Музыкальная форма в опере
Опера – синтетический жанр, включающий музыку, сценическое действие, слово, балет, декорации и т.д.
За четыре века истории оперы в ней сложилось множество жанровых видов: dramma per musica, опера-seria, опера-buffa, «большая французская опера», зингшпиль, камерная опера XX века, опера-балет, моноопера XX века, рок-опера, киноопера и т.д.
Завязка конфликта – резкий перелом в сценическом действии. Она может быть в любом месте оперы:
· например, в 3 действии («Иван Сусанин»)
· или даже до оперы («Царская невеста»),
· но чаще всего – в 1-м действии оперы («Травиата»).
Кульминация – наивысший момент столкновения действия и контрдействия («действие» - группа положительных персонажей и линия их развития; «контрдействие» - группа отрицательных персонажей и линия их развития). Кульминацией может быть наивысший момент развития либо действия, либо контрдействия. Может быть несколько кульминаций.
Развязка – исчерпание конфликта. В напряженно-драматических операх возможно совпадение кульминации и развязки (например, заключительная сцена из оперы «Кармен»).
Существуют несколько типов композиций оперы:
1. В XVII–XVIII веках существовала номерная структура. Ее преимущество – возможность дать развернутую характеристику героев, недостаток – остановка действия.
2. Во второй половине XIX века преобладало сквозное развитие (Вагнер). Его преимущество – непрерывное развитие, недостаток – слишком большая текучесть форм.
3. Идеальный вариант – законченные номера, объединенные в сцены. (Римский-Корсаков, Чайковский).
Музыка в опере главенствует, но есть вокальная сторона, поэтому оркестр не должен заглушать вокальные партии.
В опере кроме арий, ансамблей и им подобного есть большое количество речитативов. Существуют несколько типов речитативов. В опере XVII века – secco и accompagnato (частный случай аккомпанированного речитатива – облигатный, с обязательным солирующим инструментом). Римский-Корсаков отмечает следующие виды речитативов:
1. In piacere – свободный в ритмическом отношении, типа secco.
2. In tempo – «в такт».
Типы речитативов в опере XIX века:
1. Декламационный тип (без распевов, с совпадением речевых и музыкальных акцентов, характерна апериодичность в появлении цезур).
2. Ариозный тип (стих сохраняется, но мелодия начинает вести за собой текст).
3. Кантиленный тип (слово перестает играть ведущую роль; много слоговых распевов, акценты музыки и стиха не совпадают).
В музыке ХХ века, конкретно в творчестве Шёнберга, можно выделить такие типы:
1. Sprechgesang.
2. Sprechstimme.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1959;