Проецирование образа во внешней среде.
Всякое ориентированное движение по образу данного объекта предполагает проецирование образа
воспринятого объекта точно в той среде, где находился данный объект в момент восприятия. Способность к проецированию образа воспринятых объектов, а также репродуцированных образов является наиболее характерной и важной особенностью психической деятельности. Мы раньше считали эту особенность психической деятельности просто прирожденным свойством воспринимающего центрального аппарата. Но как уже указывалось выше, можно определенно высказаться о нервном механизме этого явления. При каждом восприятии внешнего мира участвует весь анализатор — от рецептора до воспринимающей области коры большого мозга. Очевидно, проецирование воспринятых объектов обусловливается деятельностью всего этого анализатора. Есть основание утверждать, что и при репродукции образа участвует весь этот анализатор — т. е. не только кора, но и подкорковые образования и даже сами рецепторы.
Мы выше привели определенные сведения о морфологических и физиологических основаниях проецирования воспринятых объектов в отношении зрительной и слуховой рецепции (см. гл. IV). Мы пришли к заключению, что каждый раз в зрительном и слуховом анализаторах при любом их активировании (восприятие, образ) возбуждаются замкнутые нервные круги от рецепторных клеток до корковых сенсорных клеток и обратно от этих последних до рецепторных. Можно утверждать, что одной из функций этих нервных кругов с участием коры и рецепторов является проецирование воспринятых объектов во вне, как в момент их действия на рецепторы, т. е. во время восприятия, так и при репродукции образов этих объектов.
Надо отметить, что еще 70 лет тому назад Бехтерев, на основании известных фактических данных Кахала о центробежных волокнах к сетчатке, заключил, что наружное коленчатое тело и сетчатка связаны двусторонними путями. Такую же двустороннюю связь усматривает Бехтерев (1) и в слуховом пути. Он делает это по данным Хелда (2), который проследил центростремительный нервный путь от переднего ядра продолговатого мозга до верхних олив и далее — до заднего двухолмия, где оканчивается главная масса слуховых нервных волокон, и центробежный путь от двухолмия до переднего ядра.
Но что замечательно, на основании этих гистологических данных, Бехтерев приходит к такому важному выводу: все чувствующие пути, «дающие субъективные ощущения, содержат в себе две системы, из которых одна служит проводником в центральном направлении, другая проецирует воспринятые ощущения к периферии, т. е. наружу».
Таким образом Бехтерев без всяких физиологических наблюдений, на основании скудных гистологических данных, правильно подошел к решению вопроса о назначении центробежных нервных путей.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 669;