Вертикально-подвижной контрапункт

Все интервалы изменяются на постоянную высоту, поэтому для каждого Iv (index verticalis) можно разработать правила.

Техника:

1. Выписать ряд возможных интервалов от 0 до величины Iv.

2. Под ним выписать ряд производных интервалов в обратном порядке.

3. Определить правила использования интервалов в первоначальном соединении (табл. 4):

Таблица 4

Таблица интервалов при Iv=-7

ск д нк д ск нк д ск
  1   3      
    6     3   1  
ск д нк ск д нк д ск

 

Мы видим, что ск дают в производном соединении ск, нк дают нк. Диссонансы дают диссонансы с перемещением формулы задержания в противоположный голос. Исключения составляют кварта и квинта. Поэтому при данном индексе используются правила написания простого двухголосного контрапункта, но есть дополнительные ограничения:

1. Интервал расхождения по высоте не должен быть больше Iv (это касается любого Iv, иначе в производном соединении голоса будут перекрещиваться). В данном случае – не больше октавы.

2. Интервал сближения – не меньше примы (также касается любого Iv).

3. При Iv=-7 квинтой (совершенным консонансом) необходимо пользоваться как диссонансом с задержанием в любом голосе.

Наиболее применимы те Iv, где количество устойчивых интервалов максимальное. Это Iv =-7, -11, -9.

Чтобы вычислить Iv, используемый в произведении, необходимо сложить интервалы передвижения голосов:

Iv = Iv +IIv.

Например: Iv-3 +IIv-6 = Iv=-9.

Другой способ: взять любой интервал (вертикаль) первоначального соединения и ту же вертикаль в производном соединении, сложить их показатели:

I II-5 + II I -6 = Iv=-11; ИКпроизв - ИКпервонач = Iv,

Где ИК – интервал контрапункта.

Имитация и канон

В профессиональной музыке канон появился примерно в начале XIII века.

Имитацияповторение каким-либо голосом материала, непосредственно перед этим звучавшего в другом голосе.

Канон –непрерывно проводимая имитация.

Имитируемый голос называется proposta (P), имитирующий – risposta (R).

В схемах отсутствие раздела обозначается прочерком:

P A B
R

Часть пропосты до вступления риспосты называется вступительным отделом.

Если пропоста за пределами вступительной части имеет материал, не подлежащий повторению, то образуется простая имитация:

P A B C
R D

Если ристпоста повторяет и первый, и второй отделы пропосты, то такая имитация называется канонической:

P A B C
R -

Если мелодия пропосты возвращается к своему началу, т.е. обладает признаками повторной структуры, то канон называется бесконечным:

P A B// A
R







Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1128;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.