Тема № 3 Политические и правовые учения в феодальном обществе
Дайте подробный ответ на следующие вопросы:
1.Каково было отношение христианства к языческому государству?
2.Какие теоретические проблемы вставали перед церковью в связи с христианизацией государства? Проанализируйте потенциально возможные варианты решения этих проблем.
3.Церковь может отождествляться с церковной иерархией и ее авторитетом. А может интерпретироваться как единство всех верующих во главе с самим Христом. Какие идеи Августина могли быть использованы для усиления первого понимания в ущерб второму? Аргументируйте свой ответ.
4.Сравните, как идея богоустановленности власти трактуется в христианской и в исламской традициях. Какие особенности мусульманского подхода вы можете назвать?
5.Каковы основные различия во взглядах на власть и собственность в раннем христианстве и первоначальном исламе? Чем можно объяснить эти различия?
6.В чем заключаются преимущества той формы правления, которую Фома Аквинский называл политической монархией?
7.Как концепция права Фомы Аквинского связана с христианской этикой?
8.Каковы особенности понимания свободы личности и условий ее достижения в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона?
9Какими причинами можно объяснить слабую расчлененность проблем этики, экономики, политики и права в памятниках древнерусской литературы? Сформулируйте несколько принципиально различных подходов к ответу на последний вопрос.
10.Исламские идеологи утверждают, что «мусульманская демократия основана на суверенитете шариата» - всецелом подчинении халифата мусульманскому праву. Что означает «суверенитет шариата» и каковы политико-правовые последствия реализации этого принципа?
Дайте аргументированный ответ на следующие вопросы:
11.Какими интересами объясняется тесный союз церкви и московской династии в деле формирования и укрепления Русского централизованного государства?
12.Как должны строиться отношения церкви и государства по учению православной церкви?
13.Русский политический идеал носит семейный характер. Царь в нем - «хозяин земли русской», (муж) и «батюшка» для крестьян. Как этот идеал повлиял на формирование политической культуры Московской Руси и ее политической мысли? Используйте при ответе на последний вопрос анализ идей «Сказания о царе Константине» И.С. Пересветова и полемику Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Дайте правильный ответ:
1.Кто в XI веке говорил об историческом значении принятия христианства на Руси, сравнивал иудаизм и христианство:
а) В.Мономах
б) Илларион
в) Пересветов
г) Я. Мудрый
д) Нестор
2.Кто считал, что историческое предназначение Русского государства «быть не Империей, а Святой Русью»:
а) Петр 1
б) Филофей
в) Пересветов
г) Я. Мудрый
д) И. Волоцкий
3.Кто говорил ( в 16 в.) , что право церкви обеспечивается имуществом. «Церковь должна быть богатой»:
а) И. Волоцкий
б) Пересветов
в) Я. Мудрый
г) Петр 1
д) Филофей
4.Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал варианты радикальной судебной и военной реформ:
а) Сперанский
б) Филофей
в) Курбский
г)Пересветов
д) И. Волоцкий
5.Что было ведущим сводом законов на Древней Руси вплоть до конца 16 в:
а) «Повесть временных лет»
б) «Задонщина»
в) Москва - третий Рим»
г) «Русская Правда»
д) Судебник 1550
6.По чьей инициативе был принят Судебник 1550 г.:
а) И.Волоцкого
б) Сперанского
в) Курбского
г) Пересветова
д) Филофея
7.Кто говорил, что «Два Рима пали, третий – стоит, а четвертому не бывати»:
а) Пересветов
б) Филофей
в) Сперанский
г) Я. Мудрый
д) Петр 1
8. В каком источнике древнерусской правовой мысли впервые системно изложены нормы обычного права, правовое положение различных слоев общества, ответственность общины за преступления своих членов:
а) «Задонщина
б) «Русская Правда»
в) «О Законе и Благодати»
г) «Повесть временных лет»
д) «Слово о полку Игореве» ж) Поучение В. Мономаха
9.Кто в 13 веке был сторонником выборности народом высшей исполнительной власти? Он же лишал (в своем учении) духовенство религиозной прерогативы - быть посредником между богом и людьми:
а) Падуанский
б) Бердяев
в) Герцен
г) Ф.Аквинский
д) М. Аврелий
10. Какой деятель написал «Комментарий к «Никомаховой Этике Аристотеля»:
а) Августин Блаженный
б) Фома Аквинский
в) Иоанн Златоуст
г) Сенека
д) Марк Аврелий
11.Кто автор знаменитых в Средние века трудов «Сумма теологии», «О правлении государей»? В них автор выдвигает пять доказательств существования бога и четыре основных, с его точки зрения, закона:
а) Августин Блаженный
б) Фома Аквинский
в) Иоанн Златоуст
г) император Марк Аврелий
д) император Юстиниан
12.Какой деятель написал «Комментарий к «Политике» Аристотеля»:
а) Августин Блаженный
б) Сенека
в) Иоанн Златоуст
г) Фома Аквинский
д) Марк Аврелий
13.Какой деятель ввел в ИППУ понятие «суверенитет»:
а) М. ПадуанскиЙ
б) Фома Аквинский
в) Ш. Монтескье
г) Г. Гроций
д) Ж. Боден
14. Кто в работе «Защитник мира» (14 век) отвергал учение о божественном происхождении государства?:
а) Б. Спиноза
б) М. Падуанский
в) Ф. Аквинский
г) Я. Гус
д) Т.Мюнцер
15. Кто в 14 веке считал, что « Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос»:
а) М. Лютер
б) Макиавелли
в) Ж.Кальвин
г) Ф.Аквинский
д) М. Падуанский
16. Кто считал, что «государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности»:
а) Сократ
б) Платон
в) Аристотель
г) Ликург
д) Солон
17. Этот выдающийся теолог — мыслитель Средневековья обосновал концепции «теодицеи» и «креационизма». Кто он?:
а) Э. Роттердамский
б) Августин Блаженный
в) Ф. Аквинский
г) И. Златоуст
д) Д. Дидро
18. Кто, проповедуя креационизм, говорил: «Все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать... Оно рождается в деятельности человека»?:
а)А. Августин
б) Марк Аврелий
в) Э. Роттердамский
г) Т. Гоббс
д) Ф. Аквинский
19. Кто из мыслителей 16 века в канун Реформации порицал католическую церковь и духовенство, прозорливо предсказывая, что католическая религия «близка к своей гибели либо к мучительным испытаниям»:
а) Вольтер
б) Ламетри
в) Н. Макиавелли
г) Руссо Ж.Ж.
д) Гольбах
20. Родоначальники теологической теории происхождения государства:
а) Гоббс и Спиноза
б) Платон, Аристотель
в) Гроций, Руссо
г) Ф.Аквинский
д).Августин (Блаженный)
21. Кому принадлежит высказывание «Наша душа – это бог, нашедший приют в теле человека»; «Человек для человека – святыня»:
а) Платон
б) Сенека
в) Гроций
г) Руссо
д) Ф.Аквинский
22. Кто утверждал: «Все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать… Оно рождается в деятельности человека»
а) Ф.Аквинский
б) Гоббс
в) Спиноза
г) Платон
д) Аристотель
23. Кто из русских мыслителей писал, что соблюдение законов – не только основа благополучия государства, но и нравственная база общественной жизни, а беззаконие означает падение нравственности?:
а) И. Волоцкий;
б) А. Курбский;
в) А. Филофей;
г) Ф. Карпов
д) И. Пересветов.
24. Кто из русских мыслителей заявлял о тождестве права и справедливости, а закон должен содержать реально выполнимые требования?:
а) А. Карпов
б) А. Курбский
в) И. Пересветов
г) А. Филофей
25. Кто говорил, что «Два Рима пали, третий - стоит, а четвертому не бывати»:
а) Н. Сорский
б) Филофей
в) Пересветов
г) Я. Мудрый
д) И. Волоцкий
26. Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал ограничить верховную власть сословно-представительным органом?:
а) Филофей
б) Сперанский
в)Пересветов
г) Курбский
д) И. Волоцкий
27. Кто в своих посланиях (письмах) царю в 16 веке предлагал варианты радикальной судебной и военной реформ?:
а) Пересветов
б) Сперанский
в) Филофей
г) Курбский
д) И. Волоцкий
28. Сборник постановлений церковного собора, проходившего в 16 веке с участием царя и членов Боярской думы, регулировал церковную жизнь, имущественные правоотношения и вопросы преступлений и наказаний, - это:
а) Четьи-Минеи
б) Стоглав
в) Судебник
г) Пятиглавие
д) Библия
29.Кто требовал отторжения всех богатств церкви и лишения ее права владения населенными землями:
а) Н. Сорский
б) Филофей
в) А. Блаженный
г) М. Падуанский
д) И. Волоцкий
30. Кто писал, что цель человеческого закона – «хорошая жизнь на земле». Цель божественного закона – вечное спасение?:
а)М. Падуанский
б) Сперанский
в) Филофей
г) Курбский
д) И. Волоцкий
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 851;