Раздел 7. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
Помимо того, что каждый критик при самовыражении представляет собой самостоятельное, оригинальное явление, в системе его творчества мы обнаруживаем широкий диапазон и богатую палитру подходов, средств и приёмов, которые он сознательно или интуитивно выбирает в каждом конкретном случае и пользуется ими с большой (если он одарённый человек и профессионал) и недостаточной (если не обладает нужными способностями и навыками) результативностью.
Чаще всего специфика критического подхода зависит и даже бывает продиктована той задачей, которая стоит перед критиком. Если он собирается писать, условно говоря, положительный материал, то он выберет из арсенала критики оптимальные позитивные инструменты, если же отрицательный, то, соответственно, на помощь ему придут негативные, критические, сатирические и прочие приёмы.
При разборе объективном, глубоком, в случае, когда для самого критика не до конца понятны пружины и структура разбираемого им произведения, скорее всего выбор инструментов будет определяться в процессе работы. В таких случаях, садясь за стол, критик и сам зачастую не знает, куда выведет его траектория аналитической деятельности. Для него может быть неожиданной заключительная фаза его работы, окончательные выводы могут сформироваться только в ходе исследовательского процесса.
Набор инструментов, находящихся в распоряжении литературного критика, в принципе достаточно велик, но, конечно, не безграничен. Главное – использовать их с наибольшей отдачей, с высоким коэффициентом полезного действия. Когда это удаётся, то и сам критик, и его читатели испытывают чувство эстетического и интеллектуального удовлетворения. Если же подходы и инструменты были выбраны неудачно, то на выходе мы получим невнятное, невыразительное выступление. Прочитав статью, но так и не поняв, что же хотел сказать автор, любой человек неизбежно почувствует раздражение, подумает, что напрасно потратил время, а более вдумчивый и подготовленный читатель, очевидно, даже не будет дочитывать критического выступления до конца, а отложит газету, журнал или книгу в сторону и займётся чем-то более полезным или приятным. Это же происходит на уровне устных форм критики: когда на трибуне зала, где происходит некая конференция, появляется человек, не умеющий правильно выбирать подходы и способы воздействия на аудиторию, всегда найдутся люди, которые воспользуются возможностью погулять в коридоре, посидеть в фойе, подышать свежим воздухом, подойти к книжному киоску или заглянуть в буфет.
Для получения наилучшего результата критик должен обладать как можно большим количеством инструментов и своевременно пользоваться ими. Как в вокальном искусстве особо ценятся певцы, обладающие значительным диапазоном октав, так и в критике выигрышное положение будет занимать тот, кто умело, органично и разнообразно варьирует использование своих технологических орудий.
Конечно, чересчур увлекаться сменой этих, так сказать, регистров не стоит: иначе это преимущество превратится в простое жонглирование, в демонстрацию специальных навыков. Как всегда, на помощь должно прийти врождённое и развитое чувство вкуса, общая литературоведческая культура, умение вовремя переключиться с одного на другое или, наоборот, задержаться в пределах одного подхода, чтобы выработать его полностью. Именно это качество превозносит некоторых критиков над общим уровнем и делает их первыми в своей профессии. Ну а наилучшим результатом мастерской критической работы будет то, что у его читателей возникнет желание больше и полнее познакомиться с литературой.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 519;