Воздействие медианасилия 2 страница
Глава 11. Воздействие медианасилия 203
Аффективное, или эмоциональное воздействие
Исследования свидетельствуют, что каждый человек, независимо от возраста, эмоционально реагирует на медианасилие. Исследователи изучали реакцию зрителей на телепрограммы, содержащие сцены различного рода насилия, от нанесения телесных повреждений до угроз нанесения таковых. Эмоциональные проявления воздействия подобных сцен могут следовать незамедлительно (испуг, беспокойство) либо продолжаться довольно долгое время (устойчивый страх, опасение стать жертвой преступления).
Ученых особенно интересовала реакция детей. Исследования показали, что при просмотре определенного рода телепередач дети испытывают выраженный испуг. Эта реакция испуга, иногда чрезвычайно сильная, наблюдалась разными исследователями (Blumer, 1933; Himmelwelt, Oppenheim & Vince, 1958; Preston, 1941; Shcramm, Lyle & Parker, 1961). Спектр реакций оказался широким — от потери самоконтроля (Blumer, 1933) до ночных кошмаров (Singer, 1975).
Наиболее масштабное исследование реакций испуга у детей было проведено Дж. Кантор и ее научным коллективом (Cantor, 1998). Они анализировали корреляцию между просмотром телепередач разнообразного содержания и различными видами реакции испуга у детей (Cantor & Hoffner, 1987; Cantor & Reilly, 1982; Cantor & Sparks, 1984; Cantor, Wilson & Hoffner, 1986; Sparks, 1986; Sparks & Cantor, 1986; Wilson, 1985). Исследователи также изучали различие между разными видами реакции страха в зависимости от возраста и уровня развития детей. Например, очень маленькие дети испытывают более сильный страх от угрожающих персонажей и ситуаций, в то время как дети постарше пугаются не столько образов как таковых, сколько угрожающих раздражителей, как конкретных, так и абстрактных.
В экспериментах Дж. Кантор и ее коллег обычно участвовали дети от трех до одиннадцати лет, разделенные на группы по произвольному принципу. Детям из контрольной группы просто показывали жестокую или пугающую сцену. Других детей сначала инструктировали, вооружая их методикой сопротивления воздействию пугающих сцен.
Во всех исследованиях реакции испуга измерялись с использованием некоторых из четырех методов. Сразу же после просмотра детей просили оценить степень испуга с помощью какой-либо из четырех формул, от "совсем не испугался" до "очень-очень напуган". Кроме того, исследователи фиксировали и кодировали реакцию испуга, анализируя мимику детей, записанную на видео во время просмотра сцен насилия. Еще один метод — снятие показаний сенсорных датчиков, присоединенных к пальцам ребенка. Наконец, в некоторых исследованиях использовались когнитивные методы. Так, например, Б. Уилсон и Дж. Кантор (Wilson & Cantor, 1987) определяли степень испуга в зависимости от желания или нежелания ребенка видеть живую змею после просмотра сцены со змеями из фильма Raiders of the Lost Ark ("В поисках утраченного ковчега").
Копинг-стратегии (способы преодоления стресса) могут быть когнитивного или некогнитивного характера. Когнитивные стратегии включают изменение ментальных концепций детей относительно пугающих сцен. Одна из форм когнитивной методики — вразумительное разъяснение нереальности персонажей и ситуаций в художественных и мультипликационных фильмах. Дж. Кантор, Г. Спаркс и К. Хоффнер (Cantor, Sparks & Hoffner, 1988) обнаружили, что демонстрируя детям видеозаписи съемок фильма, в частности гримировки персонажей, можно уменьшить испуг, испытываемый во время просмотра. Дж. Кантор и Б. Уилсон (Cantor & Wilson, 1984) исследовали реакцию младших и старших детей при просмотре сцены с ведьмой из экранизации "Волшебника из страны Оз". Некоторым детям перед просмотром сказали, что ведьма — это "просто обычная
204 Часть III. Основные направления исследований
женщина в костюме колдуньи", и напомнили, что фильм — всего лишь сказка. Другим детям подобных инструкций не давали. Результаты эксперимента оказались различными. Дети постарше смогли применить когнитивную методику для борьбы с испугом. О н и были не так сильно испуганы, как другие старшие дети, не подготовленные соответствующими объяснениями. Младшие дети не смогли применить методикузащиты так же успешно. Страшная колдунья напугала проинструктированных детей так же сильно, как и тех, которым ничего не рассказывали. Исследователи объяснили полученные результаты разницей в уровнях развития детей различного возраста.
Пример некогнитивной стратегии — десенсибилизация, или потеря чувствительности, которая включает регулярное воздействие пугающих сцен в безопасной обстановке; в т е -рапии такой метод называется "наводнением". Несколько исследований показали, ч т о процедура десенсибилизации снижает интенсивность испуга детей при просмотре с ц е н страшного и тревожного содержания ( W i l s o n , 1987; Wilson & Cantor, 1987).
Последние исследования также показывают, что дети испытывают страх не только при просмотре художественных фильмов, но и новостей. При проведении произвольного опроса Дж. Кантор и А. Натансон обнаружили, что почти 40% опрошенных детей были испуганы или расстроены чем-то, что они увидели в новостях. С а -мыми пугающими оказались сообщения об актах насилия, совершенных незнакомцами, репортажи о стихийных бедствиях, а также голоде и войнах в зарубежных странах. Маленькие дети были склонны к эмоциональной реакции на такие пугающие образы, как оружие и сцены человеческой смерти, в то время как у старших детей страх был вызван более отвлеченными причинами, например, угрозой атомной войны, обстрела или гибели {Cantor & Nathanson, 1996).
Недавние исследования показали, что реакция испуга на фильмы ужасов, пережитая в детстве и юности, часто проявляется и в зрелом возрасте (см. главу 13). Используя так называемый метод "ретроспективных отчетов", или "автобиографической памяти", двум независимым исследовательским коллективам удалось обнаружить свидетельства продолжительной реакции испуга {Harrison & Cantor, 1999; Hoekstra, Harris & Helmich, 1999; Cantor, 1999). Оба исследования включали контент-анализ студенческих воспоминаний о каком-либо медиаматериале, напугавшем их в детстве. Замечателен факт, что от 90 до 100% студентов смогли вспомнить об этом, причем для многих эти воспоминания были весьма мучительны. В обоих исследованиях проявилась следующая тенденция: чем в более раннем возрасте случился испуг, тем он был сильнее. В одном из исследований более 25% студентов сообщили о том, что продолжают испытывать остаточный эффект тревожности вследствие пережитого в детстве страха, вызванного пугающим медиаматериалом {Harrison & Cantor, 1999).
Когнитивные проявления
Если при просмотре сцен насилия меняется восприятие зрителем реального мира, это говорит о когнитивном воздействии. Действительно, многие из упоминавшихся эмоциональных реакций могут впоследствии проявиться на когнитивном уровне. Наиболее масштабные исследования в этой области проводились Джорджем Гербнером и его научным коллективом.
В 1970-х годах Дж. Гербнер и его коллеги анализировали данные государственных опросов общественного мнения, чтобы определить когнитивное воздействие телевидения. Опросы включали большой объем полезной информации, полученной от каждого из участников, такой, например, как время, проведенное перед телевизо-
Глава 11. Воздействие медианасилия 205
ром, и восприятие окружающего мира. Исследователи обнаружили позитивную корреляцию между временем, затраченным на просмотр телепередач, и особенностями мировосприятия. Зрители, которые больше других смотрели телевизор, воспринимали мир как более опасное место по сравнению с теми зрителями, которые уделяли п р о с м о т р у телепередач меньше времени {Gerbner, 1972; Gerbner & Gross, 1976; Gerbner, Gross, Eleey, Jackson-Beeck, Jeffries-Fox & Signorielly, 1977; Gerbner, Gross, Jackson-Beeck, Jaffries-Fox & Signorielly, 1978; Gerbner, Gross, Morgan & Signorielly, 1980).
С помощью содержательного анализа телепередач Дж. Гербнер и его коллеги показали, что изображаемый телевидением мир чрезвычайно жесток и полон насилия. Ученые выдвинули гипотезу, что постоянное потребление медианасилия ведет к преувеличенному восприятию опасности реального мира.
Методы Дж. Гербнера и его коллег, хотя и получили широкое признание в академической среде, оспаривались многими учеными (Blank, 1977a, 1977b; Coffin & Tuchman, 1973; Hughes, 1980; Hirsh, 1980; Wober & Gunter, 1988). Некоторые из этих исследователей использовали те же данные, но применяли статистический контроль посторонних демографических переменных и не обнаружили убедительных доказательств эффекта культивации. (Посторонней демографической переменной может быть, в частности, городской район, в котором проживает зритель, например, криминализированное гетто или престижный район с низким уровнем преступности.)
М. Вобер и Б. Гантер (Wober & Gunter, 1982) обнаружили, что особенности мировосприятия зрителя имеют отношение скорее к характеру программ, чем времени, проведенному перед экраном. Данные этого исследования свидетельствуют о том, что зрители выбирают определенные типы программ, согласующихся с их мировосприятием, или закрепляют его. Эта гипотеза противоречит гипотезе культивации.
Существует множество факторов, понижающих интенсивность воздействия телевизионных образов на мировосприятие зрителей. Б. Гантер (Gunter, 1987) определил четыре основных категории этих факторов, которые он назвал уровнями суждения:специфика передачи; ее восприятие зрителем и интерпретация; личное отношение индивида к насилию; специфика ситуации.
Понятие специфики передачи означает, что воздействие телевидения на восприятие зрителями реального мира связано скорее с типами телепередач, которые предпочитают зрители, чем с общим количеством времени, проведенного перед экраном. Например, двое людей могут проводить перед телевизором равное количество часов, но один из них при этом отдает предпочтение боевикам, а другой — образовательным программам. Их представления о насилии в реальном мире могут разительно отличаться, хотя оба потребляют равный объем медиаинформации (Weaver & Wakshlag, 1986).
Воздействие телевидения может зависеть и от того, как зрители воспринимают то, что они видят на экране, и как они интерпретируют увиденное (Collins, 1973; Pingree, 1983; Teevan & Hartnagel, 1976). Зрительское восприятие и интерпретация могут, по всей видимости, свести на нет воздействие самых жестоких сцен.
Личное отношение индивида к насилию также может ослабить воздействие сцен жестокости на зрителей. Примеры таких суждений— мнение об уровне преступности в обществе или о собственных шансах стать жертвой преступления. Т. Тайлер (Tyler, 1980, 1984; Tyler & Cook, 1984) обнаружил, что такие суждения часто были связаны не с поведением телеперсонажей, но с личным опытом насилия, пережитого индивидом.
Понятие специфики ситуации означает, что воздействие телевидения на индивидуальные представления о криминальной ситуации может ослабляться личными обстоятельствами жизни человека или средой. Например, жители больших городов, как правило, боятся стать жертвами преступления больше, чем жители сельской местности с низким уровнем преступности (Tamborini, Zillmann & Bryant, 1984).
Исследования медианасилия и государственная политика: прошлое и будущее
Многочисленные исследования посвящены вредному воздействию на) поведение п о -требления массовой информации — печатной, теле-, видео- и аудио-. С момента п о я в -ления кино и телевидения озабоченность по поводу воздействия медианасилия была одним из основных факторов, определяющих политику государства. Проблемой для з а к о -нодателей было и остается сохранение равновесия между правами и свободами граждан в демократическом обществе, перечисленными в Первой поправке к Конституции США, и заботой о благополучии общества в целом.
В своей книге Violence on Television ("Насилие в телепередачах") Синтия Купер определила три этапа общественной полемики по вопросу медианасилия. На п е р в о м этапе внимание было сосредоточено на проблеме роста преступности среди молодежи. Затем спектр полемики расширился, охватив проблему воздействия телевизионного н а с и л и я на социальное поведение и благополучие общества в целом. На третьем э т а п е акцент сместился с вредного воздействия телевизионного насилия на выработку про-активных мер борьбы с ним путем законодательных ограничений (Cooper, 1996).
Общие тенденции, выявленные исследованиями насилия в телепередачах национального телевидения
• Большая часть сцен насилия по-прежнему приукрашена ("хорошие парни", без раздумий прибегающие к насилию, и "плохие парни", которых редко наказывают за их преступления).
• Большинство сцен насилия, показанных по телевидению, по-прежнему интеллек-туализированы (физические повреждения, нанесенные в результате насилия, и страдания объекта насилия не показываются).
• Многие сцены серьезной физической агрессии представлены как обыденные.
• В очень немногих телепередачах акцентируется внимание на проблеме борьбы с н а -силием.
• По результатам ежегодных подсчетов около 60% телепередач содержат сцены насилия.
• В лучшее эфирное время объем телевизионного насилия возрастает как в передачах национального телевидения, так и кабельного.
• В типичной передаче, содержащей насилие, демонстрируется по меньшей мере шесть жестоких сцен в час.
• Средний американский дошкольник, который смотрит в основном мультфильмы, видит более 500 сцен насилия "высокой степени риска" каждый год.
Источник. J. Federman, (Ed.), ( 1 9 9 8 ) , National television violence study, V o l . 3, E x e c u t i v e s u m m a r y ( S a n t a Barbara: Regents of the University of California), 29-34.
В 1920-х и 1930-х годах социологи скоординировали усилия для изучения п о в е -денческого и социального воздействия, вызванного просмотром кино. Исследован и я , инициированные фондом Пейна, представляли собой серию тестов д е т е й
Глава 11. Воздействие медианасилия 207
и взрослых, которые посещали кинотеатры. В ходе исследований обнаружилось, что жестокие и сексуально откровенные сцены не отвечали традиционным социальным нормам, однако данные, полученные при проведении исследования, не дают достаточных оснований, подтверждающих широко распространенное мнение о пагубном воздействии "взрослого" кино на социальные стандарты зрителей. Полученные данные все же свидетельствовали, что особо "уязвимые" дети, склонные к правонарушениям, подвержены воздействию сцен насилия и жестокости, увиденных на экране (Blumer & Hauser, 1933; Dysinger & Ruckmick, 1933).
Следующее важное исследование, привлекшее внимание общественности, проводилось в середине 1950-х годов. В этот раз в центре пристального внимания оказались комиксы. В популярной в то время книге Ф. Уэрдема (Wertham, 1954) The Seduction of the Innocent ("Совращение невинных") утверждалось, что комиксы представляют собой искаженную картину реальности, ответственны за неграмотность подростков и даже способствуют преступности среди несовершеннолетних. Методы, использованные автором, и его интерпретация фактов не были признаны научным миром, но широкая общественность и пресса отнеслись к книге гораздо благосклоннее.
В 1950-х и начале 1960-х годов, когда телевидение стало самым популярным средством развлечения, исследователи в США и Великобритании заинтересовались воздействием нового СМИ, особенно на молодежь. В ходе исследований американские ученые (Schramm, Lyle & Parker, 1961) обнаружили связь между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением подростков, в то время как группа британских исследователей {Himmelweit, Oppenheime & Vince, 1958) не нашла доказательств такой зависимости и утверждала, что подобную связь трудно доказать.
Противоречивые результаты появлялись и позже, в бурные 1960-е годы. Сначала изучением проблемы медианасилия занялась Национальная комиссия президента Линдона Джонсона по расследованию причин насилия и его предотвращению. Вывод комиссии — телевидение нельзя считать основной причиной правонарушений в обществе. Вскоре был выпущен пятитомный доклад Научного консультационного комитета министра здравоохранения по проблемам телевидения и социального поведения. По утверждению комитета, факты свидетельствовали о том, что просмотр сцен насилия и жестокости действительно усиливал агрессивные наклонности зрителей.
В 1980-х годах Федеральная комиссия по коммуникациям сняла ограничения, ранее наложенные на телекомпании "в интересах общества". Воспринимаемое телевизионными компаниями как торжество демократии ослабление ограничений вызвало немалую обеспокоенность общественности. Исчезли многие детские телепередачи, остались более жестокие или откровенно коммерческие.
Конгресс отреагировал на снижение стандартов Актом о детском телевидении 1990 года, который обязывал телекомпании включать определенный объем образовательных программ для детей, а также ограничивал показ рекламы во время детских телепередач.
Три/Года спустя Конгресс начал слушания на предмет медианасилия и его воздействия на детей. Благодаря растущей общественной обеспокоенности телевизионные компании начали присваивать фильмам и другим телепередачам категории, которые отражали содержание сцен насилия. Это привело к идее изобретения некоего устройства, которое позволило бы родителям не допускать просмотра нежелательных передач детьми.
Акт о телекоммуникациях от 1996 года обязал производителей устанавливать так называемые V-чипы на новых моделях телевизоров. Это устройство позволяет родителям блокировать сигнал и прерывать нежелательные передачи, содержащие сцены
208 Часть III. Основные направления исследований
насилия, секса или нецензурные выражения. Новый закон также требовал, чтобы телекомпании присваивали фильмам категории, показывающие, для каких возрастных групп они приемлемы.
Хотя многие расценивали эти изменения как позитивные, другие указывали, ч т о подобная попытка ограничения или запрета просмотра нежелательных передач детьми чревата последствиями (Potter & Warren, 1996). Некоторые ученые утверждали, что предупреждения, адресованные родителям, и блокирующие устройства создавали эффект "запретного плода", вызывая у детей болезненный интерес к тем самым программам, просмотр которых им запрещали (Christenson, 1992).
В конце XX века трехлетнее исследование по изучению телевизионного насилия, проведенное исследователями нескольких ведущих университетов, снова подтвердило связь между просмотром сцен насилия и последующими проявлениями агрессии. Изданные в 1998 году результаты National Television Violence Study ("Исследование насилия в передачах национального телевидения") показали, что не только увеличился о б ъ е м медианасилия в передачах лучшего эфирного времени, но и манера представления насилия на телеэкране изменилась: сцены насилия поощряли имитацию поведения телеперсонажей. Исследование также показало, что категории возрастных ограничений, присваиваемые фильмам, не отражали объем содержащегося в них насилия.
Связь между медианасилием и агрессивным поведением: дополнительные доказательства
Два современных исследования предоставляют дополнительные свидетельства причинно-следственной связи между длительным воздействием медианасилия и агрессивным поведением. В своих экспериментах Д. Зиллман и Дж. Уивер показывали участникам либо безобидные фильмы, наподобие "Шофер мисс Дейзи", либо боевики, как, например, "Универсальный солдат" или "В осаде". Те участники, которые смотрели боевики четыре дня подряд, были более склонны к проявлениям враждебности независимо от того, провоцировали их или нет. Как утверждают авторы, воздействие
"...было одинаковым вне зависимости от пола участников. Однако в общем женщины проявляли меньше враждебности по сравнению с мужчинами. Полученные данные, таким образом, свидетельствуют, что длительное воздействие чрезвычайно жестоких фильмов может (а) усиливать агрессивность провоцируемых мужчин и женщин и, (б) что, возможно, имеет еще большее значение, усиливать такое поведение у непровоцируемых мужчин и женщин" (Zillman & Weaver, 1999, p. 145).
Другое исследование, проведенное теми же учеными, включало продолжительный просмотр четырех категорий фильмов (не содержащие сцен насилия, содержащие сцены "ретро"-насилия, очень жестокие современные боевики и фильмы ужасов) и определение личностных характеристик участников. Личность участников с высоким рейтингом "враждебности, презрения к опасности и дефицитом эмпатии" была квалифицирована как психотическая {Zillman & Weaver, 1997; Eysenck, 1978). Мужчины с высокими показателями психотизма, которые смотрели жестокие боевики, были более склоны к насилию как методу решения конфликтов. Та же самая группа участников стояла за смертную казнь как средство наказания за тяжкие преступления с применением насилия.
Источник. Eysenck, H.J., (1978). Sex and personality (London: Sphere); Zillmann, D. & Weaver, J.B., III, (1999). Effects of prolonged exposure to gratuitous media violence on provoked and unprovoked hostile behavior. Journal of Applied Social Psychology, 29, 145-165; Zillmann, D. & Weaver, J.B., III, (1997). Psychoticism in the effect of prolonged exposure to gratuitous media violence on the acceptance of violence as a preferred means of conflict resolution. Personality and Individual Differences, 22, 613—627.
Глава 11. Воздействие медианасилия 209
После расстрела учащихся в Литтлтоне, штат Колорадо, в апреле 1999 года, предполагаемая связь между просмотром боевиков и агрессивным поведением снова привлекла внимание общественности. Ужас и недоумение, вызванные бессмысленной бойней, активизировали деятельность Конгресса США. Президент Билл Клинтон запросил отчет о воздействии медианасилия у министра здравоохранения США. Проводя расследование, комиссия обнаружила устойчивую связь между просмотром сцен насилия и краткосрочными проявлениями агрессии, но вызванная медианасилием агрессия не означала нанесения тяжких увечий и, тем более, совершения убийств.
Современная статистика показывает, что просмотр сцен жестокости не оказывает столь негативного воздействия, как это может представляться. В 1998 году количество жестоких преступлений сократилось на 7% по сравнению с предыдущими годами (данные Bureau of Justice Statistics, 1998). Национальная статистика показывает, ч т о с 1991 года сократился процент несовершеннолетних, убитых из огнестрельного оружия (данные Bureau of Justice Statistics, 1999). В недавнем исследовании обнаружилось, что количество школьников, участвующих в драках или имеющих огнестрельное оружие, уменьшилось (Brener, Simon, Krug & Lowry, 1999).
Тем не менее, исследования, проведенные в разные годы, показали, что связь между просмотром сцен насилия и демонстрацией враждебных намерений и агрессивным поведением может быть прочной. Мета-анализ позволил выявить значительное воздействие медианасилия на агрессивность, однако, опять же, агрессивное поведение, вызванное просмотром сцен жестокости, не имеет серьезной природы (Hearold, 1986; Paik & Comstock, 1994). Возможно, это объясняется в основном тем, что этические ограничения при проведении соответствующих экспериментов не позволяли создавать такие условия, результатом которых было бы причинение серьезного вреда участникам. В национальных отчетах и обзорах (обзор Американской психологической ассоциации 1993 года; доклад центров контроля заболеваемости 1991 года; обзор Национальной академии наук 1993 года; обзор Национального института психического здоровья 1982 года; отчет министра здравоохранения 1972 года) многократно документально зафиксирована и доказана связь между продолжительным просмотром сцен насилия и последующим "принятием агрессивных установок, а также откровенно агрессивного поведения" (Zillmann & Weaver, 1999, p. 145).
Некоторые значительные исследования, проведенные в последние годы, сосредоточились на проблеме снижения негативных последствий потребления медианасилия. А. Натансон (Nathanson, 1999) обнаружил, что участие родителей, которое может выражаться в ограничениях на просмотр телепередач детьми, объяснениях, обучении критическому восприятию, как правило, снижает воздействие агрессивности.
По мере продолжения исследований и накопления знаний о воздействии медиа-насилия намечаются неизбежные изменения в государственной политике, связанные с данной проблемой. Однако эти изменения происходят чрезвычайно медленно. Между тем, лучшая защита от пагубного воздействия телевизионного насилия — просвещение телевизионной аудитории. Чем больше зрители узнают о негативном воздействии телевизионного насилия и о тех его разновидностях, которые наиболее опасны, тем лучше они смогут защитить себя от этой опасности. Возросшая сознательность общественности должна способствовать прогрессивным изменениям в законодательстве и бизнесе.
210 Часть III. Основные направления исследований
РЕЗЮМЕ
Одной из самых насущных социальных проблем XX века было и остается н е г а -тивное воздействие медианасилия. Многие исследователи в разные периоды о б н а -руживали причинно-следственную связь между просмотром сцен насилия и последующим агрессивным поведением или установками.
Исследователи изучают несколько аспектов воздействия телевизионного н а с и -л и я . Определяется объем сцен насилия в различных С М И , контекст, в котором с о -вершается акт насилия, и восприятие сцены насилия зрителем.
Изучая воздействие медианасилия, ученые использовали различные методы. К ним относятся: лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, корреляционное и с с л е -дование, лонгитюдное исследование, естественный эксперимент и экспериментальное вмешательство.
Анализируя воздействие медианасилия, ученым прежде всего следует четко о п р е д е -литься с содержанием этого понятия. Для определения объема медианасилия используется метод контент-анализа. С его помощью кодируется каждая сцена медианасилия.
Контент-анализ показал, что телепрограммы лучшего эфирного времени, в том числе нехудожественные, содержат большой объем сцен насилия. Контент-анализ предоставляет систему кодирования и о п и с а н и я содержания телепередач; но не п р е д -полагает анализа зрительского восприятия сцен насилия. Изучение контекста предполагает анализ ситуации, в рамках которой совершается акт насилия. Исследования показали, что контекстуальные характеристики являются основным фактором, определяющим степень воздействия медианасилия на зрителей.
Мета-анализ, в ходе которого для определения общих признаков медиавоздейст-вия и тенденций научного поиска сводятся и изучаются данные различных исследований, предполагает использование статистических методов. Применение м е т а -анализа позволило последовательно доказать наличие причинно-следственной с в я -зи между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением. Основные проявления этого воздействия — имитирующее поведение, страх и десенсибилизация.
Психологическое воздействие медианасилия на зрителей может проявляться на трех уровнях: поведенческом, аффективном (эмоциональном) и когнитивном. П о -веденческие проявления реализуются такими механизмами, как имитация, катарсис, возбуждение, дизингибиция (растормаживание) и десенсибилизация. Эмоциональная реакция на медианасилие может быть немедленной или долгосрочной. Один из примеров проявлений эмоционального воздействия — испуг у детей. Когнитивные проявления имеют место в том случае, если просмотр сцен насилия влияет на восприятие зрителем реального мира. Когнитивные проявления такого плана изучаются в рамках концепции культивации.
Воздействие телевидения на зрительское восприятие действительности может б ы т ь ослаблено некоторыми факторами, так называемыми уровнями суждения. К ним относятся: специфика передачи, зрительское восприятие или интерпретация, личное отношение индивида к насилию и специфика ситуации.
Озабоченность по поводу воздействия медианасилия была и остается одним из основных факторов, определяющих политику государства. Полемика вокруг проблемы прошла несколько этапов. Одна из последних принятых государством мер -Акт о телекоммуникациях от 1996 года, который обязывает производителей устанав-
Глава П. Воздействие медианасилия 211
л и в а т ь блокирующие телесигнал К-чипы на новых моделях телевизоров; а также треб у е т , чтобы телекомпании присваивали фильмам категории, показывающие их приемлемость для определенных возрастных групп.
Библиография
Andison, F.S. (1977). TV violence and viewer aggression: A cumulation of study results. Public
Opinion Quarterly, 41, 314—331. Bandura, A. (1978). Asocial learning theory of aggression. Journal of Communication, 28 (3), 12—29. Bandura, A. (1979). Psychological mechanisms of aggression. In M. von Cranach, K. Foppa,
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 650;