Тема фуги и ее преобразование в проведениях
Тема – музыкальная мысль, составляющая содержательную и конструктивную основу фуги, служащая исходным моментом и итогом формообразования.
Жанровые основы тем зависят от природы:
· вокальные: хоральные и песенные (отчасти декламационные);
· инструментальные: танцевальные и моторные.
Признаки жанровых основ тем:
1. Хоральные темы:
а) вокальный тип интонирования;
б) мерный, но скрыто нерегулярный ритм;
в) недетализированный мелодический рисунок;
г) как правило, единого строения;
д) начало на первой доле, окончание – на любой сильной.
Примеры из «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха[13]: cisI, EII, fI, HII.
2. Песенные темы:
а) вокальный тип интонирования;
б) детализированный мелодический распев;
в) разделение тонов мелодии на стержневые и опевающие;
г) непериодичный ритм;
д) тенденция к мотивному расчленению;
е) начало – часто не с первой доли, часто – слабое окончание;
ж) начало с I или V ступени, окончание – на любом тоне Т53.
Примеры: cII, CI, esI, fisI.
3. Декламационные темы:
а) сочетание вокальных и речевых интонаций;
б) резкий мотивный контраст;
в) наличие остроэкспрессивного оборота;
г) использование трудноинтонируемых скачков;
д) наличие пауз;
е) репетиция на одном тоне.
Примеры: gI, gII, aII.
4. Танцевальные темы:
а) инструментальная природа;
б) периодичность;
в) повтор ритмоформулы;
г) размашистый и детализированный мелодический рисунок;
д) скрытое неодноголосие.
Примеры: cI, GI, CisI, EsI.
5. Моторные темы:
а) инструментальная природа;
б) равномерный ритм;
в) периодичный детализированный музыкальный рисунок;
г) репетиционные повторы.
Примеры: GII, eI, cisII, gisII, BII.
По диапазону тема может быть от уменьшенной кварты (cisI) до полутора октав (GII).
По протяженности строение тем зависит от жанра (самые короткие – хоральные, самые длинные – моторные) и от мастерства автора (чем больше мастерство, тем темы короче. У раннего Баха много длинных тем). Общий принцип строения тем бывает двояким: это либо тематическое ядро с развертыванием, либо идея контрастов двух типов движения. По строению тема может представлять собой простую периодичность, пару периодичностей и даже модель строения фуги в целом[14].
Ответ – второе проведение темы в фуге.Функция ответа двойственная:
1. Повторение и утверждение темы.
2. Перемещение самой темы в новый контекст (неодноголосие и другая тональность).
Таким образом, основная идея ответа – самоутверждение и самоотрицание.
Существуют 2 вида нормативных ответов:
1. Реальный – точная транспозиция в тональность доминанты.
2. Тональный – вариант темы, в которой ступень, соответствующая доминанте, заменяется субдоминантовой, а тональность D – тональностью S. Происходит спуск на секунду звука, мотива или фрагмента темы. Тональный ответ возможен тогда, когда D активизируется в начале или в конце темы.
Противосложение
Противосложение – контрапункт к теме, начиная с ответа.
Функции противосложения:
1. Продолжить тему и создать контрапункт к ответу.
2. Создать теме комментарий, дать ей новые условия.
3. Быть потенциальной темой.
Мелодика противосложения стремится контрастировать теме по направлению движения, несовпадению скачков и плавного движения. По границам противосложение может синхронно совпадать с темой, может начинаться раньше (CI, CisI), а может запаздывать (fisI, aII).
Противосложение бывает удержанныминеудержанным. Удержанное – такое противосложение, которое появится в фуге хотя бы еще раз. В фуге может быть несколько удержанных противосложений, например:
2 удержанных противосложения: cI, aII, BI; в фугах Шостаковича С, D;
3 удержанных противосложения: CisI, DI; в фугах Шостаковича h, As;
4 удержанных противосложения: EII; в фугах Шостаковича d, e (обе фуги двойные);
5 удержанных противосложений: в фуге Шостаковича Fis.
Интермедия и заключение фуги
Интермедия – это отрезок фуги между двумя соседними проведениями.
Существенный признак интермедии – отсутствие темы в полном объеме.
Заключение – это отрезок фуги после последнего проведения темы.
Функции интермедии:
1. Осуществить тональные связи между проведениями темы.
2. Создание зоны отчуждения (выражено в тематических паузах, уходе от материала темы).
Интермедии классифицируются по следующим признакам:
1. Связь с основным тематическим материалом фуги.
Обычно интермедия опирается на мотивы темы и противосложения. Именно в интермедии возможно существенное изменение материала. Новый материал в интермедии бывает редко.
2. Способ образования самой интермедии.
Чаще всего представляет простую или каноническую секвенцию, нередко с сопровождением. Чаще секвенции симметричные и нисходящие.
3. Строение интермедии.
Оно может быть сквозным (характерно для маленьких интермедий); могут быть несколько фаз, связанных с разными способами тематической работы, с разным материалом, с перестановкой в голосах.
4. Композиционное значение в фуге (по А.Н. Должанскому).
Связующие интермедии. Обычно невелики. Их функция – тональная связь между проведениями темы.
Разделительные интермедии. Также обычно невелики; как правило, содержат каданс.
Разработочные интермедии.В них происходит особенно сильная работа с материалом. Как правило, велики по размерам, содержат несколько фаз.
5. Способ существования в фуге.
По способу существования интермедии могут быть свободными и удержанными (или подобными).
Удержанные интермедии создают композиционные арки, которые могут дать разные композиционные планы.
Интермедия – факультативный элемент в фуге и может отсутствовать (типично для ричеркарных фуг).
Строение фуги
Разделы фуги
Экспозиционной (строгой) частью называется последовательное вступление темы во всех голосах поочерёдно, в главной и D тональностях.
Выразительный смысл экспозиционной части:
1) планомерный поступательный характер развертывания;
2) предъявляется состав голосов и основной экспозиционный материал.
Регламент экспозиции:
1. Голоса включаются постепенно и сохраняются до конца экспозиции. Вновь вступающий голос в данный момент является крайним (даже если он не крайний, мы слышим его лучше).
Планы вступления голосов:
1) сопрановый (сопрано – альт – тенор – бас);
2) басовый (бас – тенор – альт – сопрано);
3) контрастный (например, сопрано – бас – альт или альт – сопрано – бас и т.д.);
4) парный (например, сначала пара крайних, затем пара средних и т.д.).
Из 52 экспозиций фуг ХТК (включая двойные) басовых – 9, контрастных – 24, сопрановых – 15, парных – 4.
2. Каждый из голосов вступает в одном и том же мелодическом виде. Если возникает вариант темы (тональный ответ), то он чередуется с темой в основном виде. Главная и побочная тональности тоже чередуются регулярно.
3. Число проведений тем в экспозиции равно числу голосов или больше него, т.к. тема может вступать в одном голосе неоднократно.
Отсюда возможны основные и дополнительные проведения.
Дополнительное – не первое проведение темы в экспозиции в данном голосе.
Экспозиционной частью называется совокупность основных и дополнительных проведений.
Экспозиция бывает:
1) простая (только из основных проведений) или строгая – СI, BI;
2) расширенная (с дополнительными проведениями) CisI, FII, esI.
Неполной экспозиции не бывает!
Дополнительные проведения могут образовать группу и контрэкспозицию.
Свободная часть
В ней происходит переработка накопленного материала. Со всех сторон появляется нарушение регламента экспозиции:
1) появляются неэкспозиционные тональности: иноладовые, субдоминантовые; доминантовая получает новый смысл;
2) фактурное неравновесие:
а) изменяется количество голосов (т.е. временное выключение голоса, поэтому меняется плотность фактуры и возникает фактурное тяготение к полногласию, которое наступает обычно в конце фуги;
б) в некоторых фугах производится стреттное изложение темы;
3) происходит обновление материала. Могут появляться новый вид темы (обращение, увеличение, уменьшение, колорирование), новые противосложения.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 5025;