Воздействие медианасилия 4 страница
С 1985 по 1994 год количество информации сексуально ориентированного содержания в телевизионных сериалах возросло на 35% (Greenberg & D'Alessio, 1985; Greenberg & Busselle, 1996; Greenberg & Hofschire, 2000). Более того, в 1994 году в "мыльных о п е р а х " содержалось больше сцен насилия и других негативных сексуальных тем.
Журналы
Объектом нескольких исследований стала сексуально ориентированная информация, содержащаяся в эротических и обычных журналах. М. Маламут и Б. Спиннер (Malamuth & Spinner, 1980) анализировали содержание сексуального насилия в карикатурах и фотографиях журналов Playboy и Penthouse на протяжении пяти лет в п е р и -од 1970-х годов. В этот период количество фотографий, изображающих сексуальное насилие, увеличилось в обоих журналах. Что касается карикатур, изображающих сексуальное насилие, их количество увеличилось только в журнале Penthouse. Д р у г о е исследование 430 различных журналов показало, что в них преобладали изображен и я ж е н щ и н , женских половых органов, гетеросексуальных половых актов; а т а к ж е особых форм секса, таких как бондаж (ограничение свободы сексуального партнера с помощью наручников или ремней), оральный секс, использование искусственного фаллоса, лесбийская любовь, садомазохизм и тому подобное (Winick, 1985).
Дж. Скотт (Scott, 1986) проанализировал содержание некоторых непорнографических журналов (Reader's Digest, McCall's, Life, Time, Newsweek и Saturday Evening Post) за период с 1950 по 1980 год. Исследователь обнаружил, что количество упоминаний о сексе возросло на 84% во время первой декады, на 16% — в течение второй д е к а д ы и на 68% — в продолжение третьей декады. Количество ссылок на внебрачные половые связи, например, возросло с 18% (в 1950 году) до 26% (в 1980 году); количество упоминаний о сексуальных извращениях возросло соответственно с 8 до 15%.
Видеофильмы категории R
Б. Гринберг и его коллеги проанализировали 16 фильмов, отнесенных к категории R ввиду наличия в них сексуального содержания (Greenberg, 1993b). Среди прочих исследовались такие популярные среди старшеклассников фильмы, как "Рискованное дело", "Холостяцкая вечеринка" и "Месть придурков". Исследователи обнаружили, что каждый фильм содержит в среднем 17,5 сцен секса. Количество половых актов не состоящих в браке персонажей в 32 раза превышало количество половых актов с у п р у -жеских пар. В сценах секса, который был инициирован одним из партнеров (16% от общего количества сексуально ориентированных сцен), инициатива принадлежала мужчине в 5 5 % случаев, ж е н щ и н е , соответственно, в 45%. В большинстве сцен, и з о -бражающих половые акты (84%), инициатива исходила или от обоих партнеров, или же было не ясно, кто именно являлся инициатором сексуального акта.
Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания 2 2 1
Предъявление сексуально откровенного содержания
Какое воздействие испытывает человек, листая порнографический журнал, заходя на сайт детской порнографии или когда смотрит по видео фильмы категории X, включающие сцены сексуальных преступлений? Как меняется психология и поведение индивида при предъявлении ему сцен сексуально откровенного содержания? И, что еще более важно, можно ли снизить или ослабить негативное воздействие порнографии?
Исследователи обнаружили, что порнография может оказывать различное воздействие на индивида. Одна из разновидностей воздействия порнографии, это, конечно же, сексуальное возбуждение. Потребление порнографических медиаматериа-лов также вызывает изменения в установках, ценностях и поведении индивидов. Каждая из этих сфер стала предметом пристального внимания ученых, особенно поведенческие изменения, обусловленные просмотром порнофильмов.
Сексуальное возбуждение
Несколько исследований продемонстрировали, что сексуально ориентированные материалы действительно оказывают возбуждающее воздействие на потребителей (Abramson, Petty, Seeley & Rothblatt, 1981; Eccles, Marshall & Barbaree, 1988; Malamuth & Check, 1980a; Schaefer & Colgan, 1977; Sintchak & Geer, 1975). В этих исследованиях использовались разные критерии. В некоторых случаях сами зрители должны были определить уровень своего сексуального возбуждения после просмотра сцен откровенного содержания. В других случаях для определения степени полового возбуждения применялись физиологические методы, например, измерение полового члена или вагинальных изменений. Одним из применявшихся методов была также термография.
Половые различия обычно проявляются в особенностях использования сексуально откровенных материалов и в реакции на них. Анализ показывает, что аудиторию более чем 70% сексуально откровенных видеофильмов составляют не женщины, а мужчины (Gettleman, 1999). Порноиндустрия ориентирована на потребителей мужского пола, однако исследования показывают, что женщины реагируют более позитивно на сексуально откровенные медиаматериалы, автором которых также является женщина, особенно, если эти материалы отличаются романтичным сюжетом {Mosher & Maclan, 1994; Quackenbush, Strassberg & Turner, 1995). Однако, как показывают исследования, независимо от содержания сексуально откровенных материалов, у мужчин наблюдается более выраженное тяготение к порнографии, и, как правило, они достигают более высокого уровня сексуального возбуждения, чем женщины (Malamuth, 1996); особенно возбуждающе на мужчин действуют сцены сексуального насилия и унижения (Murnen & Stockton, 1997).
Изучалась также взаимосвязь между степенью откровенности сексуально ориентированных медиаматериалов и уровнем сексуального возбуждения. Результат этих исследований оказался парадоксальным: менее откровенные медиаматериалы действуют иногда более возбуждающе, чем жесткое порно {Bancroft & Mathews, 1971). Сцены, которые оставляют широкий простор для воображения зрителей, могут вызвать большее возбуждение, чем те, которые демонстрируют мельчайшие подробности.
222 Часть III. Основные направления исследований
Разные индивиды "заводятся" различными сексуальными раздражителями. Работы по исследованию классического обусловливания показали, что иногда сексуальному возбуждению можно научиться. Данный факт может объяснить значительные индивидуальные различия в сексуальной ориентации и возбуждении. В 1960-х годах исследователи провели эксперимент, в ходе которого гетеросексуальным мужчинам одновременно показывали фотографии обнаженных женщин и женские сапожки; в конце концов удалось добиться того, что участники эксперимента испытывали возбуждение только при виде женской обуви (Rachman, 1966; Rachman & Hodgson, 1968).
Исследования также показали, что с течением времени происходит привыкание к обычной порнографии (сексуальный акт между мужчиной и женщиной без использования насилия), и зрители, как правило, обращаются к порнографическим материалам, изображающим менее традиционный секс (садомазохизм, жестокость, сексуальное доминирование и т.д.) в поисках более сильных раздражителей (Zillmann & Bryant, 1986). Кроме того, интенсивное потребление порнографии с течением времени приводит к тому, что зрители получают меньшее сексуальное удовлетворение от сексуальных отношений со своими половыми партнерами и отдают большее предпочтение сексуальным отношениям без эмоциональной привязанности (Zillmann & Bryant, 1986b).
Изменения ценностей и установок
Регулярное потребление сексуально откровенных медиаматериалов обычно приводит к десенсибилизации установок и ценностей индивида. Десенсибилизация — э т о постепенное изменение ценностей или установок, при котором предварительно т а -буированное поведение становится приемлемым вследствие регулярного воздействия СМИ на индивида. Например, когда девочка-подросток видит, как ее любимый телеперсонаж Баффи — Победительница Вампиров вступает в сексуальные отношения со своим приятелем Эйнджелом, зрительница может изменить свое отношение к добрачным сексуальным связям как к табуированному поведению. Еще один пример: если мужчина видит несколько фильмов категории X, которые изображают женщин, получающих удовольствие от насилия, он может вскоре изменить свое мнение о частоте встречаемости подобного поведения в реальной жизни, равно как и свои установки, касающиеся степени вреда, причиняемого таким социальным и психологическим насилием, а также свое представление о вероятности того, что он сам может пойти на преступление.
Исследования показали, что воздействие сексуально откровенных материалов вызывает значительные изменения в установках. Д. Зиллман и Дж. Брайант (Zillmann & Bryant, 1982, 1984) в течение шести недель демонстрировали одной группе участников эксперимента сексуально откровенные фильмы, а другой группе — фильмы нейтрального содержания. При тестировании выяснилось, что участники первой группы переоценивали популярность тех форм секса, которые демонстрировались в показанных им фильмах (например, фелляция, куннилингус, анальный секс, садомазохизм, зоофилия и т.д.). Оценка, данная участниками второй группы, была гораздо более консервативной. Позже те же самые исследователи (Zillmann & Bryant, 1988b) использовали сходные методы, чтобы определить, приводит ли просмотр подобных фильмов к изменениям в установках потребителей по отношению к своим сексуальным партнерам или к изменениям основных ценностей, таких как брак, моногамия, дети и т.д. Ученые выяснили, что такие изменения имеют место. Те зрители, которые смотрели порнофильмы, получали меньшее
Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания 2 2 3
удовлетворение от сексуальных отношений со своими партнерами, чем участники контрольной группы. Кроме сниженной оценки физической привлекательности и сексуального поведения своих постоянных партнеров, те участники, которым демонстрировали порнофильмы, стали более терпимо относиться к добрачным и внебрачным половым связям. Их стремление к браку, моногамии и желание иметь детей снизилось по сравнен и ю с участниками контрольной группы. Ученые объясняют это следующим образом:
"Только порнография демонстрирует мужчин и женщин, испытывающих большое сексуальное наслаждение от сношения со многими партнерами, по очереди или одновременно... И только в фильмах этого жанра можно увидеть такие формы секса, как фелляция, когда мужской половой член полностью исчезает во рту женщины, или коитус, при котором пенис невероятных размеров вызывает болезненный экстаз партнерши. Сексуальный опыт реальной жизни по сравнению с такими фильмами кажется совершенно неинтересным. В реальной жизни сексуальные партнеры выглядят стеснительными, нечувствительными, скованными, фригидными ...и неумелыми. А разве можно считать свою сексуальную жизнь удавшейся, если рядом существует такое изобилие доступных сексуальных наслаждений, которые постоянно демонстрируются порнографией, и более ничем?" (Zillmann & Bryant, 1988b, p. 452)
Исследования также показали, что не только сверхоткровенное изображение секса и жесткое порно оказывают пагубное психологическое воздействие. Например, входе трех исследований, объектами которых были 13- и 14-летние подростки, Дж. Брайант и С. Рокуэлл обнаружили, что при определенных обстоятельствах интенсивное потребление сексуально ориентированных телевизионных материалов, транслируемых в самое лучшее эфирное время (в частности, интимные отношения вне брака) вызывало значительные изменения моральных устоев подростков. Эти исследования также показали, что существует три фактора, способных ослабить или предотвратить вредное воздействие сексуально ориентированной медиаинформа-ции. Выражаясь словами самих ученых,
"Во-первых, наличие ясной и четко обозначенной семейной системы ценностей — системы ценностей, которая понятна подросткам и может использоваться ими — ослабляет потенциально вредное воздействие масс-медиа; второй фактор присутствует в тех семьях, где поощряется и практикуется свободное и открытое обсуждение проблемных вопросов...; в-третьих, активный критический просмотр телепередач, т.е. активный просмотр и анализ содержания, является необходимым навыком для подростков, который следует поощрять. Э т о поможет опосредовать значительные отличия м е ж д у когнитивным медиа-в о з д е й с т в и е м и с ф е р о й м о р а л ь н ы х с у ж д е н и й " (Bryant & Rockwell, 1994, p. 194).
Другие исследования также подтверждают факт изменений в установках индивида, вызванный потреблением сексуально откровенных медиаматериалов. Как указывают некоторые авторы, большая часть порнографических материалов основана на идеологии, унижающей или дегуманизирующей женщин, которая представляет женщину жертвой или игрушкой (Buchwald, Fletcher & Roth, 1993; Russell, 1998).
Изменения в поведении
Потребление сексуально откровенных медиаматериалов может воздействовать на поведение на нескольких уровнях. К лучшему или к худшему, но при потреблении сексуально ориентированной медиаинформации происходит обучение. Обучение может быть как чрезвычайно конструктивным (например, при сексуальной терапии), так и крайне деструктивным (в случае преступлений-копий).
Механизм поведенческих изменений, обусловленных дизингибицией, во многом напоминает процесс изменения установок и ценностей, вызванных десенсибилизацией. После просмотра видеофильмов категории R или X, человек начинает более терпимо относиться к применению увиденных моделей поведения — моделей, которые прежде были табуированы. Опять-таки, в своем крайнем проявлении дизинги-биция может ослабить сдерживающие морально-этические факторы, в результате чего индивид совершает жестокое сексуальное преступление.
В течение долгого времени ученых занимает проблема взаимосвязи потребления сексуально откровенных фильмов и совершения сексуальных преступлений. Многие ученые анализировали зависимость между статистикой изнасилований и случаев развращения малолетних в определенном регионе, с одной стороны, и объемом доступных сексуально откровенных медиаматериалов, с другой. Проанализировав данные этих исследований, Дж. Корт (Court, 1984) обнаружил статистически значимую корреляцию между доступностью порнографии и уровнем жестоких сексуальных преступлений.
Однако наличие причинно-следственной связи между сексуально откровецными медиаматериалами и совершением таких преступлений, как изнасилование, трудно доказать из-за таких вторгающихся в результаты исследования переменных, как х а -рактер сексуально ориентированных материалов, изменение социальных норм, растущее количество зарегистрированных сексуальных преступлений. В ходе нескольких исследований была выявлена взаимосвязь между уровнем изнасилований и доступностью конкретной разновидности сексуально откровенных медиаматериалов (порножурналов). В одном из исследований ученые обнаружили высокую корреляцию между количеством изнасилований и тиражами восьми порножурналов во всех пятидесяти штатах (Baron & Straus, 1987). Корреляции были особенно высокими относительно тех журналов, которые содержали изображения сексуального насилия.
Воздействие порнографии и эротики на агрессивность
Некоторые эксперименты показали, что те участники, которых намеренно раздражали, а затем демонстрировали сексуально откровенные медиаматериалы, были более склонны мстить своему обидчику (Baron, 1979; Cantor, Zillmann & Einsiedel, 1978; Donnerstein & Hallam, 1978; Meyer, 1972; Zillmann, 1971). Другими словами, просмотр возбуждающих материалов сексуального содержания, как правило, повышает агрессивность индивидов. Данный процесс получил название переноса возбуждения (Zillmann, 1978, 1979, 1982). Д. Зиллман и Дж. Брайант объяснили роль переноса возбуждения в повышении агрессивности следующим образом:
"Воздействие сексуально возбуждающих материалов способствует повышению уровня симпатической активности, сопровождающей более специфические генитальные реакции...; после сексуальной стимуляции эта резидуальная (остаточная. — Прим. ред.) неспецифическая симпатическая активность, которая медленно угасает, воздействует на несвязанные с ней аффективные состояния, усиливая последние. Если последующее состояние — гнев и раздражение, то резидуальное симпатическое возбуждение, вызванное сексуальной стимуляцией, как правило, усиливает эти эмоции и способствует проявлению с п р о в о ц и р о в а н н ы х и м и а г р е с с и в н ы х д е й с т в и й " (Zillmann & Bryant, 1984, p. 116).
Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания 2 2 5
Если материалы сексуального содержания были приятными и не возбуждающими (например, эротические изображения обнаженных женщин), агрессивные тенденции намеренно разозленных участников эксперимента подавлялись {Baron, 1974a, 1974b; Baron & Bell, 1973; Donnerstein, Donnerstein & Evans, 1975; White, 1979). Основываясь на этих и других данных, Д. Зиллман и Дж. Брайант (Zillmann & Bryant, 1984) разработали так называемую модель возбуждения и валентности, призванную объяснить воздействие эротики на мотивированную агрессию. Модель включает четыре основных положения: 1) приятная и невозбуждающая эротика снижает агрессивность, нейтрализуя чувство гнева у спровоцированного субъекта; 2) неприятная и невозбуждающая эротика повышает агрессивность, усиливая чувство раздражен и я ; 3) неприятная и не возбуждающая эротика повышает агрессивность, т.к. усилившееся чувство раздражения сохраняется и впоследствии переносится на другие ситуации; 4) приятная и возбуждающая эротика создает атмосферу, способствую-щ у ю скорее умиротворению, чем возбуждению, тем самым устраняя такое последст-в и е негативного воздействия, как агрессивность.
Роль превалирующего тона
Воздействие сексуально ориентированных медиаматериалов зависит также от контекста — как внутреннего содержания самих медиаматериалов, так и от особенностей ситуации, в которой происходит их потребление. В совокупности эти контекстуальные переменные составляют то, что называют превалирующим тоном. Р.Харрис {Harris, 1994) в своей работе классифицировал следующие контекстуальные переменные, обуславливающие превалирующий тон сексуально ориентированного медиасодержания.
Серьезность или тривиальность отношения — основной аспект превалирующего тона. Такие спорные темы, как изнасилование или кровосмешение, вполне приемлемы при серьезном к ним отношении (например, в контексте документального фильма), однако становятся неприемлемыми при легкомысленном отношении к ним, скажем, в контексте кинокомедии.
Превалирующий тон также определяется такими факторами, как художественная ценность и замысел. Библейская "Песнь песней" царя Соломона содержит множество упоминаний о половых отношениях, но все они выступают частью общего замысла, раскрывающего тему Божественной любви. То же относится и ко многим работам Чосера и Шекспира. По другую сторону спектра находятся видеофильмы кате-г о р и и XXX или такие фильмы, как "Дебби покоряет Даллас", лишенные какой-либо художественной ценности.
Превалирующий тон зависит также от сюжетной адекватности сексуально откровенных сцен и от степени откровенности секса. Откровенные сцены полового акта представляются более приемлемыми для зрителя, если они необходимы для развития сюжета. Некоторым людям намеки на секс представляются гораздо менее приемлемыми, чем откровенное изображение полового акта.
Еще один аспект превалирующего тона — контекст ситуации. Реакция мужчины, листающего порнографический журнал, будет неодинаковой в разных ситуациях: (1)если он один, или же если рядом находится (2) его жена, (3) его друг (мужчина), (4) его бабушка, (5) священник той церкви, в которую он ходит. Реакция
2 2 6 Часть III. Основные направления исследований
мужчины на порнографию может быть как резко отрицательной, так и положительной, в зависимости от контекста ситуации.
Превалирующий тон зависит также от культурного контекста. То, что считается неприемлемым в одной культуре, может восприниматься представителями д р у г о й культуры как вполне обычное явление. Например, у мужчин и женщин многих примитивных племен Африки принято ходить едва одетыми или вовсе нагими, а в н е к о -торых исламских государствах женщины могут появляться на людях только в парандже, покрывающей их от головы до пят.
Воздействие сцен сексуального насилия
В последние годы гораздо чаще, чем раньше, секс в СМИ стал изображаться в комбинации с насилием. Появились новые порножурналы, специализирующиеся на изображении сексуального насилия; больше изображений жестокого секса (например, сексуального доминирования) стали печатать такие корифеи, как Penthouse и Playboy (Malamuth & Spinner, 1980). Кроме того, фильмы ужасов трансформировались, п о р о д и в новый жанр, так называемый слэшеры, пользующийся огромной популярностью среди подростков, несмотря на присвоенную ему категорию R. Эти фильмы полны сцен ж е с -токого насилия в отношении женщин в комбинации с половыми актами или в к о н т е к -сте секса (Yang & Linz, 1990).
Опасна ли эта тенденция, смешивать воедино секс и насилие? Судя по данным, полученным в ходе научных исследований, бесспорно опасна.
Исследования, в ходе которых изучалась как обычная аудитория, так и субъекты, осужденные за совершение сексуальных преступлений, показали, что соединение в СМИ секса и насилия чревато негативными последствиями. В ходе одного из таких исследований было обнаружено, что заключенные, осужденные за изнасилование, испытывали сексуальное возбуждение при просмотре как сцен секса по о б о ю д -ному согласию, так и сцен сексуального насилия, в то время как представители обычной аудитории возбуждались лишь при просмотре сцен секса по взаимному согласию (Abel, Barlow, Blanchard & Guild, 1977; Barbaree, Marshall & Lanthier, 1979). Дальнейшие исследования показали, что психически нормальные мужчины могут возбуждаться при просмотре сцен сексуального насилия, если оно нравится персонажу-жертве и если изнасилованная женщина испытывает оргазм (Malamuth, Heim & Feshbach, 1980). Возбуждение у мужчин б ы л о т а к и м же или даже в ы ш е , чем при п р о -смотре сцен полового акта по обоюдному согласию. Однако те же сцены сексуального насилия не вызывали возбуждения у женщин, участвующих в эксперименте.
Значение индивидуальных различий
Неоднородность реакции на сексуально откровенные медиаматериалы объясняется индивидуальными различиями членов аудитории. Человек, склонный к решению конфликтов с помощью физической силы, более уязвим для негативного воздействия сексуально откровенных медиаматериалов. Изучая студентов колледжа (мужчин), Н. Маламут (Malamuth, 1981) разделил их на склонных и не склонных к силовому способу разрешения конфликтов, чтобы определить, будет ли реакция на сексуально о р и е н т и р о в а н н ы е медиаматериалы в этих двух группах одинаковой и л и
Глава 12. Воздействие сексуально откровенного медиасодержания 2 2 7
разной. Выяснилось, что мужчины, склонные к силовому способу разрешения конфликтов, испытывали большее сексуальное возбуждение от просмотра сцен изнасилования, в результате которого жертва испытывает оргазм, а для другой группы мужчин более возбуждающими оказались сцены полового акта по взаимному согласию.
Еще в одном эксперименте с участием "силовиков" и "несиловиков", проведенном Н. Маламутом и Дж. Чеком {Malamuth & Check, 1983), двум группам испытуемых давали прослушать записи звуков, сопровождающих (1) сексуальный акт, происходящий по обоюдному согласию партнеров; (2) изнасилование, в результате которого женщина все-таки испытывает оргазм ("приятное изнасилование"); (3) изнасилование, сопровождающееся страданиями женщины ("мучительное изнасилование"). В обеих группах уровень сексуального возбуждения, определяемый согласно описаниям самих участников и с помощью измерений размеров половых органов, был выше при прослушивании звуков секса по взаимному согласию партнеров, чем при прослушивании звуков "мучительного изнасилования", однако звукозапись "приятного изнасилования" оказалась возбуждающей для обеих групп. При этом "несиловики" возбуждались так же, как при прослушивании звуков секса по обоюдному согласию, в то время как "силовики" испытывали даже большее сексуальное возбуждение.
В другие экспериментах (Donnerstein, 1980; Donnerstein & Berkowitz, 1981) участникам предъявляли записи сцен сексуального насилия, а затем давали возможность применения электрошока к женщине. Было обнаружено, что существует зависимость между просмотром сцен сексуального насилия (особенно "приятного изнасилования") и склонностью к жестокому обращению с женщинами.
В общем и целом данные, полученные в ходе исследований, свидетельствуют, что негативное воздействие имеет место в том случае, если в сцене изнасилования персонаж-жертва испытывает сексуальное возбуждение. Реакция на сцены насилия зависит также от индивидуальных особенностей субъекта (наличие или отсутствие склонности к силовому разрешению конфликтов). Как уже упоминалось, важным фактором выступает превалирующий тон.
Сексуальное насилие в слэшерах
В исследованиях, упомянутых выше, изучалось воздействие порнографии, однако сексуальное насилие не ограничивается исключительно контекстом "взрослого" кино. Чрезвычайно популярные слэшеры содержат значительную долю сцен насилия, обычно сексуального характера (Weaver & Tamborini, 1996). Процитируем Р. Харриса:
"Основная направленность подобных фильмов — совмещение сцен секса и насилия. Например, в одном из эпизодов фильма Toolbox Murders ("Инструменты для убийства") показана привлекательная женщина, раздевающаяся, чтобы принять ванну. Сцена сопровождается романтической мелодией песни Pretty Baby. Несколько минут камера следит за тем, как обнаженная женщина гладит свою грудь и мастурбирует. Внезапно сцена меняется: на фоне фомкой, тревожной музыки в квартиру проникает убийца. Сцены чередуются, пока, наконец, убийца не добирается до ванной комнаты. Он преследует убегающую женщину по всей квартире, затем настигает и загоняет ей в голову несколько дюбелей из пневматического пистолета. Истекая кровью, женщина падает на кровать и умирает под мелодию Pretty Baby" (Harris, 1994;p. 261-262).
228 Часть III. Основные направления исследований
Одна из основных проблем, касающихся подобных фильмов, это их доступность для подростков. Многие из слэшеров не получают специальной категории, а следовательно, их аудитория не ограничена. Однако даже те фильмы, которые получают категорию R, попадают к подросткам через видеопрокат, потому что запрет на выдачу подобной продукции часто не соблюдается.
Подростки в полной мере используют доступность слэшеров. Опрос 4,5 тыс. детей в Великобритании в 1980-х годах показал, что примерно каждый пятый подросток (в возрасте 13-14 лет) видел запрещенный фильм I Spite on Your Grave ("Я плюю на твою могилу"), в котором содержится много сцен сексуального насилия (Hill, Davis, Holman & Nelson, 1984). В ходе другого исследования Б. Гринберг и его коллеги обнаружили, что две трети подростков смотрят подобные фильмы регулярно (Greenberg, 1993b).
Также было исследовано воздействие содержащегося в слэшерах сексуального насилия на молодых зрителей. Данные говорят о том, что при регулярном просмотре такой медиапродукции происходит десенсибилизация, но только у мужчин (Linz, Donnerstein & Penrod, 1984), а не у женщин (Krafka, 1985). По прошествии некоторого в р е м е н и п р и регулярном просмотре с л э ш е р о в мужчины были с к л о н н ы считать п о -добные фильмы не столь унизительными для женщин, более приятными, более приемлемыми и менее жестокими.
Снижение негативного воздействия
Негативное воздействие сексуального медианасилия можно ослабить. В ходе н е -скольких экспериментов участники прошли предварительный тренинг, направленный на снижение эффекта десенсибилизации (Intons-Peterson & Roskos-Ewoldsen, 1989; Intons-Peterson, Roskos-Ewoldsen, Thomas, Shirley & Blut, 1989; Linz, Donnerstein, Bross & Chapin, 1986; Linz, Fuson & Donnerstein, 1990). Отдельные методы тренинга оказались эффективнее других; например, на мужчин больше всего действовал тот факт, что женщины не провоцируют сексуальных преступлений, жертвами которых они становятся.
Другие исследователи подробно объясняли участникам эксперимента ужасные последствия изнасилования и абсолютную неспособность женщимы наслаждаться им (Malamuth, Heim & Feshbach, 1980; Donnerstein & Berkowi/z, 1981; Malamuth & Check, 1980b). Анализ показал, что подобные объяснения делают участников более устойчивыми по отношению к распространенным мифам об изнасиловании (например о том, что насилуемая женщина испытывает удовольствие).
М. Аллен и соавторы {Allen et al, 1996) провели мета-анализ десяти экспериментальных исследований, в которых для снижения негативного воздействия сексуального медианасилия использовался метод разъяснения. Мета-анализ позволил в ы -явить убедительные доказательства эффективности разъяснений для снижения негативного воздействия.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 486;