Немецкий экзистенциализм 8 страница
Эрос и производство как В своем главном труде «Эрос и цивилизация» феномены бессознательного(1956), посвященной исследованию и
развитию идей Фрейда, Маркузе создает последнюю крупную разработку немецкого психоанализа. Он соединяет фрейдовскую идею господства бессознательного начала с марксистской идеей эксплуатации. Маркс полагал, что в классовом обществе всегда существует эксплуатация одного класса другим, которая коренится в области экономики. Маркузе полагает, что в наше время, когда уже нет классового общества, а существует массовое общество, форма эксплуатации изменилась. Вместо экономического и политического гнета появился более незаметный, но и более опасный психологический гнет. В обществе потребления человек политически свободен и материально обеспечен, но он не может продуктивно тратить свободное время. Расписанный по минутам день не оставляет времени для развития. Даже культурные и образовательные мероприятия воспринимаются с меркантильной точки зрения как инвестиции или восстановление сил для труда. В основе современной цивилизации, таким образом, лежат два начала: бессознательные комплексы (среди которых доминирует либидо, или эрос) и практика, в основе которой лежит труд. Выступая центром цивилизации, труд призывает человека на борьбу с природой, обществом, самим собой.
В жизни цивилизации бессознательный Эрос и сознательный Труд противостоят друг другу. «Мы указали на некоторые узловые моменты западной философии, в которых отчетливо видна историческая ограниченность системы разума и попытки ее преодоления. Борьба проходит в русле антагонизма между становлением и бытием, восходящей кривой и замкнутым кругом, прогрессом и вечным возвращением, трансцендированием и покоем в осуществлении»[103], - пишет Маркузе. В отличие от других психоаналитиков, Маркузе не берется отдавать приоритет бессознательному началу, склоняясь к дуалистической позиции. С его точки зрения, существует примерный баланс между разумом и волей в бытии и между сознательным и бессознательным в человеке. Бессознательные комплексы сильны, но учение Фрейда об их безусловном приоритете является ошибочным.
С точки зрения Маркузе, Фрейд недооценил роль разума прежде всего в общественных отношениях. Общественные отношения, во-первых, качественно отличаются от межличностных, а, во-вторых, гораздо лучше организованы, нежели спонтанная частная жизнь. По этому поводу Маркузе пишет: «Мы сформулировали положение, что преобладающая форма подавления инстинктов- прибавочное подавление – проистекают не столько из необходимости труда, сколько из специфической социальной организации труда, насаждаемой в интересах господства… Если это верно, то возникновение нерепрессивного принципа реальности не уничтожило, но изменило бы социальную организацию труда: освобождение Эроса помогло бы создать новые и прочные трудовые отношения»[104]. Тем самым, Маркузе выступает марксистом в области доказательства приоритета трудовой деятельности в жизни общества и психоаналитиком в области доказательства необходимости раскрепощения бессознательного начала, освобождения личности от экономического гнета. Рационально созданная трудом человека цивилизация, по Маркузе, не смогла бы существовать, если бы символизирующий бессознательное Эрос не прорывался бы наружу.
Бессознательное не просто является основой психики, но и влияет на саму природу разума. Эрос создает новую форму разума, ставит его на службу достижения удовольствия. В результате возникает онтологическое смешение обоих начал: разум приобретает черты бессознательного, а Эрос приобретает разумные цели. Таким образом, дуализм сознательного и бессознательного, который отстаивает Маркузе, деконструирует центральное положение психоанализа о примате бессознательного. Если проследить эволюцию немецкого психоанализа от Фрейда до Маркузе, то очевидно постепенное стремление ослабить роль бессознательного начала, обнаружить все большее количество рациональных и социальных средств его понимания и контроля. На протяжении полувековой эволюции психоанализ постепенно теряет свой «эзотерический» смысл, свою ярко выраженную специфичность. Превращаясь в метафизическое, социальное, этическое учение, психоанализ приобретает черты респектабельной философской школы, а не одиозной науки о психике. Однако, достигнув этого предела, немецкий психоанализ разлагается. Неофрейдизм теряет свою чистоту, смешиваясь с экзистенциализмом, марксизмом, феноменологией и т. д., а затем постепенно сходит со сцены. Начиная с 1960-х гг. неофрейдизм покидает Германию, имея своими центрами Францию и США. Фромм и Маркузе работают в Америке, во Франции обретает известность семинары Жана Лакана. Психоанализ уже не существует как школа. Но, как верно отметил Ричард Рорти, психоанализ открыл новую эру в изучении внутреннего мира личности, выдвинул множество проблем, многие из которых еще ждут решения и которые были неизвестны «до-фрейдовской» философии. Следует также отметить и популярность идей психоанализа у образованной публики. Несмотря на то, что уже пятьдесят лет школы психоанализа не существует, идеи Фрейда, Юнга, Фромма, Маркузе и др. продолжают служить классическим источником новейших теорий сознания.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 348;