Воздействие медианасилия 7 страница
Значимость половой принадлежности взрослых потребителей массовой информации как фактора, определяющего реакции на устрашающую медиапродукцию, уже обсуждалась в разделе, посвященном феномену притягательности страха, поэтому в настоящем разделе сосредоточимся на роли возрастных и половых различий у детей. Важнейшим фактором, определяющим реакцию страха у детей, выступает возраст, что объясняется значительной разницей в уровне развития, особенно в том, что касается умения отличать вымысел от реальности. Влияние тендерных различий удетей менее ярко выражены, несмотря на стереотипные образы, согласно которым, например, девочки легче поддаются испугу, чем мальчики (Birnbaum & Croll, 1984), а т а к ж е более э м о ц и о н а л ь н ы (Fabes & Martin, 1991; Grossman & Wood, 1993).
Дж. Кантор и ее коллеги выявила различные виды раздражителей, вызывающих испуг у детей разного возраста, а также описала методы, позволяющие снизить интенсивность реакции страха у детей. Чудовища, привидения, сверхъестественные существа, темнота, животные, создания странного вида и быстродвижущиеся существа, как правило, вызывают испуг у детей в возрасте от трех до восьми лет. Дети постарше (от девяти до двенадцати лет) больше боятся увечий или смерти, которая грозит им или их близким. Дети старше 12 также боятся грозящих им лично опасностей, однако, кроме того, они испытывают социальное давление вообще и давление со стороны своих сверстников в частности, что сопровождается определенными разновидностями страха, а также испытывают беспокойство по поводу таких глобальных тем, как политика, экономика или окружающая среда {Cantor, 1994, р. 231; Cantor, Wilson & Hoffner, 1986).
Различие между страхами очень маленьких детей и детей постарше можно выразить довольно просто. Младшие дети пугаются раздражителя как такового независимо от того, насколько он реален или нереален. Старшие дети больше боятся не
248 Часть III. Основные направления исследований
столько самого по себе опасного объекта или явления, сколько того, что с ними м о -жет случиться. Также старшие дети боятся более абстрактных явлений и проблем, которые могут причинить им не только физический, но и психологический вред. (Об испуге у детей разных возрастных категорий см. врезку "Что пугает детей?")
Что пугает детей
В разном возрасте дети по-разному реагируют на медиапродукцию. Причина заключается в том, что они находятся на разных уровнях когнитивного развития. Маленькие дети, как правило, боятся раздражителей как таковых независимо от того, насколько они нереальны или фантастичны. Дети постарше больше боятся того, что может произойти с ними, а не опасного предмета или явления самого по себе. Также дети старшего возраста боятся б о л е е абстрактных явлений, которые могут причинить психологический вред помимо или в м е с т о физического.
Возраст: от 3 до 8 лет
Беспокоящие образы на экране, такие как чудовища, привидения, сверхъестественные существа, темнота, животные, существа необычного вида и быстро двигающиеся существа, вызывают страх у маленьких детей.
Возраст: от 9 до 12 лет
Угроза телесных повреждений или смерть, своя собственная или близких, больше в с е г о пугает детей данной возрастной категории."
Возраст: старше 12 лет
Подростки также боятся телесных повреждений, кроме того, они испытывают социальное давление вообще и давление со стороны сверстников в частности, что сопровождается определенными разновидностями страха, а также испытывают беспокойство по поводу т а к и х глобальных тем, как политика, экономика или окружающая среда.
Источник. Cantor, J. (1994). Fright reactions to mass media. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Media effects: Advances in theory and research. Hillsdale, NY: Erlbaum, p. 231. Cantor, J., Wilson, B.J. & Hoflher, С (1986). Emotional responses to a televised nuclear holocaust film. Communication Research, 13, 257—277.
Источником таких различий выступает когнитивное развитие детей. Приблизительно до семилетнего возраста дети запоминают и категоризируют объекты, ориентируясь по их явно выраженным качествам, которые можно воспринять. После семи лет такой тип когнитивной организации заменяется другим, основанным на понятиях или функциях объектов, а не исключительно на их физических характеристиках (Birch & Bortner, 1966; Melkman, Tversky & Baratz, 1981). Поэтому по мере взросления ребенка он все больше начинает реагировать на реалистичную медиапродукцию, ч е м на явно вымышленную или нереальную (Flavell, 1963; Kelly, 1981; Morison & Gardner, 1978; Cantor & Sparks, 1984).
Хорошим примером различий в когнитивном развитии и реакциях страна удетей может послужить экспериментальное исследование, где использовалась телепередача Incredible Hulk ("Невероятный Халк"). Г. Спаркс и Дж. Кантор (Sparks & Cantor, 1986) обнаружили, что дошкольники испытывали сильный страх каждый раз, когда персонаж, выглядевший вполне заурядным человеком, превращался в Халка, зеленого великана. Дети постарше не боялись этого превращения, так как сознавали, что огромное существо борется со злом.
Глава 13. Страх и тревога, вызванные медиапродукцией 2 4 9
Другим прекрасным примером может быть опрос, проведенный в 1980-х годах, после телевизионной премьеры фильма-катастрофы Day After ("На следующий день"). В фильме показан город в Канзасе, оказавшийся в эпицентре ядерного взрыва, со всеми вытекающими отсюда последствиями, хотя увечья и раны людей, по сравнению с другими фильмами этого жанра, были изображены достаточно сдержанно. Дж. Кантор, Б. Уилсон и К. Хоффнер опрашивали зрителей по телефону вечером того же дня, когда показывали фильм. Ученые выяснили, что меньше всего фильм воздействовал на маленьких детей, в то время как дети старше 12 лет, так же как и их родители (что объясняется соответствующим уровнем когнитивного развития), испытывали сильную тревогу. Кантор и ее коллеги пришли к следующему заключению: "Такой факт объясняется тем, что эмоциональное воздействие фильма является результатом размышлений о возможной гибели Земли в том виде, в котором мы привыкли ее воспринимать — идея, которую маленький ребенок не в со-с т о я н и и постигнуть" {Cantor, Wilson & Hoffner, 1986, p. 234).
Копинг-стратегии в отношении страха
Как и следовало ожидать, те самые различия в уровне развития и половой принадлежности, которые обуславливают различия в реакции страха у детей, определяют также и выбор копинг-стратегий (способов совладания. — Прим. ред.) в отношении страха, хотя половая принадлежность при этом играет менее существенную роль (Cantor, 2001). Различные копинг-стратегии выявили свою эффективность на разных этапах развития, давая возможность редукции страха, вызванного соответствующим медиасодержанием, или даже предотвращая его.
Копинг-стратегии в отношении страха можно разделить на две категории: некогнитивные и когнитивные (Cantor, 1994). Некогнитивные стратегии,не требующие от зрителя обработки вербальной информации, оказались эффективными применительно к дошкольникам. Когнитивные стратегам,требующие активации когнитив-н ы х процессов (например, обсуждение страха), действенны, как правило, применительно к учащимся младших классов и старше, хотя некогнитивные стратегии при этом также успешно применяются. Исследования показали, что девочки-подростки, по их словам, в отличие от мальчиков, предпочитают некогнитивные стратегии, однако различия, обусловленные половой принадлежностью, не могут определяться только предпочтением тех или иных копинг-стратегий (Hoffner, 1995; Valkenburg, Cantor & Peeters, 2000).
Виды некогнитивных стратегий
Для того, чтобы помочь детям справиться со страхом, вызванным воздействием ме-диапродукции, используются следующие виды некогнитивных копинг-стратегий. Визуальная десенсибилизация позволяет постепенно подготовить детей к восприятию устрашающей медиапродукции. В одном из исследований детям показывали резинового тарантула, чтобы они не испугались при просмотре эпизода, в котором фигурировали настоящие большие пауки (Wilson, 1987). Просмотр снятой на видео сцены гримирования актера, играющего Халка, также служил целям визуальной десенсибилизации.
250 Часть III. Основные направления исследований
Физические действия — еще одна разновидность некогнитивных копинг-стратегий. Некоторые дети боятся меньше, если во время просмотра устрашающих сцен прижимают к себе любимую игрушку. Еда и питье во время просмотра тревожных фильмов и передач, как показали эксперименты, также снижают страх, однако некоторые ученые утверждают, что таким образом дети просто отвлекаются от неприятного содержания передачи {Manis, Keating & Morison, 1980). Некоторые дети закрывают глаза руками (Wilson, 1989), однако исследования показали, что только маленькие дети использовали этот прием с целью редукции страха; дети более старшего возраста при этом испытывали еще более сильный страх.
Виды когнитивных стратегий
Как упоминалось выше, использование когнитивных стратегий преимущественно присуще детям старшего возраста, что объясняется уровнем их развития. Когда детей просят учитывать, что показанные на экране события не имеют ничего общего с действительностью, вероятность испуга уменьшается. Если в СМИ изображается дысокореалистичная угроза, одной из самых эффективных когнитивных копинг-с гратегий будет предоставление обнадеживающей информации о том, что упомянутая угроза представляет минимальную опасность.
Исследования показали, что когнитивные стратегии могут быть модифицированы для использования маленькими детьми, чтобы повысить их эффективность в редукции страха, вызванного продукцией СМИ. Детям можно предоставлять как вербальную, так и визуальную информацию (Cantor, Sparks & Hoffner, 1988), также можно их успокоить простыми ободряющими словами (Уилсон, 1987).
Резюме
Реакция страха на медиапродукцию у взрослых и особенно у детей была и остается предметом одного из направлений в области исследований медиавоздействия. Эффективными при проведении исследований по данной проблеме оказались такие методы, как самоотчет и измерение физиологических реакций.
Научный поиск помог выявить несколько важных фактов. Как правило, страх, вызванный медиапродукцией, быстро проходит, однако иногда реакция страха может быть более продолжительной. Реакция страха оказывает парализующее действие на психику только в немногих случаях. Родители обычно не осознают степени страха, переживаемого своими детьми, который вызван воздействием СМИ. Наконец, исследования показали, что до определенной степени детям нравится испытывать страх, вызванный фильмами и другой медиапродукцией.
В 1930-х и 1940-х годах некоторые ученые под эгидой Фонда Пейна и в рамках исследований феномена массовой паники, вызванной трансляцией радиопостановки романа Г. Уэллса "Война миров", изучали реакцию страха у кинозрителе^ л радиослушателей. В 1950-х и 1960-х годах исследователи сосредоточились на содержании кинофильмов и телепередач и их пролонгированном воздействии на зрителей. Исследования, проведенные в 1970-х и 1980-х годах, помогли выявить широкую распространенность реакции детского страха, вызванного СМИ. Современные ис-
Глава 13. Страх и тревога, вызванныемедиапродукцией 251
следования направлены на разработку методов редукции или даже предотвращения реакции страха у детей.
Притягательность устрашающей медиапродукции можно объяснить с помощью механизма переноса возбуждения. Под этим подразумевается процесс перенесения физиологического возбуждения, что позволяет зрителям испытывать большее удовольствие от просмотра пугающих сцен.
Зрители испытывают страх, несмотря на осознание того, что им не угрожает опасность. Согласно учению об условных рефлексах, определенные раздражители вызывают соответствующие реакции, а сходные с ними раздражители вызывают подобные, хотя и не столь сильные реакции.
В реальной жизни страх вызывается тремя категориями раздражителей, которые находят отражение и в СМИ: 1) разного рода опасности и увечья; 2) искажение естественных форм; 3) восприятие опасности и страха через опыт других людей.
Важнейшим фактором, обуславливающим реакцию страха у детей, выступает возраст, что объясняется значительной разницей в уровне когнитивного развития. Именно уровень развития ребенка определяет способность отличать вымысел от реальности. Маленькие дети (от трех до восьми лет) страшатся раздражителя как такового независимо от того, насколько он реален или нереален. Дети постарше (от девяти до двенадцати лет) больше боятся не столько самого по себе опасного объекта или явления, сколько того, что с ними может случиться. Дети старше 12 лет боятся более абстрактных явлений и проблем, которые могут причинить им психологический вред помимо или вместо физического.
Исследователи идентифицировали различные виды раздражителей, вызывающие испуг у детей разного возраста. Чудовища, привидения, сверхъестественные существа, темнота, животные, создания странного вида и быстродвижущиеся существа, как правило, вызывают испуг у детей в возрасте от трех до восьми лет. Дети от девяти до двенадцати лет больше боятся физических повреждений или смерти, которая грозит им или их близким. Дети старше 12 также боятся грозящих им лично опасностей, однако, кроме того, они испытывают социальное давление вообще и давление со стороны своих сверстников в частности, что сопровождается определенными разновидностями страха, а также испытывают беспокойство по поводу таких глобальных тем, как политика, экономика или окружающая среда.
Различают три важные категории факторов, обуславливающих эмоциональные реакции зрителей на устрашающие сцены: 1) реалистичность изображения; 2) мотивация зрителя; 3) другие факторы, воздействующие на эмоциональное состояние зрителя.
Виды копинг-стратегий в отношении страха можно разделить на две категории: некогнитивные и когнитивные. Когнитивные стратегии требуют активации когнитивных процессов (например, обсуждение страха). Эти стратегии действенны, в основном, применительно к учащимся младших классов и старше, хотя некогнитивные методы также успешно ими применяются. Визуальная десенсибилизация и физические действия — разновидности некогнитивных методов. Как правило, они эффективны применительно к маленьким детям.
252 Часть III. Основные направления исследований
Библиография
Berlyne, D.E. (1967). Arousal and reinforcement. In D. Levine (Ed.), Nebraska Symposium on
Motivation (Vol. 15, pp. 1—110). Lincoln: University of Nebraska Press. Berlyne, D.E. (1971). Aesthetics andpsychobiology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. Birch, H.B. & Bortner, M. (1966). Stimulus competition and category usage in normal children.
Journal of Genetic Psychology, 1 0 9 , 1 9 5 - 2 0 4 . Blumer, H. (1933). Movies and conduct. New York: Macmillan. Bowlby, J. (1973). Separation: Anxiety and anger. New York: Basic Books. Buzzuto, J.C. (1975). Cinematic neurosis following The Exorcist. Journal of Nervous and Mental
Disease, 161, 43-48. Cantor, J. (1994). Fright reactions to mass media. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Media effects:
Advances in theory and research (pp. 213—245). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Cantor, J. (1998). "Mommy, I'm scared": How TV and movies frighten children and what we can do to
protect them. San Diego, CA: Harvest/Harcourt. Cantor, J. (in press). Fright reactions to mass media. In J. Bryant & D. Zillmann (Eds.), Media effects:
Advances in theory and research. Mahwah, NJ: Erlbaum. Cantor, J. & Reilly, S. (1982). Adolescents' fright reactions to television and films. Journal of
Communication, 32 (1), 87-99. Cantor, J. & Sparks, G.G. (1984), Children's fear responses to mass media: Testing some Piagetian
predictions. Journal of Communication, 34 (2), 90—103. Cantor, J., Sparks, G.G. & Hoffner, C. (1988). Calming children's television fears: Mr. Rogers vs. t h e
Incredible Hulk. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 32, 271-288. Cantor, J. & Wilson, B.J. (1984). Modifying fear responses to mass media in preschool and
elementary school children. Journal of Broadcasting, 28, 431—443. Cantor, J., Wilson, B.J. & Hoffner, С (1986). Emotional responses to a televised nuclear holocaust
film. Communication Research, 13, 257—277. Cantor, J., Ziemke, D. & Sparks, G.G. (1984). Effect of forewarning on emotional responses to
a horrorfilm. Journal of Broadcasting, 28, 21—31. Cantor, J., Zillmann, D. & Bryant, J. (1975). Enhancement of experienced sexual arousal in r e s p o n s e
to erotic stimuli through misattribution of unrelated residual excitation. Journal of Personality and
Social Psychology, 32, 69—75. Cantril, H. (1940). The invasion from Mars: A study in the psychology of panic. Princeton, N J :
Princeton University Press. Clarens, C. (1967). An illustrated history of the horror film. New York: Putnam. Deny, C. (1987). More dark dreams: Some notes on the recent horror film. In G.A. Waller (Ed.),
American horrors: Essays on the modern American horror film (pp. 162—174). Urbana: University of
Illinois Press. Door, A. (1980). When I was a child I thought as a child. In S.B.Withey & R.P.Abeles (Eds.),
Television and social behavior: Beyond violence and children (pp. 191—230). Hillsdale, N J :
Erlbaum. Door, A., Doubleday, C. & Kovaric, P. (1983). Emotions depicted on and stimulated by television
programs. In M. Meyer (Ed.), Children and the formal features of television (pp. 97—143). N e w
York: K.G. Saur. Douglas, D. (1966). Horror! New York: Macmillan. Dysinger, W.S. & Ruckmick, C.A. (1933). The emotional responses of children to the motion picture
situation. New York: Macmillan. Eisenberg, A.L. (1936). Children and radio programs. New York: Columbia University Press.
Глава 13. Страх и тревога, вызванныемедиапродукцией 253
Evan§/W. (1984). Monster movies: A sexual theory. In В.К. Grant (Ed.), Planks of reason: Essays on
the horror film (pp. 53—64). Metuchen, NJ: Scarecrow Press. Fabes, R.A. & Martin, C.L. (1991). Gender and age stereotypes of emotionality. Personality and
Social Psychology Bulletin, 17, 532-540. Falkowski, J. & Steptoe, A. (1983). Biofeedback-assisted relaxation in the control of reactions to a
challenging task and anxiety-provoking film. Behavior Research and Therapy, 21, 161—167. Feilitzen, C, von. (1975). Findings of Scandinavian research on child and television in the process of
socialization. Fernsehen und Bildung, 9, 54—84. Feshbach, N.D. (1982). Sex differences in empathy and social behavior in children. In N. Eisenberg
(Ed.) / The development of prosodal behavior(pp. 315—338). New York: Academic Press. Flavell, J. (1963). The developmental psychology of Jean Piaget. New York: Van Nostrand. Geen, R.G. (1975). The meaning of observed violence: Real vs. fictional violence and consequent
effects on aggression and emotional arousal. Journal of Research in Personality' 9, 270—281. Geen, R.G. & Rakosky, J.J. (1973). Inteptretations of observed violence and their effects on GSR.
Journal of Experimental Research in Personality, 6, 289—292. Girodo, M. & Pellegrini, W. (1976). Exercise-produced arousal, film-induced arousal and attribution
of internal state. Perceptual and Motor Skills, 42, 931-935. Grossman, M. & Wood, W. (1993). Sex differences in t h e intensity of e m o t i o n a l experience: A social
role interpretation. Journal of Personality and Social Psychology, 65, 1010—1022. Gunter, B. & Furnham, A. (1984). Perceptions of television violence: Effects of programme genre
and type of violence on viewers' judgements of violent portrayals. British Journal of Social
Psychology, 23, 155-164. Hare, R.D. & Blevings, G. (1975). Defensive responses to phobic stimuli. Biological Psychology, 3, 1-13. Harrison, K. & Cantor, J. (1999). Tales from the screen: Enduring fright reactions to scary media.
Media Psychology, 1 (2), 97-116. H e s s , R . D . & G o l d m a n , H. (1962). P a r e n t s ' views of t h e effects of television on t h e i r children. Child
Development, 33, 411—426. Himmelweit, H.T., Oppenheim, A.N. & Vince, P. (1958). Television and the child. London: Oxford
University Press. Hoekstra, S. J, Harris, R.J. & Helmick, A.L. (1999). Autobiographical memories about the
experience of seeing frightening movies in childhood. Media Psychology, 2 (2), 1 1 7 — 1 4 0 . H o f f h e r , С & C a n t o r , J. (1990). Forewarning of a threat and prior knowledge of o u t c o m e : Effects on
children's emotional responses to a film sequence. Human Communication Research, 16, 323—354. Johnson, B.R. (1980). General occurrence of stressful reactions to commercial motion pictures and
elements in films subjectively identified as stressors. Psychological Reports, 47, 775—786. Kelly, H. (1981). Reasoning about realities: Children's evaluations of television and books. In
H.Kelly & H.Gardner (Eds.), Viewing children through television (pp. 59—71). San Francisco:
Jossey-Bass. King, S. (1981). Danse macabre. New York: Everest. Kluckhorn, C. (1960). Recurrent themes in myths and myth making. In H.A. Murray (Eds.), Myth
and myth making (pp. 46—59). New York: George Braziller. Koriat, A., Melkman, R., Averill, J.R. & Lazarus, R.S. (1972). The self-control of emotional
reactions to a stressful film. Journal of Personality, 40, 601—619. Lazarus, R.S., Speisman, J.C., Mordkoff, A.M. & Davidson, L.A. (1962). A laboratory study of
psychological stress produced by a motion picture film. Psychological Monographs: General and
Applied, 76 (34), 553. Leishman, K. (1981, 10 January). When is television too scary for children? TV Guide, pp. 4-5, 8. Levin, H. (1960). Some meanings of myth. In H.A. Murray (Ed.), Myth and myth making (pp. 103—
114). New York: George Braziller.
254 Часть III. Основные направления исследований
Lyle, J. & Hoffman, H.R. (1972). Children's use of television and other media. In E.A. Rubinstein,
G.A. Comstock & J.P. Murray (Eds.), Television and social behavior (Vol. 4, pp. 129—256).
Washington, DC: U.S. Government Printing Office. Lyle, J. & Hoffman, H.R. (1976). Explorations in patterns of television viewing by preschool-age
children. In R. Brown (Ed.), Children and television (pp. 45—61). Beverly Hills, CA: Sage. Mams, F.R., Keating, D.P. & Morison, R.J. (1980). Developmental differences in the allocation of
processing capacity. Journal of Experimental Child Psychology, 29, 156—169. Mathai, J. (1983). An acute anxiety state in an adolescent precipitated by viewing a horror movie.
Journal of Adolescence, 6, 197—200. Melkman, R., Tversky, B. & Baratz, D. (1981). Developmental trends in the use of perpetual and
conceptual attributes in grouping, clustering and retrieval. Journal of Experimental Child
Psychology, 31, 470-486. Morison, P. & Gardner, H. (1978). Dragons and dinosaurs: The child's capacity to differentiate
fantasy from reality. Child Development, 49, 642—648. Nomikos, M., Opton, E., Averill, J. & Lazarus, R. (1968). Surprise versus suspense in the production
of stress reaction. Journal of Personality and Social Psychology, 8, 204—208. Osborn, D.K. & Endsley, R.C. (1971). Emotional reactions of young children to TV violence. Child
Development, 42, 321-331. Owens, J., Maxim, R., McGuinn, M., Nobile, C, Msall, M. & Alario, A. (1999). Television viewing
habits and sleep disturbance in school children. Pediatrics, 104 (3), 552 (Abstract).
http://www.pediatrics.org/cgi/content/full/104/3/c27 Palmer, E.L., Hockett, A.B. & Dean, W.W. (1983). The television family and children's fright
reactions. Journal of Family Issues, 4, 279—292. Pavlov, I.P. (1927/1960). Conditioned reflexes (G.V. Anrep, Trans.). London: Oxford University Press. Peck, E.Y. (1999). Gender differences in film-induced fear as a function of type of emotion measure and
stimulus content: A meta-analysis and a laboratory study. Unpublished doctoral dissertation,
University of Wisconsin-Madison. Preston, M.I. (1941). Children's reactions to movie horrors and radio crime. Journal of Pediatrics, 1 9 ,
147-168. Razran, G. (1949). Stimulus generalization of conditioned responses. Psychological Bulletin, 46, 337—365. Rosenbaum, R. (1979, September). Gooseflesh. Harpers, pp. 86—92. Sapolsky, B.S. & Zillmann, D. (1978). Experience and empathy: Affective reactions to witnessing
childbirth. Journal of Social Psychology, 105, 131—144. Sarafino, E.P. (1986). The fears of childhood: A guide to recognizing and reducing fearful states in
children. New York: Human Sciences Press. Schachter, S. & Singer, J. (1962). Cognitive, social, and physiological determinants of emotional
state. Psychological Review, 69, 379-399. Schramm, W., Lyle, J. & Packer, E.P. (1961). Television in the lives of our children. Stanford, C A :
Stanford University Press. Selman, R.L. & Byrne, D. (1978). A structural analysis of levels of role-taking in middle childhood.
Child Development, 45, 8 0 3 - 8 0 7 . Singer, J.L. (1975). Daydreaming and fantasy. London: Alien & Unwin. Singer, M.I., Slovak, K., Frierson, T. & York, P. (1998). Viewing preferences, symptoms of
psychological trauma, and violent behaviors among children who watch television. Journal of the
American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 37 (10), 1 0 4 1 — 1 0 4 8 . Sparks, G . G . (1986). Developmental differences in children's reports of fear induced by the m a s s
media. Child Study Journal, 16, 55—66.
Глава 13. Страх и тревога, вызванныемедиапродукцией 255
Sparks, G.G. & Cantor, J. (1986). Developmental differences in fright responses to a television
program depicting a character transformation. Journal of Broadcasting and Electronic Media, 30,
309-323. Surbeck, E. (1975). Young children's emotional reactions to T.V. violence: The effects of children's
perceptions of reality. University of Georgia. Dissertation Abstracts International, 35, 5139-A. Tamborini, R. & Weaver, J.B., III (1996). Frightening entertainment: A historical perspective of
fictional horror. In J.B. Weaver, III & R. Tamborini (Eds.), Horror films, current research on
audience preferences and reactions (pp. 1—13). Mahwah, NJ: Erlbaum. Tannenbaum, P.H. & Gaer, E.P. (1965). Mood change as a function of stress of protagonist and
degree of identification in a film-viewing situation. Journal of Personality and Social Psychology, 2,
612-616. Thayer, J.R & Levenson, R.W. (1983). Effects of music on psychophysiological responses to a
stressful film. Psychomusicology, 3, 44—52. T u d o r , A. (1989). Monsters and mad scientists: A cultural history of the horror movie. Oxford, England:
Blackwell. Valkenburg, P.M., Cantor, J. & Peeters, A.L. (2000). Fright reactions to television: A child survey.
Communication Research, 27 (1), 82—97. Wall, W.D. & Simson, W.A. (1950). The emotional responses of adolescent groups to certain films.
British Journal of Educational Psychology, 20, 153—163. Weiss, B.W., Katkin, E.S. & Rubin, B.M. (1968). Relationship between a factor analytically derived
measure of a specific fear and performance after related fear induction. Journal of Abnormal
Psychology, 73, 461-463. Wertham, E (1953). Seduction of the innocent. New York: Rinehart. Wilson, B.J. (1987). Reducing children's emotional reactions to mass media through rehearsed
explanation and exposure to a replica of a fear object. Human Communication Research, 14, 3—26. Wilson, B.J. (1989). The effects of two control strategies on children's emotional reactions to a
frightening movie scene. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 33, 397—418. Wilson, B.J. & Cantor, J. (1985). Developmental differences in empathy with a television
protagonist's fear. Journal of Experimental Child Psychology, 39, 284—299. Wilson, B.J. & Cantor, J. (1987). Reducing children's fear reactions to mass media: Effects of visual
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 487;