Диагностика и их развитие
По проблеме общих и музыкальных способностей человека работали психологи и педагоги, такие как Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, К. В. Тарасова, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др.
Б. М. Теплов определяет способности как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Базисом способностей являются анатомо-физиологические задатки человека. Показателями проявления способностей ученый В. Д. Шадриков называет производительность, качество и надежность выполнения человеком деятельности.
Комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности, объединяется понятием музыкальность. Психолог Б. М. Теплов утверждал, что основной признакмузыкальности – это музыкальная отзывчивость на музыку. По мнению Б. М. Теплова, основными музыкальными способностями являются:
1) ладовое чувство – способность различать лад мелодии, эмоционально воспринимать музыку;
2) музыкально-слуховые представления – способность запомнить музыкальное произведение, воспроизвести мелодию по памяти;
3) чувство ритма – способность различать и воспринимать слухом выразительность ритма и точно воспроизводить его в движении.
К неосновным музыкальным способностям относят: динамический и тембровый слух, музыкальное мышление, музыкальное воображение, музыкальная память.
За развитием музыкальных способностей детей необходимо постоянно наблюдать и проводить диагностические исследования. Диагностические методики для изучения музыкальности детей дошкольного возраста разработали Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, К. В. Тарасова, А. Н. Зимина. Они разработали критерии развития основных музыкальных способностей детей, конкретные диагностические задания для детей младшего, среднего и старшего возраста. Например, А. Н. Зимина предлагает для установленияуровня развития ладового чувства предлагает попросить ребенка: 1)узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, танец; 2)определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом мелодии («Знакома ли тебе эта мелодия? Правильно ли она звучит?»); 3) закончи мелодию на тонике («Я начну, а ты закончи») и другие задания.
Для определения уровня развития музыкально-слуховых представлений можно попросить ребенка :1) спеть песню без музыкального сопровождения; 2) подобрать мелодию знакомой песни на металлофоне; 3) повторить за педагогом голосом играемые на инструменте звуки и другие задания.
Для определения уровня развития чувства ритма ребенку предлагают: 1) прохлопать метрическую долю знакомой песни; 2) прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («Спой песню руками»); 3) воспроизвести ритмический рисунок мелодии шагами на месте, а затем в продвижении вперед.
Диагностика проводится на индивидуальных занятиях и по небольшим подгруппам в игровой форме. Педагог обращается к ребенку: «Мы с тобой будем играть в очень интересную игру. Я буду начинать знакомые песенки, а ты заканчивать». Оценка: высокий уровень – ребенок правильно выполняет все задания; средний уровень – ребенок справился с помощью педагога; низкий уровень – ребенок не справился с большинством заданий.
По результатам диагностических исследований проводится коррекционная работа по развитию музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности. Ладовое чувство – эмоциональная отзывчивость на музыку развивается у детей при слушании музыки, в исполнительстве, творчестве, т. к. в основе любой музыкальной деятельности лежит необходимость прочувствования настроения музыки.
Музыкально-слуховые представления развиваются в тех видах деятельности, где требуется различение и воспроизведение мелодии по слуху (в пении, в игре на звуковысотных музыкальных инструментах). Например, прежде, чем сыграть мелодию на металлофоне, ее нужно сначала неоднократно услышать и запомнить. Чувство ритма развивается в музыкально-ритмических движениях, а также в пении и в игре на музыкальных инструментах.
Таким образом, музыкальные способности развиваются во всех видах музыкальной деятельности с учетом индивидуального подхода к детям на основе проведенной педагогом диагностики.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 2372;