Тема № 4. Политические и правовые учения в Европе в период ранних антифеодальных революций
Занятие 1.
Ответьте на следующие вопросы:
1.Как соотносится благо народа, государства и государя в концепции Н. Макиавелли?
2.Какова для Макиавелли взаимосвязь целей и средств в политике? Справедливо ли называть «макиавеллизмом» любые виды политического аморализма? Аргументируйте свой ответ.
3.Почему светская власть в трактовке М. Лютера есть скорее бремя, чем привилегия?
4.Как учение Ж. Кальвина связано с идеями Августина? Что общего между этими учениями и в чем вы видите различия?
Дайте ответы:
1. «Власть государя должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти... служат хорошие законы и хорошее войско»,- утверждал:
а) Гуго Гроций;
б) Никколо Макиавелли:
в) Жан Боден;
г) Мартин Лютер.
2. Крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретического знания является:
а) формирование теории естественного права;
б) развитие идеологии Реформации;
в) разработка проблемы суверенитета государства;
г) введение термина «государство» в политическую науку Нового времени.
3. Кто считал, что « Государство незыблемо, если правительство не дает повода заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение»:
а) Ж. Боден
б) Н. Макиавелли
в) М. Лютер
г) Ж. Кальвин
д) Ф. Аквинский
4. Кто считал, что «Самое опасное для правителя – посягать на имущество подданных… Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства»:
а) Спиноза
б) Ф.Аквинский
в) Макиавелли
г) М.Лютер
д) Ж.Кальвин
5.Кто в канун Реформации порицал католическую церковь и духовенство, прозорливо предсказывая, что католическая религия «близка к своей гибели либо к мучительным испытаниям»:
а) Ян Гус
б) Н.Макиавелли
в) М.Лютер
г) Ж.Кальвин
д) Ф.Аквинский
6. Кто из лидеров Реформации осуждал крестьянские волнения и считал, что «Мятеж - подобен большому пожару»:
а) Мюнцер
б) Ян Гус
в) Лютер
г) Кальвин
д) Ян Жижка
7.Кто считал, что «народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя:
а) Эрлих
б) Аристотель
в) Монтескье
д)Макиавелли
8. Кто является автором знаменитой работы «Левиафан», где изложены проблемы происхождения государства, и социально-этическая сущность человека: « Homo homini lupus est» (Человек человеку - волк):
а)Т. Гоббс
б) Монтескье
в) Макиавелли
г) Д. Локк
д) Б. Спиноза
9.Кто из мыслителей 17 века считал, что «Государство - есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа». Его идеал — монархия, и он выступал против разделения властей:
а) Монтескье
б) Макиавелли
в) Д. Локк
г) Т.Гоббс
д) Б. Спиноза
10. Кто в Новое время (17 в.) разработал системное учение о социальных аспектах общества. Он утверждал, что государство - это «искусственное тело», «механическое чудовище», созданное не по воле Божьей, а по естественным причинам... до образования государства люди находились в состоянии «войны всех против всех»:
а) Д. Дидро
б) Т. Гоббс
в) Ф. Бэкон
г) Локк
д) Р.Декарт
11. Кто в начале 17 века утверждал, что верховная власть - душа государства, судьи и чиновники - суставы, советники - память, законы - разум и воля:
а) Г. Гроций
б) Макиавелли
в) Монтескье
г) Т. Гоббс
д) Ж. Боден
12. Кто в 17 веке утверждал, что « законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен»:
а) Т. Гоббс
б) Г. Гроций
в) Д. Локк
г) Монтескье
д) Б. Спиноза
13. Кто обосновал разделение властей на исполнительную, законодательную и природную?:
а) Платон
б) Монтескье
в) Вольтер
г) Макиавелли
д) Локк
14. Кто в начале 17 века решал вопросы войны и мора с позиций юриспруденции, а не политики?:
а) Монтескье
б) Макиавелли
в)Г. Гроций
г) Т. Гоббс
д) Б.Спиноза
15.Представители договорной (естественно-правовой) теории происхождения государства:
а) Т.Гоббс,Д. Локк
б) Платон, Михайловский
в) Г. Гроций,Ж.Руссо
г) Конфуций, Аристотель
д) А. Радищев, Ф. Аквинский
16. Кто сказал: «Человеку только кажется, что он поступает свободно: людьми владеют страсти»:
а) Б. Спиноза
б) Т.Гоббс
в)Д.Локк
г) Г . Гроций
д)Ж.Руссо
17. Кто считал, что двигателем деятельности человека являются эмоции, страсти, стремление к выгоде, власти, богатству:
а) Монтескье
б) Макиавелли
в)Г. Гроций
г) Т. Гоббс
д) Б.Спиноза
18. Кто в 17 веке предлагал прекратить рассуждения о душе, а заняться «делом»: он описал свойства и закономерности внимания, исследовал объем памяти, а также реакции человека в различных ситуациях:
а) Ш. Монтескье
б) Ф. Бэкон
в)Д.Локк
г) Г. Гроций
д)Ж.Руссо
19. Кто считал, что «существующие законы служат только для прикрытия насилия… Причина этого – частная собственность»:
а) Платон
б) Монтескье
в) Вольтер
г) Макиавелли
д) Беккариа
20. Кто считал, что «Государство - есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа». Его идеал – монархия, и он выступал против разделения властей:
а) Б. Спиноза
б) Т.Гоббс
в)Д.Локк
г) Г. Гроций
д)Ж.Руссо
21. Назовите «волеустановленные формы права», которые были определены Г. Гроцием:
а) божественное право;
б) государственные законы;
в) естественное право;
г) право народов.
22. Что по Г. Гроцию означает «право в собственном смысле слова»?:
а) договорное право;
б) государственные законы;
в) естественное право;
г) божественное право.
23. Кому принадлежит тезис о том, что право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь?:
а) Ж.Руссо
б) Протагору
в) Г. Гроцию
г) Спинозе.
24. Почему, по мнению Спинозы, «естественное право каждого… в гражданском состоянии не прекращается»?:
а) как в естественном, так и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, побуждаемый страхом и ради своей пользы
б) исключительно из-за страха
в) исключительно из-за пользы
г) исключительно из-за стремления выжить
25. Какой фактор, по мнению Т. Гоббса, может превратить естественные законы, исполнение которых не обязательно, в безусловный императив?:
а) государство
б) гражданское общество
в) монарх
г) сила
26. «При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, также как и сами разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре...»,- утверждал:
а) Фома Аквинский;
б) Марсилий Падуанский;
в) Аврелий Августин;
г) Ирнерий.
27. Автором работы «О граде Божием» является:
а) Фома Аквинский;
б) Марсилий Падуанский;
в) Аврелий Августин;
г) Ирнерий.
28. Четыре вида законов: вечный, естественный, человеческий и божественный в своем учении обосновывал:
а) Фома Аквинский;
б) Марсилий Падуанский;
в) Аврелий Августин;
г) Ирнерий.
29. В своем сочинении «Защитник мира» ответственность за все беды и несчастья человечества возлагал на церковь:
а) Фома Аквинский.
б) Марсилий Падуанский;
в) Аврелий Августин;
г) Ирнерий.
30. Основателем школы глоссаторов в Болонье является:
а) Фома Аквинский;
б) Марсилий Падуанский;
в) Аврелий Августин;
г) Ирнерий.
Занятие 2.
Дайте ответы на следующие вопросы:
1.Каковы были этические последствия кальвинистского учения для развития европейской политической культуры?
2.Каких принципов необходимо придерживаться в оценке идей Т. Мора и других утопистов прошлого, чтобы не утратить научную объективность?
3.Перечислите те черты идеального государства Т. Мора, которые, на ваш взгляд, являются социально неприемлемыми и аргументируйте ваш выбор.
4.Семья и семейные отношения мешают тотальной рационализации, они отсутствуют в идеальном государстве Т. Кампанеллы. Какие причины лежат в основе необходимости уничтожения семьи в рационально устроенном обществе? Возможна ли рационализация сферы семейно-брачных отношений, если ее не трактовать как сферу имущественного права?
Укажите правильный ответ:
1.Кому принадлежат слова: «Дворянами именуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных поместий, не заботясь ни об обработке земли, ни о народе... Подобные люди вредны во всякой республике»:
а) Монтескье
б) Макиавелли
в) М. Падуанский
г) Т. Гоббс
д) Б.Спиноза
2.Кто считал, что «Государство незыблемо, если правительство не дает повода заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение»:
а) Монтескье
б) Б.Спиноза
в) Т.Гоббс
г)Макиавелли
д) Вольтер
3. Кто утверждал, что «Самое опасное для правителя - посягать на имущество подданных... Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства»:
а) Монтескье
б) Макиавелли
в) Б.Спиноза
г) Вольтер
д) Т. Гоббс
4. Кто в своей работе «Государь» утверждал, что людей «следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отмстить, а за большое - не может»:
а) Макиавелли
б) Монтескье
в) М. Падуанский
г) Т. Гоббс
д) Б. Спиноза
5.Кто в начале 17 века, решая вопросы войны и мира - различал войны справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические):
а) Г. Гроций
б) Макиавелли
в) Т. Мюнцер
г) Т. Кампанелла
д) Кальвин
6.Кто явился автором труда «О праве войны и мира», где были заложены основы международного права?:
а) М. Падуанский
б) Фома Аквинский
в) Иоанн Златоуст
г) Ж. Боден
д) Г. Гроций
7. Кто является основателем рационалистической доктрины естественного и международного права:
а) Т.Мор
б) М.Лютер
в) Г.Гроций
г) Вольтер
д) Спиноза
8.Кто разработал в начале 17 века основы договорной теории происхождения государства:
а) Б. Спиноза
б) Макиавелли
в) М. Падуанский
г) Д. Локк
д) Г. Гроций
9. Кто считается родоначальником французского Просвещения и современной политико-правовой теории? Он же выступал за всеобщее избирательное право:
а) Монтескье
б) Гроций
в) Спиноза
г) Руссо
д) Дидро
10. Кто впервые ввел термин «государство» и утверждал, что «государство» происходит от слова «государь»?:
а) Макиавелли
б) Локк
в) Цицерон
г) Аристотель
д) Юстиниан
11. Кто явился основоположником международного права?:
а)Г. Гроций
б) Макиавелли
в) Аристотель
г) Юстиниан
д) Дидро
12. Как Т. Гоббс (Англия, XVII в.) определяет естественный закон и позитивный закон?:
а) естественный закон – это возможность делать все, что не вредит природе и человеку
б) позитивный закон – закон монарха
в) естественный закон есть свобода что-либо делать или не делать что-либо
г) позитивный закон – предписание делать или не делать что-либо
13.. Какие требования Д. Локк (Англия, XVII в.) предъявлял к закону?:
а) отсутствие противоречий и пробелов
б) ясность и простота содержания закона
в) закон должен указывать индивиду поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу
г) закон должен быть стабильным и долговременным
14. Какие требования Д. Локк (Англия, XVII в.) предъявлял к режиму законности?:
а) стабильность
б) кто бы ни обладал властью, ему вменяется управлять согласно постоянным законам, провозглашенным народом
в) все граждане должны знать и выполнять законы
г) никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам
15. Из чего, считает Д. Локк (Англия, XVII в.), проистекает высокий престиж закона?:
а) закон – инструмент сохранения и расширения свободы личности, который гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других
б) там, где нет законов, там нет свободы
в) нельзя достичь блага всех, если не обеспечить посредством законов свободу каждому
г) всеобъемлющий характер закона
16.Стимулами деятельности человека являются эгоистические интересы и аффекты (желание, радость, печаль):
а) Спиноза
б) Макиавелли
в) Гоббс
г) Вольтер
д) Дидро
17.В каком памятнике права древности справедливость объявляется велением богов?:
а) Законы Ману
б) Законы XII Таблиц
в) Законы Хаммурапи
г) Уложение о наказаниях
18.Кто первым в Греции начал освещать проблемы права с позиции равенства и справедливости?:
а) Солон
б) Пифагор
в) Тесей
г) Клисфен
19.Кто из философов древней Греции считал, что законы обеспечивают людям благоустроенную жизнь и их надо строго соблюдать?:
а) Гераклит
б) Горгий
в) Демокрит
г) Протагор
20.Кто из великих греков теоретически обосновал, что в рамках демократического правового государства существует гражданское общество и гражданское самосознание. Законы в таком государстве отражают волю граждан, которые принимают активное участие в правотворчестве?:
а) Фукидид
б) Демосфен
в) Ликофрон
г) Алкидам Элейский
21.Кто выдвинул идею о том, что государство проявляется через право?:
а) Фукидид
б) Ликофрон
в) Демосфен
г) Калликл
22. Кому принадлежит определение права как политической справедливости?:
а) Сократу
б) Платону
в) Аристотелю
г) Полибию
23. Кому принадлежит изречение: «политическое правление – правление закона»?:
а) Цицерону
б) Лукрецию Кару
в) Аристотелю
г) Гаю Гракху
24.Кто выдвинул идею об изменчивости естественного права в зависимости от места, времени и обстоятельств?:
а) Эпикур
б) Платон
в) Гай
г) Цицерон
25.Кто в период античности первым определил государство как «правовое общение людей»?:
а) Демосфен
б) Аврелий Августин
в) Цицерон
г) Лукреций Кар
26.Родоначальники патриархальной теории происхождения государства:
а) Гоббс и Спиноза
б) Платон, Михайловский
в) Гроций, Руссо
г) Конфуций, Аристотель
д) Нил Сорский, Филофей
27. Главный идеолог «нестяжателей» ?:
а) Н. Сорский
б) Иван IV (Грозный)
в) Максим Грек
г) монах Филофей
д) В.Мономах
28. Кто говорил (16 в.), что право церкви обеспечивается имуществом «Церковь должна быть богатой»:
а) М. Падуанский
б) Филофей
в) Пересветов
г) Н. Сорский
д) И. Волоцкий
29. В каком историческом памятнике 15-16 вв. говорится о мировом предназначении Русского государства, о том, что оно - центр христианства:
а)«Повесть временных лет»
б) «Задонщина»
в) «Москва-третий Рим»
г) «Русская Правда»
д) «0 Законе и Благодати»
30. Какой деятель позднего Рима написал сочинение «Град Божий»?:
а) М. Падуанский
б)Августин Блаженный
в) Филофей
г) Пересветов
д) Н. Сорский
Тема № 5. Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.)
Занятие 1.
Дайте ответы на вопросы:
1.Что понимается под политической и что под гражданской свободой в концепции Ш. Монтескье? Какова взаимосвязь между гражданской и политической свободой? Как концепция разделения властей, разработанная Монтескье, связана с поиском равновесия внутренних сил общества?
2.Какие реальные проблемы теории народного представительства (и представительной демократии в целом) вскрыл Ж.-Ж. Руссо своей критикой? В чем проявляется столь характерный для всех мыслителей этой эпохи механицизм мышления в учении Руссо?
3.Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) во многом отразила господствовавший механистический подход, характерный для эпохи. Попробуйте обосновать этот тезис.
Укажите правильные ответы:
1.Этот французский мыслитель в 18 веке утверждал, что общество, как и вселенная, подвержено бурным переменам... Это быстрая смена веществ, сталкивающихся друг с другом и исчезающих... а в обществе - социальные « сословия пожирают друг друга» («Племянник Рамо»):
а) Дидро
б) Вольтер
в) Монтескье
г) Ламетри
д) Руссо
2. Кто в Новое время придавал законодательству и праву наибольшее значение? Он утверждал, что «Благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет»?:
а) Монтескье
б) Макиавелли
в)М. Падуанский
г) Гоббс
д) Спиноза
3.Этот мыслитель 18 века объяснял, почему человек потом, проживая в обществе, становится плохим, хотя от природы он добр и честен . Виновными в этом, как он считал, являются : частная собственность, социальные порядки, религия?:
а) Вольтер
б) Ламетри
в) Дидро
г) Руссо
д) Гольбах
4.Кто обосновал разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную?:
а) Локк
б) Вольтер
в) Монтескье
г) Макиавелли
д) Платон
5. Этот мыслитель 18 века в работе «О духе законов» обосновал социально-этическую концепцию географического детерминизма и функциональной роли религии:
а) Руссо
б ) Дидро
в) Монтескье
г) Вольтер
д) Гольбах
6. Кто в 18 веке сформулировал принцип закономерности общественно-политического развития народов... Он под свободой понимал «право делать все, что дозволено законом»:
а) Г. Гроций
б) Макиавелли
в) Монтескье
г) Вольтер
д) Спиноза
7. Кто в 18 веке выделил следующие виды права: естественное, божественное, каноническое, международное, общегражданское, частное гражданское, семейное, право завоевания и др.?:
а) Монтескье
б) Макиавелли
в) Д. Локк
г) Т. Гоббс
д) Б. Спиноза
8. Кто считается родоначальником французского Просвещения и современной политик» - правовой теории? ... Он же выступал за всеобщее избирательное право:
а) Г. Гроций
б) Макиавелли
в) Монтескье
г) Локк
д) Спиноза
9.Этот великий французский философ - просветитель был атеистом. Он считал - «Церковь - главный тормоз на пути прогресса и просвещения...» «Раздавите гадину!» ( призыв к революционерам):
а) Руссо
б) Дидро
в) Монтескье
г) Вольтер
д) Гольбах
10. Кто из французских мыслителей считал, что « если бы Бога не было, то его следовало бы придумать... для народа Бог необходим как вознаграждение наказание...»:
а) Руссо
б) Дидро
в) Монтескье
г) Вольтер
д) Гольбах
11. Этот французский философ 18 века утверждал, что существуют « три ступени происхождения неравенства: имущественное неравенство, порождено частной собственностью, политическое неравенство, порождено появлением государства и социальное неравенство, порождено деспотизмом власти:
а) Вольтер
б) Ламетри
в) Дидро
г) Руссо
д) Гольбах
12. В работе «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми» этот мыслитель утверждал, что «Общество портит человека, который от природы - добр, честен...»:
а) Вольтер
б) Ламетри
в) Дидро
г) Руссо
д) Гольбах
13. Кто из французских просветителей был воинствующим атеистом, в своей работе «Разоблаченное христианство» он писал: «Богу нет места во Вселенной, он не создавал Природу... Философия должна заниматься уничтожением религиозных заблуждений»:
а) Руссо
б) Гольбах
в) Ламетри
г) Д. Дидро
д) Р. Декарт
14. В Конституции какого государства впервые были закреплены основные принципы правового государства:
а)Франции
б) Англии
в) США
г) Нидерландов
д) Российской Федерации
15. В какой стране впервые закреплено в Конституции и осуществлено реально разделение властей:
а) Англии
б) Италии
в) Франции
г) США
д) Японии
16. Кто впервые обосновал принцип разделения властей?:
а) Локк, Монтескье
б) Локк, Маркс
в) Макиавелли, Монтескье
г) Гоббс, Локк
д) Платон, Аристотель
17. В основе закона, по мнению Монтескье (Франция, XVIII в.), лежит?:
а) общее мнение людей
б) разумность
в) правда
г) воля
18. Кому из мыслителей Франции XVIII в. принадлежит изречение: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»?:
а) Вольтер
б) Руссо
в) Монтескье
г) Марат
19. Что считал Монтескье (Франция, XVIII в.) основополагающим принципом законодательства?:
а) надлежащая логика закона
б) абстрактный характер закона
в) единство формы и содержания закона
г) умеренность законодательства
20. Какие требования Монтескье (Франция, XVIII в.) предъявлял к закону?:
а) закон должен соответствовать правовой политике государства
б) закон должен быть логичен и абстрактен
в) закон должен отвечать требованиям естественного права
г) закон должен быть сжатым, простым, полезным, чистым и понятным гражданам
21. Чьи идеи (18 в.) – «о равенстве перед уголовным законом; нет преступления и нет наказания без указания о том в законе; соответствие тяжести наказания тяжести преступления» стали классическим направлением в уголовно – правовой науке:
а) Вольтер
б) Бекариа
в) Ламетри
г) Руссо
д) Гольбах
22.Последовательность законов, сформулированных Ш. Монтескье, предшествующих человеческим законам:
а) стремление добывать себе пищу
б) просьба, обращенная одним человеком к другому
в) мир среди людей
г)желание жить в обществе
Занятие 2.
Дайте ответы на вопросы:
1.Известно, что черновик текста Декларации независимости 4 июля 1776 г. (США), хранящийся в библиотеке Конгресса, содержит сделанное рукой Т. Джефферсона исправление. Автор вычеркнул «право на собственность» из перечня неотчуждаемых прав и вписал «право на стремление к счастью». Как бы вы прокомментировали этот факт?
2.Сильная федеральная связь в США есть во многом плод конституционных усилий Гамильтона. В чем состоит опасность «произвольных* решений законодательной власти, которую видел А. Гамильтон?
3.Какие особенности американского подхода к проблеме равенства и путей его достижения выделял А. де Токвиль как наиболее существенные?
Укажите правильные ответы:
1. Кого считают родоначальником классической науки уголовного права? Он протестовал против пыток и смертной казни. «Смертная казнь - это война общества с гражданином»:
а) Монтескье
б) Макиавелли
в) Д. Локк
г) Ч. Ломброзо
д) Ч. Бекариа
2. В работе «О преступлениях и наказаниях» (1764) он утверждал, что свобода гражданина в его « праве делать все, что не противоречит законам..., но сами власти должны в первую очередь строжайше соблюдать законы», без этого не может быть «законное общество», т. е. правовое государство:
а) Ч. Бекариа
б) Макиавелли
в) Д. Локк
г) Ч. Ломброзо
д) Монтескье
3. В работе «О преступлениях и наказаниях» этот правовед говорил о равенстве всех перед уголовным законом, «ибо нет преступления и нет наказания без указания о том в законе, соответствие тяжести наказания тяжести преступления»... эти положения стали классическими в уголовно - правовой науке:
а) Д. Локк
б) Макиавелли
в) Ч. Бекариа
г) Ч. Ломброзо
д) Монтескье
4. Кто является автором Декларации независимости США и выдвинул принцип конституционного ограничения государственной власти? Его идеал - демократическая республика фермеров:
а) Андерсон
б) Пейн
в) Падуанский
г) Гамильтон
д) Джефферсон
5.Кто в 1776 г., критикуя несовершенство государственного строя Англии, предложил свое название государства, которое должны образовать колонисты, это название «США»:
а) Андерсон
б) Пейн
в) М. Падуанский
г) Гамильтон
д) Джефферсон
6. Кто утверждал, что причины преступности лежат в социальных условиях:
а) Д. Локк
б) Макиавелли
в) Ч. Бекариа
г) Ч. Ломброзо
д) Монтескье
7. Назовите автора следующего утверждения: «Свобода гражданина в его праве делать все, что не противоречит законам…, но сами власти должны в первую очередь строжайше соблюдать законы, без этого не может быть «законное общество», т. е. правовое государство»:
а) Ч. Бекариа
б) Н.Макиавелли
в) Д. Локк
г) Ч. Ломброзо
д) Монтескье
8. Кто из французских мыслителей считал, что основой нравственности является естественное стремление человека к свободе и счастью, благорасположенность и сочувствие:
а) Андерсон
б) Пейн
в) Ж. Руссо
г) Ч. Бекариа
д) Ч.Ломброзо
9. Кто из французских мыслителей связывал происхождение общественного неравенства с появлением частной собственности,…а очередной виток неравенства он связывал с возникновением государства:
а) Андерсон
б) Пейн
в) Ж. Руссо
г) Ч. Бекариа
д) Ч.Ломброзо
10. Кто из мыслителей России (XVIII в.) утверждал, что закон может быть справедлив и нравственен, если он соответствует определенному виду права?:
а) М. Щербатов
б) С. Десницкий
в) Я. Козельский
г) В. Татищев
д) М.Сперанский
11. Кто из мыслителей конца XVIII – начала XIX вв. ввел в научный оборот понятие «правовое государство»?:
а) Кант
б) Гегель
в) Г. Гуго
г) Г. Пухта
д) Ч. Бекариа
12. Представители исторической школы права (Германия, конец XVIII–начало XIX вв.) утверждали, что право возникает:
а) с помощью божественных сил;
б) естественным путем;
в) спонтанно, через стихийное образование правовых норм;
г) вследствие законодательной деятельности государства или по договору.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 1788;