У кого из правителей России 18 века настольной книгой был труд

Н. Макиавелли «Государь»:

а) М. Щербатов

б) Принцесса Ангальт-Цербская

в) Я. Козельский

г) В. Татищев

д) Карамзин

14. В своем знаменитом «Наказе» этот правитель утверждал, что самодержавие является лучшей и единственно возможной формой правления, так как «всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно»:

а) Я. Козельский

б) В. Татищев

в) М. Щербатов

г) Екатерина 2

д) Павел 1

15.Он различал справедливость божественную, естественную и человеческую:

а) Андерсон

б) Пейн

в) Ж. Руссо

г) Ч. Бекариа

д) Ч.Ломброзо

 

 

16.Он первый из тех, кто отделил политику от морали, также он является политиком-практиком (14 лет работы на посту секретаря Флорентийской республики)?:

а) Ж. Боден

б) Т.Мюнцер

в) М.Лютер

г) Ж.Кальвин

д) Н.Макиавелли

 

17.Кому из заметных мыслителей эпохи европейского Просвещения принадлежит крылатая фраза «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать»?:

а) Пуффендорф

б) Монтескье

в) Робеспьер

г) Морелли

д) Вольтер

 

18.Мыслитель, сделавший большой вклад в политико-правовые учения в Голландии?:

а) Монтескье

б) Гоббс

в) Локк

г) Спиноза

д) Кант

 

19. Первый в истории русской политической мысли разработал идеи «меркантилизма», имевшие широкое распространение в Западной Европе?:

а) А.Л. Ордин-Нащокин

б) Ф. Прокопович

в) В.Н. Татищев

г) И.Т. Посошков

д) М.М. Щербатов

 

20. Кому заслуженно присвоен почетный титул «отец американской конституции»?:

а) В.Вильсон

б) Дж. Мэдисон

в) Дж. Калхун

г) Дж. Маршалл

д) О.В. Холмс

 

21. Известный мыслитель эпохи европейского Просвещения, утверждающий соответствие законов и организации государственной власти географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, климату ит. п:

а) Джон Локк;

б) Томас Гоббс;

в) Жан-Жак Руссо;

г) Шарль Монтескье.

22. «Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различать, что для них действительно полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм», — писал:

а) Н. Макиавелли;

б) Г.Гегель;

в) И. Кант;

г) Ж. Боден.

23. А. Радищев видел воплощение радикальных идей непосредственной демократии:

а) в Новгородской республике;

б) в Московском царстве;

в) в Киевской Руси;

г) в Галицко-Волынском княжестве.

 

 

24. Ш.Л. Монтескье считал, что республиканское правление может быть установлено и на обширной территории, но только, если его соединить:

а) с унитарным устройством государства;

б) с конфедеративной формой государственного устройства;

в) с федеративным устройством;

г) с монархическим правлением

25. Книга Ч. Беккариа, в которой обосновываются идеи, положенные в основу «классической теории» уголовного права, называется:

а) «Наказ»

б) «О принцепсе»

в) «Два трактата о правлении»

г) «О преступлениях инаказаниях»

 

 

26. Кто впервые в истории отечественной политической мысли выдвинул идею «просвещенного абсолютизма», прошедшую через весь 18 век?:

а) Петр 1

б) Татищев

в) Прокопович

г) Панин

д) Екатерина 11

 

27. Кто считал, что человеческая справедливость изменчива и базируется на общественном договоре:

а) Ч. Бекария

б) Томас Гоббс

в) Жан-Жак Руссо

г) Шарль Монтескье

28. Кто протестовал против пыток и смертной казни и считал, что смертная казнь – это война общества с гражданином:

а) Н. Макиавелли

б) Г.Гегель

в) И. Кант

г) Ч. Бекария

29. Кто считал, что законы государства основаны на человеческой справедливости:

а) Ч. Бекария

б) Томас Гоббс

в) Жан-Жак Руссо

г) Шарль Монтескье

 

30. Кому принадлежит честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения?:

а) Гроцию

б) Гоббсу

в) Вольтеру

г) Локку

д) Руссо

 

 

Тема № 6. Политические и правовые учения в странах Европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII – первая половина XIX в.)

Занятие 1.

Ответьте на вопросы:

1.Почему Э. Берк считал гораздо более важным сохранение уже существующих свобод, чем борьбу за обретение новых? Означает ли это отказ от стремления к более полной свободе?

2.Какие идеи И. Канта легли в основание теории «правового государства»? Каким образом Кант обосновывал необходимость повиноваться законодательной власти вне зависимости от ее происхождения?

3.В чем проявляется реализация всеобщего интереса в государстве по Гегелю?

4.Какой тип общества лежит в основе гегелевского понимания гражданского общества? Возможно ли универсальное толкование этого типа общества (сравните со странами Востока)?

5.Утилитаризм стал «нравственной библией либерализма». Можно ли считать того «абстрактного человека», из познания сущности которого исходит утилитаристская этика, действительно универсальной моделью личности? Аргументируйте свой ответ. В чем вы видите достоинства, а в чем недостатки индивидуализма бентамовского толка?

6.Охарактеризуйте традиционную структуру властных институтов России XVIII в. и схему институциональной реформы, предложенной М.М. Сперанским. Почему проблема самоограничения абсолютной власти, предложенная помощником Александра I, не была реализована на практике? Что помешало Сперанскому и в целом поддерживавшему его императору воплотить свои политические и правовые идеи и взгляды в российском государственном устройстве?

7.М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин: единомышленники или противники? Возможно ли сближение М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина как родоначальников российского варианта политической идеологии либерального консерватизма?

 

Дайте правильный ответ:

1. Основоположник органической теория происхождения государства:

а) Т.Гоббс

б) Платон

в) Г. Гроций

г)Г. Спенсер

д) Аристотель

 

2. Кто впервые основательно (в 45-ти томах) кодифицировал русское право:

а) Муромцев

б) Сперанский

в) Пересветов

г) Муравьев

д) Пестель

 

4. Идеи какого русского философа способствовали появлению двух главных направлений во взглядах на прошлое и будущее России (западничество и славянофильство):

а) Сперанского

б) Пестеля

в) Хомякова

г) Чаадаева

д) Герцена

 

5. Кто, исследуя все губительные последствия отказа человека от веры в Бога говорил, что если человек считает, что « Бога нет - значит нет греха, нет бессмертия, нет смысла жизни; Человеку невозможно прожить без Бога, ибо «совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного»;

а) Достоевский Ф. М.

б) Толстой Л. Н.

в) Тургенев И. С.

г) Муромцев

д) Ильин

 

6. Кто из русских мыслителей утверждал, что признание Бога - это источник жизни и разума, любить бога - высший закон жизни, «Христос не столько бог, сколько социальный реформатор»?:

а) В. Соловьев

б) Н. Бердяев

в) Ф. Достоевский

г) Радищев А. Н.

д) Толстой Л. Н

 

7. Право, юридический закон по Фихте вытекает из:

а) нравственного закона

б) морали

в) индивидуальной воли

г) правовой общности людей

д) абсолютистско-полицейской власти

 

8. Представитель декабристов в России в первой половине XIX в.?:

а) М.М. Сперанский

б) Н.М. Карамзин

в) П.И. Пестель

г) П.Я. Чаадаев

д) И.В. Киреевский

 

9. Стержень политико-теоретических конструкций Б. Констана?:

а) проблема индивидуальной свободы

б) теоретические и практические аспекты демократии

в) гуманистический индивидуализм

г) проблема утилитаризма

д) конструирование "нравственного" устройства государства

 

10. Назовите, кто был в Германии первым, приступившим к систематическому обоснованию либерализма?:

а) Г. Гегель

б) И. Кант

в) И. Фихте

г) Г. Пухта

д) К. Савиньи

 

11. Какую доктрину и вытекавшие из нее демократические и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью для своих нападок?:

а) методологическую

б) философскую

в) естественно- правовую

г) субъективную

д) идеалистическую

12. Назовите основоположника исторической школы права в Германии:

а) К. Савиньи

б) Г. Пухта

в) И. Кант

г) Г. Гегель

д) Г. Гуго

 

13. В каком произведении Г. Гегеля изложено наиболее цельно и систематически учения о государстве и праве?:

а) “Философия права“

б) “Феноменология духа“

в) “Философия истории“

г) “Конституция Германии”

д) “Отчет сословного собрания“

 

14. В каком году была написана работа Г. Гегеля “Философия права“? :

а) в 1819 г.

б) в 1861 г.

в) в 1870 г.

г) в 1820 г.

д) в 1822 г.

 

15. Сколько ступеней в своем историческом развитии прошла Россия, по мнению М.М. Сперанского?:

а) одну

б) две

в) три

г) четыре

д) пять;

 

16. Какие исторические ступени развития России обосновал Сперанский?:

а) Средние века

б) Новое время

в) удельщина, абсолютная монархия, промышленное состояние

г) Древняя Русь

д) период феодальной раздробленности

 

17. Назовите произведение, в котором изложены взгляды Н.М. Карамзина на политические и правовые проблемы Российской государственности:

а) “Русская правда“;

б) “Философические письма“;

в) “О старом и новом“;

г) “О постепенности усовершенствования“;

д) “Записка о древней и новой России“.

 

 

18.. В каком теоретическом документе П.И. Пестель излагает политико-правовые идеи?:

а) “История государства Российского“

б) “Русская правда“

в) “Записка о древней и новой России“

г) “О старом и новом“

д) “Философические письма“

 

19.. В каком году П.Я. Чаадаев публикует “Философические письма“?:

а) в 1830 г.

б) в 1840 г.

в) в 1836 г.

г) в 1845 г.

д) в 1810 г.

 

20. В какое время в среде дворянской интеллигенции России сложились течения общественно - политической мысли славянофилов и западников?:

1. в средине XIX в.

2. в первой половине XIX в.

3. в конце XIX в.

4. в 30 - 40-е гг. XIX в.

5. в 20-е г. XIX в.

 

21. Публикация какого реферата явилась начальным событием в разработке идей ранних славянофилов?:

а) “Русская правда“

б) “О старом и новом“

в) “Философические письма“

г) “Апология сумасшедшего“

д) “О постепенном усовершенствовании“

 

22. Назовите мыслителя, писавшего об условности деления на славянофилов и западников:

а) Герцен

б) Огарев

в) Кавелин

г) Кириевский

д) Бердяев

 

23. В каких значениях употребляется в гегелевской философии права понятие «право»?:

а) право как свобода

б) право как определенная ступень и форма свободы

в) право как проявление частных и публичных интересов

г) право как закон

 

24. Классификация законов, выдвинутая декабристом П. Пестелем:

а) естественные

б) гражданские

в) религиозные

г) духовные

 

25. О. Конт (XIX в.) убеждал людей в том, что человеческое право есть бессмысленная анархия. Поэтому право должно:

а) находиться в состоянии постоянного совершенствования

б) постоянно находиться в динамике развития

в) быть упразднено

г) подчинено закону

 

26. Кто считал, что произвол – это свобода действий, противоречащая нравственности:

а) Г. Гегель

б) Л. Штейн

в) О. Конт

г) Гумбольдт

 

27. Кому из мыслителей XIX в. принадлежит изречение: «цель есть творец права»?:

а) О. Конт

б) Л. Штейн

в) Р. Иеринг

г) Б. Констан

 

28. Кто из мыслителей XIX в. дал следующее определение права: «право есть защищенный государством интерес»?:

а) Р. Иеринг

б) Л. Штейн

в) О. Конт

г) Гумбольдт

 

 

Занятие 2.

 

Выполнить контрольную работу

 

Общие методические указания

Ниже приводятся три варианта контрольных работ по истории политических и правовых учений. Студент в течение практического занятия должен подготовить контрольную работу по одному из вариантов, предложенному преподавателем.. Каждый вариант контрольной работы состоит из двух вопросов, относящихся к изученным разделам курса. Студент должен изучить рекомендованную литературу и источники, отобрать наиболее существенный фактический материал, продумать выводы и обобщения и глубоко раскрыть вопросы. Рекомендованный список литературы может быть дополнен по усмотрению студента.

Необходимо соблюдать общие требования к оформлению письменной работы: объем не должен превышать 15 страниц, работа должна быть написана от руки, чисто, аккуратно, в удобной для прочтения форме, страницы необходимо пронумеровать, оставив поля для замечаний рецензента. Каждая цитата (или иное обращение к литературному источнику) должна иметь соответствующую ссылку, оформленную соответствующим образом (автор, название, место и год издания, страница). Писать надо только о том, что непосредственно относится к вопросу, логично, аргументировано и в полном объёме.

 

Вариант 1

 

1. Идеальный политический и правовой строй в произведениях Платона "О государстве" и "Законы".

2. Политические и правовые учения Древней Руси (IX – XII века).

 

Методические указания

Для ответа на первый вопрос необходимо заранее ознакомиться с трудами Платона "Государство" и "Законы". Важно уяснить конструкцию идеального государства. Платон делил общество на три сословия, используя принцип разделения труда. Основой государства, по его мнению, являются четкие и суровые законы, которые регламентируют все вопросы жизни людей, а также принцип справедливости (только для свободных).

Ответ на второй вопрос должен строиться на основании изучения памятника русской политической литературы «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, а также русской летописи «Повесть временных лет» монаха Нестора по следующему плану: истоки политико-правовых учений и взглядов, их содержание, сущность и оценка.

 

 

Вариант 2

 

1. Проект идеального правового государства Аристотеля.

2. Русская политико-правовая мысль в XIV - XVI веках

 

Методические указания

Отвечая на первый вопрос, надо изучить политические тексты Аристотеля, знать его общую концепцию развития общества, государства и права. Следует обратить внимание на характеристику, данную Аристотелем, "правильной" формы государства (объединение двух неправильных форм: олигархии и демократии), которое он называет "полития". Особо следует отметить взгляды Аристотеля на роль права в идеальном государстве.

При освещении второго вопроса следует показать особенности социально-политической жизни Руси указанного периода, раскрыть сущность теории «Москва – Третий Рим», представления монаха Филофея об историческом процессе, легитимности царской власти, а также соотношении духовной и светской властей. Необходимо раскрыть содержание идейной борьбы «стяжателей» и «нестяжателей», проекты государственно-правового развития И.Грозного, А. Курбского, И. Пересветова.

 

Вариант 3

 

1. Особенности политико-правовой идеологии основных направлений ислама в странах Арабского Востока.

2. Учение Ф. Аквинского о законе и праве.

 

 

Методические указания

При подготовке к первому вопросу следует показать причины возникновения ислама, дать характеристику его основных источников, философских и мировоззренческих основ, главных отличий от христианства, взглядам на государство, право и власть.

Ответ на второй вопрос следует начать с характеристики Ф. Аквинского, как представителя учения называемого схоластикой. Затем необходимо показать теоретические основы учения Ф.Аквинского, дать классификацию системы права с подробным обоснованием каждой её части. Требуется осветить взгляды Ф. Аквинского на общество, государство, а также на то, как он решал вопрос соотношения церковной и государственной власти.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. О.В. Мартышина. - М.: Норма, 2008. - 899 с.

История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Нор­ма, 2009. - 704 с.

Дополнительная

История политических и правовых учений: хресто­матия / под ред. О.Э. Лейста. - М.: Городец, 2007.

Мачин И.Ф. История политических и правовых уче­ний: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

 

Укажите правильные ответы:

1. Кто в 19 веке предлагал реформировать Россию по образцу Английской конституционной монархии:

а) Муромцев

б) Пестель

в) Кавелин

г) Муравьев

д) Ковалевский

 

2. Кто в 19 веке предлагал реформировать Россию по образцу Французской Республики, а на переходный период ввести диктатуру:

а) Муромцев

б) Пестель

в) Ленин

г) Муравьев

д) Сперанский

 

3. Кто в 18 веке предложил Екатерине П Манифест об учреждении императорского совета и разработал проект конституции?:

а) Щербатов

б) Панин

в) Прокопович

г) Татищев

д) Карамзин

 

4. Кто из правителей России в свой знаменитый «Наказ» включил 250 статей из трактата Монтескье «О духе законов», 100 статей из трактата Ч. Бекариа « О преступлениях и наказаниях», а также статьи из «Энциклопедии» Дидро:

а) Петр 1

б) Екатерина 2

в) Александр 1

г) Николай 1

д) Александр 3

 

5. Кто выделял три ступени духа: субъективный (психология); объективный (право, мораль, нравственность); абсолютный (религия, искусство, философия)?:

а) Шопенгауэр

б) Гегель

в) И.Кант

г) О.Конт

д) Фихте

 

6. Кто в самом праве выделил три категории: естественное право, которое имеет своим источником явные, априорные принципы; положительное право, источником которого является воля законодателя; справедливость, притязание, не предусмотренное законом и поэтому не обеспеченное принуждением?:

а) Шопенгауэр

б) Гегель

в) И.Кант

г) О.Конт

д) Фихте

7. Кто рассматривает зло движущей силой исторического развития, как положительный фактор:

а) Г.Спенсер

б) Ф. Лассаль

в) Гегель

г) И.Кант

д) О.Конт

 

8. Кто отождествлял идею разделения властей с принципом равновесия власти, выделяя законодательную власть, принадлежащую только суверенной «коллективной воле народа», исполнительную власть, сосредоточенную в руках законного представителя и подчиненную законодательной верховной власти, и судебную власть, формируемую органами исполнительной власти?:

а) М. Штирнер

б) К.Маркс

в) И.Кант

г) Ф. Лассаль

д) Л. Блан

 

9. Кто выделял следующие три сословия буржуазного общества: субстанциональное (землевладельцы–дворяне и крестьяне), промышленное (торговцы, фабриканты, ремесленники), всеобщее (чиновники)?:

а) Шопенгауэр

б) И.Кант

в) Гегель

г) О.Конт

д) Фихте

10. Кто является основоположником научной социологии, он же ввел понятие «социология»?:

а) Шопенгауэр

б) И.Кант

в) Гегель

г) О.Конт

д) Фихте

11. Кто в работе (19в.) «Система позитивной политики» говорил, что развитие общества является проявлением трех стадий (т. е. переход общества) от одной стадии к другой: теологической – метафизической – позитивистской?:

а) Г.Спенсер

б) Ф. Лассаль

в) Гегель

г) И.Кант

д) О.Конт

12. Сколько звеньев в сословной структуре общества выделял Н. Карамзин?:

а) одно

б) два

в) три

г) пять

д) четыре

 

13. Назовите сословия Российского общества, выделенные Н. Карамзиным:

а) духовенство, дворянство, купечество, крестьянство и прочий народ

б) дворяне и мещане

в) мещане и духовенство

г) рабочие и крестьяне

д) духовенство, дворяне, купечество

14. Кто является основоположником «позитивизма» в социологии:

а) М. Штирнер

б) К Маркс

в) О. Конт

г) Ф. Лассаль

д) Л. Блан

15. Подчеркивая своеобразие своего подхода к исследованию сущности права, Гегель писал: «Наука о праве есть часть...»:

а) теологии;

б) юриспруденции;

в) философии;

г) антропологии.

16. «Никакая сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической», - утверждал:

а) М.М. Сперанский;

б) Иван IV Грозный:

в) Николай I:,

г) монах Филофей.

17. Возникновение юридического позитивизма обычно относят к первой половине XIX в. и связывают его с творчеством:

а) Б. Констана;

б) Дж. Остина;

в) А. Сен-Симона;

г) Р. Моля.

18. «Своеобразие народа обнаруживается в его праве так же, как и в его языке и нравах», - в первой половине XIX в. утверждали представители:

а) юридического позитивизма;

б) теологической доктрины;

в) классовой теории;

г) исторической школы права.

19. Исконное славянское общество и государство, считая последнее вторичным по отношению к жизни народа в России, противопоставляли:

а) западники;

б) анархисты;

в) славянофилы;

г) социал-демократы.

20. «Новый путь развития России - это идея единения России и Европы», - в середине XVIII в. утверждали:

а) западники;

б) анархисты;

в) славянофилы;

г) социал-демократы.

21. «Право—это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого», утверждал:

а) Г.Гегель:

б) И. Кант;

в) Ш.Л. Монтескье;

г) О. Конт.

22. «Сила правительства ограничивается равновесием сил народных. В нем состоит внутренний образ правления», - в начале XIX в. писал:

а) М.М. Сперанский;

б) Н.М Карамзин;

в) П.Я. Чаадаев;

г) Ф. Прокопович.

23. Обычно теория «официальной народности» связывается с именем:

а) К.П. Победоносцева;

б) Г.В. Плеханова;

в) С.С. Уварова;

г) М.М. Сперанского.

 

24. Кто в 18 веке сформулировал принцип закономерности общественно-политического развития народов и под свободой понимал «право делать все, что дозволено законом»:

а) Ж. Руссо

б) Ш.Л. Монтескье

в) О. Конт

г) Вольтер

25. Критерием содержания закона в естественно-правовой теории является:

а) соответствие закона индивидуальной психике человека

б) соответствие закона естественной природе человека

в) соответствие закона духовной природе человека

г) соответствие закона биологической сущности человека

 

26. Источник права по Канту заключается:

а) в велениях государства

б) в нормах

в) в разуме людей

г) в божественной воле

27. Впервые обосновал концепцию гражданского общества:

а) М.Вебер

б) К.Маркс

в) Ф.Гегель

г) Ж.-Ж. Руссо

 

28. Право, как волю господствующего класса, возведенную в закон, определил:

а) Руссо

б) Маркс

в) Кант

г) Гегель

 

29. Школа права, трактовавшая право как фактически сложившийся порядок общественных отношений:

а) теологическая школа права

б) естественная школа права

в) социологическая школа права

г) историческая школа права

 

30. Марксистская теория отрицает самоценность права как основы регулятивной системы общества, потому что:

а) преувеличивает ценность права в реализации заложенной в нем цели

б) преувеличивает субъективное представление личности о должном порядке общественных отношений

в) преувеличивает связь права с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием

г) преувеличивает взаимосвязь права и государства как составных частей единого способа выражения и осуществления свободы людей в их ссоциальной жизни.

 








Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 1560;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.143 сек.