Вопрос 1:. Понятие международного гражданского процесса

В советской науке международного част­ного права «международный гражданский процесс» с традицион­ным единодушием включался исследователями в отрасль правове­дения Международного частного права. Однако при этом делалась оговорка, что в область объективного права — отрасль права Международного частного права — «международный граж­данский процесс» не входит, будучи частью национального граж­данско-процессуального права. Проблемы международного граж­данского процесса относятся к гражданскому процессу как отрасли права, регулирующей деятельность органов юстиции по граждан­ским делам. В то же время, когда речь идет о системе отраслей юридических наук, соответствующие проблемы принято относить к дисциплине международного частного права, ибо «каждая из них тесно связана с вопросами о подлежащем применению законе (т. е. с проблемами коллизии законов) или с вопросами гражданской правоспособности лица».

Соответствующий список имен российских авторов — сторон­ников отнесения международного гражданского процесса к нацио­нальному гражданскому процессуальному праву весьма представи­телен: И. С. Перетерский, Л. А. Лунц, В. П. Звеков, О. Н. Сади­ков, В. С. Поздняков, И. А. Грингольц, М. Г. Розенберг и др

Нелишне напомнить в данном случае, что в свое время неко­торым русским ученым приходилось отстаивать материальную природу международного частного права ввиду того, что господ­ствующим представлением было именно процессуальное видение этой совокупности правовых норм.

Так, П. Е. Казанский отмечал: «...недостаток большинства определений (МЧП — Л. А.) состоит в том, что они рассматривают международное частное право ис­ключительно с судебной точки зрения. В прежнее время, как из­вестно, изучали с этой точки зрения, и внутреннее гражданское право. Она, конечно, несостоятельна. Главная роль гражданского права не на суде, а в обыденной жизни в отношениях частных лиц».

Под международным гражданским процессом в науке между­народного частного права традиционно понимается совокупность норм процессуального характера, связанных с защитой прав ино­странцев и иностранных юридических лиц в суде и арбитраже. термин «международный гражданский процесс» носит условный характер. Л. А. Лунц пишет, что «к международному гражданскому процессу относятся вопросы о подсудности гражданских дел с иностранным элементом.,.; о гражданском процессуальном положении иностран­ных граждан и юридических лиц; о гражданском процессуальном положении государства и его дипломатических представителей; о порядке установления содержания подлежащего применению иностранного закона; о поручениях судов одного государства су­дам другого государства; о признании и принудительном испол­нении иностранных судебных решений и признании иностранных административных актов по гражданским делам; о признании иностранных арбитражных соглашений и принудительном испол­нении решений иностранного арбитража». «Вес это,— подчерки­вает он, —отдельные специальные вопросы, выделенные из соста­ва гражданского процесса как отрасли права по признаку их свя­зи с делами, возникающими в условиях международного оборота, международной жизни».

Что касается зарубежных государств, то в странах «общего права» (Англии, США, Канаде, Австралии, Индии, ЮАР и т. д.) включение международного гражданского процесса в МЧП не представляет собой проблему в силу традиционности подхода к международному частному праву как к праву, прежде всего про­цессуальному.

Ряд европейских государств ответы на данный вопрос вклю­чили непосредственно в свое национальное законодательство по международному частному праву. К примеру, в венгерском Законе о международном частном праве так очерчена сфера его действия: «Целью настоящего закона является определение... права того го­сударства, которое применяется к гражданским, семейным или трудовым отношениям, в которых участвуют иностранные субъек­ты, имущества или право (в дальнейшем именуемые иностран­ным элементом) и которые подчинены право порядку нескольких государств; норм, определяющих подсудность и юрисдикцию, а также процессуальных правил, которые должны регулировать споры, содержащие иностранный элемент» (ст. 1). В этом отно­шении показателен швейцарский Закон о международном част­ном праве 1987 г., который устанавливает сферу действия недву­смысленным образом: а) компетенция швейцарских судов или ве­домств; б) применимое право; в) предпосылка признания и исполнения иностранных решений, г) арбитраж и подсудность.

В Германии международное частное право конструируется в принципе как коллизионное право, поэтому ответы на процес­суальные вопросы должны быть получены с помощью норм граж­данского процессуального права ФРГ. Однако ввиду отмечаемой тесной связи отношений, регулируемых международным частным правом с процессуальными аспектами, некоторые учебники и курсы немецких авторов по международному частному праву содержат разделы, посвященные международному гражданскому процессу. Между тем в ФРГ в последние годы нарастает и другая тенденция: выделение международного гражданского процесса в особую отрасль права (наряду с международным частным пра­вом) — международное гражданское процессуальное право.








Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 947;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.