Вопрос 4:Оказание правовой помощи. Исполнение иностранных судебных поручений

Под правовой помощью в современных международных отно­шениях, как правило, подразумевается совершение отдельных про­цессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны: составление, пересылка, вручение документов, получение вещественных доказательств, допрос свидетелей, экспер­тов и иных лиц для целей осуществления гражданского процесса по гражданским, семейным и торговым делам. Просьбы об оказа­нии правовой помощи обычно составляются на языке запрашиваю­щей стороны. Однако по договоренности стороны могут использо­вать бланки на двух языках. Часто органы юстиции оказывают вза­имно по просьбе другой стороны содействие в установлении адреса лиц, находящихся на их территории, в рамках оказания правовой помощи по гражданским или уголовным делам. Боль­шая часть процессуальных действий, входящих в объем правовой помощи, связана с деятельностью суда по рассмотрению дел меж­дународного характера. Они исполняются в форме судебных по­ручений. Судебные поручения и другие виды правовой помощи в современной международной практике осуществляются в значи­тельной мере на основе международных договоров.

Европейские и некоторые другие государства, в том числе США, заключили соглашения по частным аспектам международного гражданского процесса и правовой помощи в области разрешения гражданских и торговых дел: Гаагскую конвенцию о вручении за. границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г., Гаагскую конвенцию о сбо­ре за границей доказательств по гражданским и торговым делам от !8 марта 1970 г. Российская Федерация Федеральными законами от 12 февраля 2001 г. присоединилась к названным конвенциям 7 июня 1968 г. подписана Европейская конвенция об информа­ции относительно иностранного законодательства, а 15 марта До­полнительный протокол к ней. С учетом состава участников Га­агских конвенций 1965 и 1970 гг., круг которых, как видно, выхо­дит за пределы одного континента (в частности, Европы), они способны обеспечить больший географический охват оказания правовой помощи и сотрудничества государств в области граж­данского процесса в целом, нежели Гаагская конвенция 1954 г., связывающая преимущественно европейские страны. В этом от­ношении Конвенция о вручении за границей судебных и внесу­дебных документов важна прежде всего тем, что ее положения направлены на упрощение и ускорение процедуры вручения доку­ментов, а также на выработку компромиссных вариантов, устраи­вающих страны не только континентального, но и «общего пра­ва», внутреннее законодательство которых отличается известной спецификой.

Так, помимо вручения документов по дипломатическим кана­лам или через центральные органы юстиции, а также через орга­ны, специально создаваемые согласно Конвенции 1965 г. государ­ствами-участниками для этих целей, допускается вручение доку­ментов находящимся за границей лицам непосредственно дипломатическими или консульскими представительствами, если в соответствии со ст. 8 Конвенции государство не заявило в силу ст. 21, что оно возражает против подобного вручения на своей территории, кроме случаев, когда документ вручается гражданину того государства, откуда поступил документ. Поскольку Федераль­ный закон о присоединении Российской Федерации к Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных доку­ментов от 12 февраля 2001 г. не содержит упоминания о таком заявлении, следует заключить, что любым находящимся на терри­тории России лицам вручение судебных и внесудебных докумен­тов, подпадающих под сферу действия Конвенции, может быть осуществлено дипломатическими или консульскими представи­тельствами государств-участников. Равным образом российские дипломатические или консульские учреждения за рубежом вправе вручать документы не только российским гражданам, но и ино­странным гражданам или юридическим лицам участвующих в Конвенции стран, находящимся на территории конкретного го­сударства.

Конвенция о получении за границей доказательств по граж­данским и торговым делам 1970 г., в свою очередь, как и Кон­венция 1965 г., устанавливает упрошенный порядок отношения со­ответствующих органов в части исполнения судебных поручений о выполнении отдельных процессуальных действий по граждан­ским и торговым делам, например о допросе свидетелей, произ­водстве судебного осмотра, получении заключений экспертов и т. д., через специально назначаемые органы, а также через ди­пломатические и консульские учреждения, находящиеся на терри­ториях иностранных государств — участников. При этом, однако, в последнем случае необходимо получение особого разрешения со стороны компетентных институтов государства, направившего ди­пломатического представителя или консула, если речь идет о гра­жданах страны пребывания или гражданах третьих стран1. Стоит отметить в связи с этим, что, хотя международная практика при­знает возможность исполнения поручений иностранных судов и совершения иных действий по оказанию правовой помощи на принципах международной вежливости и в отсутствие междуна­родного соглашения2, система отношений в данной области, ос­нованная на договорно-правовых началах, обеспечивает гаранти­рованный порядок и соблюдение необходимых процедур в ходе выполнения обязательств.

В соответствии со ст. 20 Конвенции 1970 г. граждане каждого из договаривающихся государств пользуются во всех других дого­варивающихся государствах бесплатной правовой помощью нарав­не с собственными гражданами этих государств в соответствии с законодательством государства, где требуется бесплатная правовая помощь. Согласно ст. 26 тюремное заключение за долги как средство исполнения или как предупредительная мера по граж­данским или торговым делам не может быть применено к ино­странцам, являющимся гражданами одного из договаривающихся государств, в тех случаях, когда оно не применяется к местным гражданам. Рассматриваемая Конвенция, будучи действенным ин­струментом осуществления сотрудничества государств по выпол­нению судебных поручений, не распространяется ни на вручение документов с целью возбуждения процедур принудительного ис­полнения иностранных судебных решений, ни на самое их ис­полнение.

Универсальный документ в рассматриваемой сфере —Конвен­ция о международном доступе к правосудию 1980 г. заменяет по­ложения ч. III—VI Гаагской конвенции 1954 г. С некоторыми из­менениями она воспроизводит основные положения Гаагской конвенции 1954 г. Наиболее существенное изменение касается порядка сношений при оказании правовой помощи. Статья 9 Га­агской конвенции 1954 г. устанавливала, что «... судебные поруче­ния передаются консулом запрашивающего государства властям, указанным запрашиваемым государством... Каждое договариваю­щееся государство может заявить, уведомив другие договариваю­щиеся государства, что оно желает, чтобы судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, передавались ему дипломатическим путем» (ст. 9). Аналогичный порядок преду­смотрен ст. 1 Конвенции о вручении судебных и внесудебных до­кументов по гражданским и торговым делам. Конвенция 1980 г. ввела порядок сношения через специально создаваемые органы (центральные органы), хотя каждое государство может использо­вать и дипломатические или консульские каналы.

Каждое участвующее государство назначает центральный ор­ган, на который возлагается получение судебных поручений, ис­ходящих от судебного органа другого договаривающегося государ­ства, и передачу их компетентному органу на исполнение. Каж­дое государство организует центральный орган в соответствии со своим законодательством. Судебные поручения передаются цен­тральному органу запрашиваемого государства без вмешательства какого-либо другого органа этого государства.

В судебном поручении должно быть указано: «а) запрашиваю­щий орган и, если возможно, запрашиваемый орган; б) фамилии и адреса сторон судебного разбирательства и, в случае необходи­мости, их представители; в) характер и предмет судебного разби­рательства и краткое изложение фактической стороны дела; г) доказательства, которые требуется получить, или иные судеб­ные действия, которые необходимо выполнить. При необходимо­сти в судебном поручении указываются: д) фамилии и адреса лиц, которых необходимо допросить; ж) вопросы, которые необходимо задать допрашиваемым лицам, или факты, по которым их необходимо допросить; з) документы или иные объекты, которые необходимо исследовать; и) просьба о получении свидетельских показаний под присягой или путем торжественного заявления и, в случае необходимости, особые формулировки, которые необхо­димо использовать; к) особые формы, применение которых требу­ется в соответствии со ст. II (особые процессуальные формы по законодательству запрашивающего государства). Никакой легали­зации или иных аналогичных формальностей не требуется. Судеб­ное поручение не исполняется в той мере, в какой лицо, которо­го оно касается, ссылается на освобождение или запрет на дачу показаний, установленные: а) либо законодательством запраши­ваемого государства; б) либо законодательством запрашивающего государства, в чем было указано в судебном поручении или что было подтверждено запрашивающим органом по просьбе запра­шиваемого органа.

Кроме того, каждое договаривающееся государство может за­явить, что оно будет признавать такие освобождения и запреты, установленные законодательством государства, иного, чем запра­шивающее и запрашиваемое государства, в той мере, в какой это будет указано в его заявлении.

В исполнении судебного поручения может быть отказано лишь в той мере, в какой:

а) его исполнение в запрашиваемом государстве не входит в функции судебных органов;

б) запрашиваемое государство считает, что исполнение пору­чения может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

В исполнении поручения не может быть отказано лишь на том основании, что законодательство запрашиваемого государства пре­дусматривает исключительную компетенцию по данному делу или не предусматривает возбуждение дела по данным основаниям.

Соответствующие положения в области оказания правовой по­мощи установлены и специальным многосторонним соглашением в этой сфере стран СНГ—Минской конвенцией 1993 г. В изъятие из общепринятого порядка сношения между органами юстиции по дипломатическим каналам или через посредство центральных органов юстиции в силу Протокола к Минской конвенции 1993 г. стран СНГ, подписанного 28 марта 1997 г., допускается возмож­ность сношения через территориальные и другие органы (ст. 5), что, безусловно, значительно упрощает процедуры оказания право­вой помощи и осуществления конкретных юридических актов.

Согласно положениям Минской конвенции правовая помощь оказывается в следующем объеме: выполнение процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства, составление и пересылка документов, пересылка и выдача вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос сторон, свидетелей, экспертов и т. п, в целях обеспечения признания и исполнения судебных решений по гражданским де­лам и т. п., исполнительных надписей, а также вручения доку­ментов.

Общим правилом, причем применяемым не только в отноше­нии стран СНГ, является положение о том, что порядок и форма совершения процессуального действия по запросу суда или иного органа иностранного государства определяются законом государ­ства, на территории которого совершается процессуальное дейст­вие. Вместе с тем могут быть допущены и исключения, в силу которых, если это не противоречит публичному порядку страны, исполняющей иностранное судебное поручение, будут соблюдать­ся требования к форме согласно законодательству запрашивающе­го государства. Так, согласно ст. 8 Минской конвенции «по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить про­цессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Сторо­ны». М. М. Богуславский приводит пример, когда советские суды не отказывались при допросе свидетелей на территории СССР по поручениям судов Великобритании или США руководствоваться исходящими от этих судов вопросниками , состав­ленными по обычной для судов «общего права» форме для пря­мого или перекрестного допроса.

Необходимо учитывать, что п. 5 Киевского соглашения стран СНГ предусмотрен особый порядок выполнения судебных пору­чений в рамках разрешения хозяйственных споров, направляемых в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину, в силу которого судебные поручения посылаются в названные страны почтовой связью, без перевода, непосредственно в суды, компетентные разрешать экономические споры на территории этих государств.

В ряде случаев судебная практика предусматривают предоставление по запросу помощи в установлении места работы и размера доходов ответчика, если в суде одной из сторон предъявлен иск о взыска­нии алиментов с лица, находящегося на территории другого дого­варивающегося государства судебная практика-это помощь, оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах, инструкциях министерств юстиции. Договаривающиеся государства принимают на себя обя­зательства по взаимному удовлетворению просьб по пересылке друг другу в дипломатическом порядке без перевода на язык дру­гой стороны и бесплатно документы об образовании, трудовом стаже и иные документы, которые касаются личных прав и инте­ресов граждан другой договаривающейся стороны. Отказ в оказа­нии правовой помощи может иметь место только в случае, если это наносит ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным интересам запрашиваемой стороны.

Важным аспектом предоставления государствами правовой по­мощи друг другу выступает признание документов, выданных ор­ганами одной страны, на территории другой. Весьма распростра­ненным ныне конвенционным принципом в этом отношении яв­ляется положение о том, что в подобных случаях для признания так называемого экстерриториального действия национальных до­кументов одного государства в пределах юрисдикции другого не требуется их официальной легализации: будучи снабженными го­сударственными печатями и надлежащими подписями должност­ных лиц, такие документы должны приниматься на территории другой страны — участницы договора без дополнительных требова­ний по их удостоверению или легализации.

Для эффективного и правильного обращения к нормам меж­дународных соглашений в области оказания правовой помощи в Кыргызской Республике разработан и действует ряд нормативных актов, принятых в целях облегчения задач компетентных органов по правоприменению (судов, органов нотариата, ЗАГСа и т. п.).

 








Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 2314;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2025 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.