лишь усилила давление государства на частную инициативу.
Во-вторых, создание единого государства началось в условиях иноземного ига, которое предопределило характер политической власти. В ходе процесса централизации традиции народоправства, сохранявшиеся в русских землях в домонгольскую эпоху, стали исчезать, укрепилась единоличная власть великого князя.
В-третьих, значительную роль в процессе централизации сыграла Русская Православная церковь, поддерживавшая княжескую власть, в первую очередь Московских князей (Сергий Радонежский, митрополит Алексий). Необходимо заметить, что роль церкви в объединении русских земель не ограничивалась лишь политической поддержкой Москвы. В XIV– XVI вв. вновь было основано около 150 пустынных монастырей. Монастырское строительство XV в. отличались тем, что обители возводились не около городов как ранее, а на еще неосвоенных в экономическом плане отдаленных территориях. Начало пустыножительству положил Сергий Радонежский, основавший один из самых знаменитых русских монастырей, – Троице-Сергиеву лавру. Монашество в этот период стало одной из важнейших социальных групп, участвовавших в процессе колонизации (освоения) русских земель. Вокруг монастырей вскоре возникали крестьянские поселения, что свидетельствовало об окончательном включении земель в сельскохозяйственный оборот. По словам В.О. Ключевского, «монастырская колонизация встречалась с крестьянской и служила ей невольной путеводительницей»[18].
В становление российского централизованного государства необходимо выделить несколько этапов. Первый этап (1300-1359) связан с борьбой княжеств за лидерство. Ряд историков склонны были рассматривать централизацию и возвышение Москвы как единый процесс. Вместе с тем, в начале XIV века на роль общерусского центра претендовала не только Москва, но и Тверь, Нижний Новгород, Литовское княжество. Княжество Литовское, в котором 9/10 территории составляли русские земли, приняв католичество, отделило себя религиозным барьером от остальных русских земель. Особенно ожесточенной была борьба между Москвой и Тверским княжеством.
Возвышению Москвы способствовало не только относительно безопасное географическое положение, пересечение торговых путей и приток населения с разоренных монголо-татарами соседних земель. Главным и решающим фактором возвышения Москвы была дальновидная политика московских князей, заключавшаяся в умении выстраивать политические взаимоотношения с Золотой Ордой.
Укрепление московского княжества связано с именем Даниила Московского. Наиболее значимые шаги для политического развития своего княжества предпринял в начале XIV в. Иван Данилович, прозванный Калитой. Иван Калита (1325-1340) выступал как верный данник Орды, проводил политику соглашательства и использовал все средства для того, чтобы получить ярлык на великое княжение от хана Золотой Орды. Иван Калита девять раз ездил к хану, раздавая богатые подарки его приближенным. В 1327 г. в Твери разразилось антиордынское восстание, которое было подавлено московским князем, за что Калита получил не только великокняжеский титул, но и впервые в истории взаимоотношений с Ордой право сбора дани в русских землях. Летопись в таких выражениях сообщает о значении этого события: «Седе на великое княжение великий князь Иван Данилович, и бысть тишина велика християном по всей русской земле на многие лета… и престаша татарове воевати Русскую землю».
Таким образом, полученное Иваном Калитой право сбора «ордынского выхода» избавило население русских земель от встречи с баскаками и позволило Москве иметь дополнительные финансовые вливания. Он покупал в соседних уделах села и деревни, а также города – Галич, Углич, Белоозеро.
Важнейшее место в деятельности московских князей занимал церковный вопрос. В 1308 г. на Русь прибыл новый митрополит – Петр, который был враждебно встречен Тверью, т.к. кандидат этого княжества был отвергнут Константинополем. В 1311 г. состоялся церковный собор, закончившийся победой митрополита Петра, которая была достигнута при поддержке московского князя. При жизни митрополит Петр подолгу жил в Москве, а после его канонизации, стал считаться небесным покровителем города. В Москве уже в начале XIV в. возводилось много храмов. Именно в этот периода был заложен Успенский собор, одноименный с Успенским собором во Владимире, основной святыней средневековой Руси. В 1326 г. была перенесена Митрополичья кафедра из Владимира в Москву. Таким образом, Москва стала религиозном центром русской земли, а политическая линия, проводившаяся московскими князьями, стала восприниматься в качестве богоугодного дела. Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Симеон Гордый (1340-1353) и Иван Красный (1353-1359).
Второй период российской централизации (1359-1425) связан с окончательным утверждением Москвы в качестве общерусского центра, подготовкой к объединению всех русских земель и началом открыто противостояния с монголо-татарами. Важнейшие события этого этапа связаны с именем московского князя Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389). Царствование Дмитрия Ивановича было нелегким. Претендентов на титул великого князя было не мало. Важнейшую роль в поддержке Москвы как национального центра русских земель сыграли церковные иерархи – митрополит Алексий и Сергий Радонежский.
Прелюдией к Куликовому полю стала битва на р. Воже (1378), в которой русское войско под началом Дмитрия Ивановича разбило рать мурзы Бегича. К этому времени в Орде начался процесс феодального дробления. Это повышало шансы на успех русских, поскольку монголо-татарам трудно было консолидироваться. С другой стороны, теперь нельзя было откупиться от одного хана, новые правители рвали все соглашения с русскими. Назревало крупное столкновение. На стороне Орды оказался рязанский князь Олег Иванович и литовский князь Ягайло, но им не дали соединиться с монгольскими силами.
8 сентября 1380года в день, когда православная церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы, состоялась Куликовская битва, в которой объединенные русские войска под командованием Московского князя Дмитрия Ивановича одержали победу над ордами Мамая. Несмотря на то, что двумя годами позже Москва была сожжена Тохтамышем (1382), стало совершенно очевидно, что во взаимоотношениях Руси и Орды произошел коренной перелом. После Куликовской битвы Москва окончательно стала общепризнанной национальной столицей. Дмитрий Донской передал княжество своему сыну как свою «отчину», не поставив об этом в известность Орду.
Во второй четверти XV в. в Московском княжестве разразилась, феодальная война, которая фактически стала новым, третьим этапом (1425-1462) централизации. После смерти Дмитрия Ивановича разгорелся конфликт внутри Московского княжества. Решался вопрос о принадлежности московского престола. Особенно кровопролитная борьба развернулась в царствование внука Дмитрия Донского Василия II Темного (1425-1462). Ему противостояли сначала дядя, а затем двоюродные братья. Несколько раз его жизнь висела на волоске. Став жертвой заговора бояр и удельных князей, он был отправлен в Троицкий монастырь и там ослеплен. В итоге победа осталась за Василием II, и династическая война закончилась победой прямых потомков Дмитрия Донского (1453 г.). Таким образом, окончательно утвердился вертикальный принцип наследования престола (от отца к сыну) и главенствующий статус великокняжеской власти, которая выступала гарантом стабильности в молодом российском государстве.
Четвертый, завершающий этап (1462-1533) политического объединения русских земель в единое централизованное государство связан с именами Ивана III (1462-1505) и его сына Василия III (1505-1533). В этот период происходит окончательное вхождение в состав Московского княжества всех русских земель, ликвидируется зависимость от Золотой Орды, выстраивается внутриполитический аппарат управления, появляется общеправовые нормы, утверждается российская государственная символика.
В первые два десятилетия своего правления Иван III решает вопросы, связанные с собиранием вокруг Москвы русских земель и ликвидацией зависимости от Золотой Орды. К Москве присоединяются Ярославское, Ростовское, Тверское (1485) княжества, Чернигов, Новгород-Северский. В 1478 г. был покорен Великий Новгород. Для того, чтобы избежать эскалации сепаратистских настроений, Иван III переселил часть новгородских бояр на земли, расположенные недалеко от Москвы. В Новгород были отправлены люди, преданные Ивану III. В годы правления Василия III, после войны с Литвой в состав российского государства вошел Смоленск, в 1510- г. – Псковская республика, а в 1521 г. – Рязанское княжество. В результате этого объединения образовалась крупнейшая держава Европы, которая с конца XV в. стала называться Россией. Термин «русский» стал обозначением национальности, а термин «российский» – государственных начал. Формируется великорусская народность, язык, за основу которого берется московский говор.
С 1476 г. Иван III перестает платить дань Золотой Орде, а в 1480 г. хан Ахмат попытался восстановить свою власть над русскими землями. Русское войско выступило против неприятеля. Монгольские и русские воска сошлись на реке Угре. Ни одна, ни другая сторона не решались первой начать битву, некоторая часть бояр советовала Ивану III полюбовно договориться с ханом. Войска противников стояли до осени, пока не начались морозы, и татары отступили. Таким образом, в ходе «стояния на р. Угре» окончательно было ликвидировано монголо-татарское владычество, а «собирание Руси», по замечанию В.Ю. Ключевского, стало «национально-религиозным движением».
Второй период правления Ивана III характеризуется активными действиями в построении аппарата управления и выстраиванию новой геополитической стратегии. Важной вехой в становлении внутригосударственной целостности стало формирование единого правового пространства. В 1497 г. был издан первый общерусский Судебник Ивана III, содержавший статьи центральном и местных судах, определял нормы гражданского и уголовного права, вопросы, подлежавшие рассмотрению суда великого князя.
В конце XV – начале XVI вв. начинают создаваться учреждения центрального управления – приказы, руководившие военными, финансовыми, дипломатическими делами. Первое упоминание о них датируется 1512 годом.
Формирование общего для всех русских земель политического пространства требовало создание единой идеологической концепции. В начале XVI в. появляется политическая теория, известная под название «Москва – Третий Рим», основу которой сформулировал старец псковского Елизарова монастыря Филофей в посланиях к Великому московскому князю Василию III. Москва провозглашалась всемирным церковным и политическим центром, богоизбранной страной. Она утверждала притязания России на роль преемника Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателя этой теории, из-за уклонения от «истинной веры»: «Два Рима падоше, а третий стоит, а четвертому не бысти». Византия «изменила» православному христианству, заключив Флорентийскую унию[19] с католической церковью в 1439 г., что привело ее к религиозному краху и захвату империи турками-османами. Москва, оставшаяся верной православию, являлась, по мнению старца Филофея, единственной страной – хранительницей истинного христианства, «третьим Римом».
В конце XV – начале XVI вв. определились основные направления внешней политики России, которые стали основополагающими до конца XVIII в.: взаимоотношения с Литвой и Польшей; с западноевропейскими странами; Османской империей и остатками Золотой Орды.
Укреплению позиции России на международной арене способствовала женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Таким образом, Иван Васильевич становился приемником византийских императоров и хранителем православного царства. В этот же период в качестве официального герба России впервые предстает византийский двуглавый орел, а Иван III становится «самодержцем» (аналог византийского императорского титула autocrator) всея Руси, т.е. монархом, не подчиняющимся никакой внешней власти. Впоследствии этот термин приобрел иной смысл и стал указывать на неограниченную власть российского государя.
Процесс становления единого российского государства сопровождался складывание новой сословной системы. Сословие –социально-юридическая категория населения, тесно замкнутая и характеризующаяся законодательно закрепленными наследственными правами, привилегиями или обязанностями. Сословная система российского государства складывалась на протяжении XV – XVII вв. и окончательно приобрела законченный вид в общерусском своде законов – «Соборном уложении» (1649).
Социальную структуру русского общества можно представить следующим образом: наверху социальной лестницы стояли бояре, княжата (потомки бывших удельных князей) и «служивые люди» –сословие, объединявшее лиц, находившихся на государственной службе. Сословие служилых людей в середине XVI в. включало две основных категории – служилых людей «по отечеству» и служилых людей «по прибору». Служилые люди «по отечеству» (думные чины; путные бояре; чины московские; чины уездные и др.) получали за службу землю с крестьянами, имели юридические привилегии, занимали руководящие должности на государственной службе. Служилые люди «по отечеству» – в дальнейшем дворяне или помещики – стали социальной опорой великокняжеской (царской) власти. Не имея возможности расплатиться за службу деньгами, государство расплачивалось с ними землями.
В XV в. начинает формироваться новая форма земельного держания – поместье. В отличие от вотчины поместье было ненаследственным земельным владением, выдававшимся дворянам за службу. Дворяне «испомещались» на землю и становились «помещиками». Если дворянин погибал, поместье отходило в казну, за исключением небольшого участка («опричнины», от древнерусского слова «опричь», т.е. кроме), отдававшегося на содержание вдовы и малолетних детей.
Служилые люди «по прибору» (стрельцы, пушкари, городовые казаки и др.) набирались из крестьян, посадских людей; получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных податей и повинностей.
Кардинальные изменения, затронувшие всю социальную систему российского общества, особенно явственно проявились в положении крестьянского сословия.[20] С формированием поместной системы землевладения и укреплением позиций дворянства связано становление крепостного права – особой форма феодального хозяйства и права, характеризующейся господством внеэкономических способов принуждения и юридическим прикреплением крестьян к земле. В трактовке проблемы появления крепостного права в России существует две теории – «указная» и «безуказная». Указная теория рассматривает крепостное право как продукт сознательной законотворческой деятельности органов государственной власти. Государство сознательно прикрепляло крестьян к земле, обеспечивая, тем самым, поместья служилых людей трудом зависимых крестьян. Безуказная теория сводится к тому, что изданные на протяжении нескольких столетий законы лишь фиксировали уже сложившуюся практику закрепощения крестьян.
На протяжении многих столетий крестьяне жили общинами, «мирами» на землях, владельцами которых могли быть частные лица, государство («черные земли») или церковь. Крестьяне называли их «земли великого князя, а нашего владения» и фактически распоряжались своими участками: продавали другим крестьянам, закладывали, дарили, меняли. Тягло (совокупность налогов, сборов) выплачивалось не отдельно взятым крестьянином; здесь также действовал принцип коллективности – круговая порука. До конца XV в. перемещение крестьян с одной земли на другую ничем не ограничивалось. Расширение территорий молодого российского государства, внутренняя колонизация пространства привели к начавшемуся оттоку населения и нехватке рабочих рук в феодальных хозяйствах. Государство, обеспечивавшее служилых людей «по отечеству» поместьями, вынуждено было пойти на закрепощение крестьян, т.е. прикрепление крестьян к земле. В Судебнике Ивана III (1497 г.) было введено правило Юрьева дня, ограничивавшего переход крестьян с одной земли на другую неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). Устанавливалась уплата «пожилого», в качестве компенсации владельцу земли за потерю рабочих рук.
На протяжении XV – XVII вв. закрепощение крестьян усиливалось. В судебнике Ивана IV (1550) был увеличен размер «пожилого». В конце XVI в. (1592-1593 гг.) – введены «Заповедные лета» («заповедь» – «запрет»), отменявшие Юрьев день, тем самым окончательно прикреплявшие крестьян к той земле, на которой они жили. «Урочные лета» (1597) установили пятилетний срок сыска срока беглых крестьян. Если в течении указанного срока беглый крепостной не был найден и возвращен владельцу, он становился свободным. В начале XVII в., когда страна оказалась в состоянии фактического развала и гражданской войны, срок беглых был существенно увеличен, сначала до 10, затем – до 15 лет. Окончательно формирование крепостного права как государственной системы произошло в середине XVII в., когда в «Соборном уложении» (1649) был установлен бессрочный сыск беглых крестьян.
Социально-политическая трансформация, наблюдавшаяся в российском обществе, не могла не затронуть сферу взаимоотношений церкви и государства. Усиление княжеской власти, потребности которой в земельном фонде увеличивались с каждым десятилетием, неизбежно привело к обострению взаимоотношений с Русской Православной церковью – крупнейшим земельным собственником. Идея секуляризации[21] церковных земель, за которую выступали влиятельные проповедники новгородской ереси «жидовствующих»[22], нашла сочувствие в московской среде. Однако против ереси выступили иерархи русской православной церкви. Иосиф Волоцкий и новгородский архиепископ Геннадий. Ересь была искоренена.
Конфликт в конце XV – начале XVI вв. между светской властью и государством не носил идеологический характер, он был вызван лишь земельным вопросом. Вопрос о монастырском землевладении дискутировался и в среде церковников. В начале XVI в. разгореслсся спор между «нестяжателями» (лидер – Нил Сорский) и «иосифлианами» во главе с Иосифом Волоцким. Нестяжатели проповедовали необходимость отказа церкви от «стяжания», т. е. от собирания земель и другой собственности; полагали, что накопление богатств деморализует священнослужителей. Их оппоненты указывали на то, что богатая церковь дает возможность поддерживать общественные силы в здравии, богатая церковь должна нести религиозно-земское тягло, быть защитником нуждающихся духовно и материально, заниматься благотворительностью. В споре с иосифлианами нестяжатели потерпели поражение и были осуждены на церковных соборах 1503 и 1531 гг.
Подводя итог, следует отметить, что в конце XV – начале XVI вв. завершилась российская политическая централизация, обозначились важнейшие направления внутриполитического и социального устройства, были сформулированы внешнеполитические задачи России. Российское государство и общество вступили в новый этап своего исторического развития, который в отличие от стран Западной Европы, не привел к зарождению раннебуржуазных отношений, а сопровождался формированием крепостнических институтов и военно-служилого сословия, ставшего опорой центральной великокняжеской власти.
3.2. В исторической науке личность Ивана IV и его деятельность получили противоречивую оценку. Общеизвестной является концепция «двух Иванов», обоснованная Н.М. Карамзиным, который заимствовал её у современника Ивана IV князя Андрея Курбского. Курбский был соратником Ивана IV, но в ходе Ливонской войны, перешел на сторону противника. Н.М Карамзин, отмечал, что Иван IV до середины 1560-х годов проводил прогрессивную политику, направленную на дальнейшую централизацию страны, но впоследствии превратился в деспота и тирана. Эти изменения, по мнению историка, – результат внутренних метаморфоз, произошедших с личностью царя после внезапной и загадочной смерти любимой супруги Анастасии. В итоге, Иван Васильевич, с детства отличавшийся мнительностью и недоверчивостью, стал видеть вокруг себя только боярские заговоры и измену.
С.М. Соловьев отошел от подобной оценки Ивана Грозного. Он интерпретировал деятельность Ивана IV как определенный шаг к «победе государственных начал». В.О. Ключевский, оценивая последствия деяний Грозного, сравнивал их с уроном от монгольского ига.
В работах советских историков в 30 – 40-е гг. XX в. правление Ивана Грозного рассматривалось как прогрессивный этап в развитии российской государственности. Подобная оценка была обусловлена интересом И.В. Сталина к фигуре Грозного. «Вождь народов» считал Ивана IV выдающимся государственником. После смерти Сталина, критиком оправдательной концепции стал А.А. Зимин, решительно порвавший с точкой зрения на борьбу боярства и дворянства как основу прогрессивности политики опричнины.
Современная историческая наука, отдавая должное усилиям Ивана Грозного в отношении построения российской государственности, заостряет внимание на репрессивном характере его политики в 1560-1580-х гг., которая привела к самым негативным социально-политическим и экономическим последствиям, и создала предпосылки для всестороннего кризиса русского общества конца XVI – начала XVII веков.
Ивану Васильевичу (1533-1584) было три года, когда умер его отец. После смерти матери – Елены Глинской, 8-летний мальчик остался круглым сиротой. Страна находилась в фактическом управлении бояр. Две боярские группировки князья Шуйские и Бельские, особенно активно противостояли друг другу.
Политическая ситуация изменилась, когда наследнику престола исполнилось 17 лет. В 1547 году Иван IV венчался на царство. Он был первым русским монархом, прошедшим через таинство помазания на царство. Во время службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы (оплечья), принадлежавшие якобы ранее византийскому императору Константину Мономаху и присланные на Русь для венчания Владимира Мономаха. Прохождение через этот обряд делало Ивана IV «боговенчанным царем», равным по чину императору «Священной Римской империи», ставило выше европейских королей. Это породило у молодого монарха уверенность в том, что ему дарованы особые способности и полномочия, необходимые для нелегкого царского служения. Как писал русский церковный историк Иоанн Снычев, оно «открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности».[23]
Молодой царь начинает проводить преобразования, направленные на дальнейшее укрепление единого российского государства. В 1549 г. царю подается челобитная от дворянина Ивана Пересветова. По его мнению, на смену слабой власти при сильной аристократии должна прийти сильная власть, поддерживаемая армией из служилых людей. В число служилых людей мог попасть всякий лично свободный.
Старорусское боярство, в целом поддерживая идею централизации, в то же время, стремилось сохранить свои привилегии. Выражением компромисса между разными слоями русского общества было создание Избранной рады – неофициального правительства при Иване IV, функционировавшего в конце 40-х – 50-е гг. XVI века. В него вошли дворянин А. Адашев, митрополит Макарий, духовник царя священник Сильвестр, князья А. Курбский, Д. Курлятьев, М. Воротынский, дьяк И. Висковатый.
Одной из первых реформированию подверглась сфера государственного управления. В 1549 г. был созван первый Земский собор, ставший сословно-представительным органом в России.[24] В большинстве европейских стран сословно-представительная монархия сложилась в XIII – XIV вв. (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции). В России ее становление произошло намного позже. На первом Земском соборе царь призвал все слои русского общества к покаянию и примирению, поэтому он получил название «Собор примирения». Иван Васильевич зачитал свое покаянное послание «к народу земли русской», содержащие призыв к духовному единству и сословному миру, а также выступил с концепцией реформ.
Земские соборы созывались на протяжении двух веков, последний собор был созван в 1689 году. В состав Земских соборов входило духовенство, дворяне, бояре, лица, стоявшие во главе центральных органов управления. На соборе 1613 г., избравшем на царство Михаила Романова (см. тема 4), были представители от «черносошных» крестьян. Земский собор не имел юридически регламентированных сроков созыва и круга компетенций. Основными вопросами, выносившимися на его рассмотрение, были заключение мира, объявление войны, избрание царей, учреждение законодательства.[25]
В ходе реформы высшего и местного управления была заложена основа для формирования нового слоя служилой бюрократии. В верхнем эшелоне управления была создана система отраслевого управления – приказов (до середины 1560-х гг. их называли «избами»). Челобитная изба, которую возглавил А. Адашев, становилась высшим контрольным органом. Ее задача заключалась в рассмотрении жалоб, поданных на имя царя. В дальнейшем были созданы Разбойный, Посольский, Поместный, Разрядный, Земский приказы. Приказная система была направлена утверждение централизованной системы управления в российском государстве.
Одним из средневековых феодальных институтов была система кормлений. Кормление − система содержания должностных лиц (наместников, волостей) за счет местного населения в XIII – середине XVI вв. Кормленщик осуществлял на местах административно-судебные функции. В качестве оплаты его труда выступал налог, который взимался кормленщиком с населения подчиненной ему земли.
При Иване Грозном эта система была уничтожена. Средства, которые раньше шли кормленщикам, теперь взимались в пользу государства, а деньги на содержание местных чиновников поступали из центра. Управленческие и судебные функции на местах были переданы, губным и земским старостам и целовальникам (целовали крест на верность государю), которые выбирались на местах самими подданными. Выборные люди, таким образом, с одной стороны, подчинялись государственным учреждениям, а с другой – контролировались населением.
Еще одним феодальным институтом, тормозившим социально-политическое развитие страны, являлось местничество–система распределения служебных мест среди феодалов в российском государстве в XIV- XVII вв. при назначении на военную, административную или придворную службу, принимавшее во внимание знатность рода, из которого происходил претендент. Поскольку служба начиналась с 15 лет, то знатный молодой человек мог претендовать на довольно ответственный пост. Реформы первой половины XVI в. ограничили местничество: запрещалось становиться воеводами юношам, не достигшим 19 лет. Местничество ограничивалось на время военных походов. Окончательно местничество было отменено только в конце XVII века.
Важнейшей реформой стало создание вооруженных сил нового образца – стрелецкого войска. Это повлекло за собой перевооружение армии пищалями, бердышами, саблями. Сначала было набрано 3000 стрельцов, к концу XVI в. их было уже 25 тысяч. Они несли постоянную службу во всех городах России. Из общей массы служилых людей формировалась «избранная тысяча»: в нее входили лучшие, наделенные подмосковными землями дворяне. Вливались в войско и донские казаки. В 1571 г. был составлен первый Устав, определявший порядок организации сторожевой и станичной службы на границе.
С военной реформой связано издание «Уложения о службе». В нем определялось, с какого количества земли должен был выходить вооруженный воин на коне. Устанавливалось, что с территорий, превышающих этот размер, следовало выводить с собой и вооруженных холопов. Это относилось как к вотчинникам, так и к помещикам.
Таким образом, Уложение о службе касалось и социально-политических аспектов жизни российского общества XVI века. Именно этот документ позволят говорить о сближении статуса вотчины и поместья.
Реформированию подверглась судебная система. В 1550 г. был издан новый «Судебник», закреплявший создание в Московском государстве «праведного суда». Судебная власть передавалась местным выборным властям. Во время суда должны были присутствовать посадские и волостные «лучшие люди». Некоторые исследователи усматривают в этом институте аналог суда присяжных. Кроме того, в Судебнике закреплялся переход крестьян с одной земли на другую в течении двух недель в году, но увеличивался размер «пожилого». Судебник содержал много новых социальных норм. Впервые было введено наказание за взяточничество.
Еще при матери Ивана IV Елене Глинской началась денежная реформа, по которой московский рубль сталь основной денежной единицей в государстве. Налоговую политику определило введение единой системы налогообложения – «Большой московской сохи».
Одним из важнейших аспектов политической жизни российского государства была проблема взаимоотношений светской и церковной власти. В 1551 г. при содействии митрополита Макария состоялся церковный «Стоглавый собор» («Стоглав»), решения которого были записаны в 100 «главах», или статьях. На нем были унифицированы церковные обряды; составлен единый список русских святых; утверждено положение о подсудности духовных лиц только церковному суду; регламентированы нормы внутрицерковной жизни с целью повышения морального облика духовенства; провозглашена неприкосновенность церковного имущества. Вместе с тем «Стоглав» ограничил финансовые возможности церкви, которой разрешалось проводить торговые операции с землей лишь с разрешения царя. Запрещались любые виды церковного ростовщичества.
Укрепление внутриполитической организации сказалось на внешнеполитических успехах. Были завоеваны Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. Именно в этот период Иван IV стал называться «Грозным», несущем страх врагам русского государства. В 1558 г. началась Ливонская война между Россией, Швецией, Великим княжеством Литовским и Польшей за побережье Балтийского моря. Первый этап (до 1561 г.) был успешным для России, завершился разгромом Ливонского ордена. Второй этап (до 1578 г.) был связан с начавшимися военными неудачами русских войск (поражение под Полоцком и Оршей), консолидацией сил Литвы и Польши в рамках единого государства (Речь Посполитая). На третьем этапе польские и шведские войска вторглись в русские земли и одержали ряд военных побед. В результате Ям-Запольского перемирия с Польшей (1582 г.) между странами сохранялась прежняя граница. Согласно Плюсскому перемирию со Швецией Россия передала противнику города Ям, Копорье, Ивангород и южное побережье Финского залива. Ливонская война негативно сказалась как на международном положении России, так и на внутриполитическом развитии страны, спровоцировав сворачивание прогрессивных реформ, проводившихся Избранной Радой в 1550-е гг.
Постепенно Иван IV стал тяготиться участием приближенных в управлении страной. Политическая линия, проводившаяся «Избранной радой», вошла в противоречие с мнением царя, стремившегося к концентрации власти в своих руках. Ситуация обострилась в 1560-м году, когда при загадочных обстоятельствах умерла царица Анастасия. Члены Избранный рады были заподозрены в отравлении любимой жены Ивана IV.
Окончательно Иван IV утвердился в мысли о необходимости перейти к жесткой централизации и укреплении единоличной власти после того как сначала в 1564 г. князь Вишневецкий, воевода юга России, бросил свой отряд и перешел к Сигизмунду, а затем и ближайший сподвижник, Андрей Курбский предает царя. В итоге Избранная рада была распущена, а Иван Грозный перешел к реализации политики опричнины.
По мнению Ивана IV, проведенные реформы были не достаточными и не могли решить проблему местнических настроений в среде русского боярства. Ему виделся иной способ проведения централизации: путь наивысший концентрации власти в его руках помазанника Божьего. С 1565 г. началось осуществление политики опричнины. «Опричнина» (от cтарорусского «опричь» − кроме) – система мероприятий (1565 – 1572 гг.), проводившихся правительством Ивана IV, направленных на ускоренную централизацию страны без достаточных социально- экономических причин и утверждение неограниченного самодержавного правления.
В 1564 г. царь с семьей отправился на богомолье в Троице-Сергиевую лавру. На обратном пути он остановился в Александровкой слободе (ныне г. Александров Владимирской области). В 3 января 1565 г. в Москву приехал царский гонец и привез две грамоты – одну митрополиту Афанасию, другую – посадскому люду. В первой он сообщал, что «государь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу – на всех служилых людей, от бояр, от рядовых дворян, поскольку служилые люди истощают казну, плохо служат», а духовенство им потакает. Во второй грамоте было сказано, что царь не гневается на простой люд, но возвращаться в Москву не собирается. Это заявление имело эффект разорвавшейся бомбы: по всей Москве закрылись лавки, опустели приказы, храмы наполнились молящимся людом. Посадские жители потребовали, чтобы бояре и духовенство выполнили условия царя. Спустя несколько дней царь принял делегацию от духовенства и боярства, но в качестве условия возвращения на престол указал учреждение опричнины. В начале февраля 1565 г. Иван IV торжественно вернулся в Москву и начал реализацию новой политической линии.
Страна была разделена на две части – «опричнину» (вошли лучшие земли в центре, на севере государства) и «земщину». По мысли Ивана IV «опричнина» должна была стать центром обновленного государства. Были созданы, независимые друг от друга, опричные и земские органы управления.
Для искоренения боярского сепаратизма было организовано «опричное» войско из преданных царю людей (к концу «опричнины» насчитывавшее 6 тыс. человек). Опричником мог стать любой свободный человек. Особо следует отметить, что среди опричников были не только «худородные дворяне», посадские люди и стрельцы, но и знатные бояре. Главный принцип, на основе которого формировалось опричное войско – личная преданность царю. К седлам коней опричников были привязаны собачьи головы, а к колчанам – метлы, символизировавшие собой их готовность «выгрызть и вымести измену» из страны.
Таким образом, упрощенная схема борьбы дворянских и боярских группировок не отражает всей сложности процессов, происходивших в годы опричнины. Развязанный против части боярского сословия террор (не без участия самих же бояр, в частности, таких фамилий как Захарьевы-Юрьевы, Басмановы, Черкасские) отразился на состоянии всего русского обществ. По обвинению в государственной измене был казнен двоюродный брат царя Андрей Старицкий, его жена, дочь и мать. Жертвами мероприятий опричником стали не только бояре (включая тех, кто активно поддержал опричнину), но и дворяне, посадское население. Конфискация земли у каждого, кто не доказал своей абсолютной готовности служить царской воле, выбивала почву из-под ног всякой оппозиции.
В 1570 г. был совершен карательный поход на Новгород, закончившийся разгромом города. При этом опричное войско оказалось неспособным отразить набеги крымских татар на Москву. Летом 1571 г. крымский хан Дивлет-Гирей сжег столицу, в плен были уведены 100 тыс. русских людей. Кроме того, в 1570-1571 гг. на Россию обрушилась эпидемия чумы, которой предшествовал двухлетний неурожай. Все эти факторы привели к отмене опричнины осенью 1572 года.
В современной отечественной историографии развернулась дискуссия относительно числа жертв политики опричнины. Известным историком Р.Г. Скрынниковым было подсчитано число жертв «царского террора», примерно 3-4 тыс. человек. В то же время в Западной Европе во время религиозных войн, было убито около 60-80 тыс. человек. С момента учреждения опричнины до ее запрещения прошло 7 лет, т.е. примерно 500 казней в год (сюда же входят уголовные преступники). Альберт Шлихтинг, иностранец, не имея никаких оснований преуменьшать масштаб казней, в 1570 г. отмечал, что из 300 выведенных на казнь были казнены лишь 116 человек, остальные помилованы и отпущены.
Многие факты, относящиеся к опричнине, которые ранее плохо поддавались интерпретации, к примеру, то, что списки казненных заносились специальные синодики, и царь лично молился за убиенных, вполне объясняемы в рамках концепции, предложенной А.Л. Юргановым. Историк рассматривает опричнину как религиозно-политическую систему мероприятий, направленную на утверждение личной власти Ивана IV. Опричнина предстает как своеобразная репетиция Страшного суда на земле: «Опричные казни превращались в своеобразное русское чистилище перед Страшным судом. Царь добивался полновластия как исполнитель воли Божьей по наказанию человеческого греха и утверждению истинного «благочестия» не только во спасение собственной души, но и душ тех грешников, которых он обрекал на смерть. И только в последние годы жизни Иван Грозный стал каяться, возможно, осознав, что прельстился»[26].
Раскрывая суть и оценивая последствия опричинины, необходимо помнить, что и реформы Избранной рады и опричные мероприятия были звеньями одного процесса. Однако Ивана IV не устраивали темпы структурных реформ, проводившихся избранной Радой. Поэтому был избран путь террора как метод утверждения личной власти царя и способ централизации страны.
В результате проведения политики опричнины сформировались предпосылки для утверждения абсолютизма; изменился социальный состав русского боярства, было ослаблено экономическое и политическое влияние древних боярских родов; разрушены экономические связи между регионами, в запущенном состоянии оказалось более половины пахотных земель; усилилась крепостная зависимость крестьянского населения (установлены «Заповедные лета»). Начавшийся затяжной социально-экономический кризис способствовал нарастанию противоречий в развитии российского общества и государства, вылившиеся в события Смутного времени конца XVI – начала XVII вв.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какими признаками должно обладать централизованное государство? В чем заключались особенности российской централизации?
2. Какую роль в процессе объединения русских земель сыграла Русская Православная церковь? Назовите известные вам имена деятелей русского православия XIV – XVI вв.?
3. Какие этапы можно выделить в процессе политического объединения русских земель? Охарактеризуйте каждый из этих этапов.
4. Каковы причины возвышения Москвы? Какие еще княжества могли претендовать на роль политического центра русских земель?
5. Кто такие «иосифлиане» и «нестяжатели»? Почему секуляризация не была осуществлена в России в конце XV – начале XVI вв.?
6. Перечислите основные сословные группы российского общества, сформировавшиеся в XV – XVII вв.? Какими правами и обязанностями ни обладали?
7. Что такое «указная» и «безуказная» теория формирования крепостного права? Перечислите основные этапы его формирования.
8. Какое спектр мнений историков в оценке деятельности Ивана Грозного?
9. Какие реформы были проведены Избранной Радой?
10. Чем была вызвана политика «опричнины»? Какие оценки даются этому периоду в новейшей российской историографии?
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 2469;