Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей

Проблему методов воспитания и обучения в педагогике и методике музыкального воспитания рассматривали разные ученые: И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др.

В науке педагогика метод определяется как путь или способ обучения и воспитания. Методы состоят из частных приемов, которые конкретизируют, детализируют их.

По определению О. П. Радыновой, методы и приемы музыкального воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы: наглядный, словесный и метод практической деятельности.

Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта. Наглядный метод включает следующие компоненты:1) слуховую наглядность, т. е. слушание ребенком музыки специально, а также вовремя исполнения песен и музыкально-ритмических движений; 2)тактильную наглядность – непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания; 3)зрительную наглядность – показ игрушек, картинок, костюмов и т. д., которые относятся к данному музыкальному произведению, а также показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях, в игре на музыкальных инструментах.

Словесный метод обращен к сознанию ребенка, помогает понять содержание музыкального произведения и пробуждает воображение. Словесный метод включает в себя разнообразные приемы:1)объяснение должно быть четким, кратким, эмоциональным, используется при слушании музыки и разучивании игры или танца; 2)образный рассказ о музыкальном произведении, о композиторе, об эпохе, в которой он жил способствует более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у детей эмоциональные переживания, развивает воображение. Приведем пример рассказа к сюжетной игре «Зайцы и медведь» р. н. м. «Заинька», «Медведь», муз. Е. Тиличеевой. Зимнее утро в лесу. На полянке бегают , кружатся, прыжками согревают себя зайчики. До того разыгрались, что разбудили медведя, который спал в своей берлоге. Пошел он посмотреть, кто же спать ему мешает? Увидали зайцы медведя и разбежались, под кустами попрятались. Ушел медведь. Зайцы опять выбежали на полянку и стали прыгать. 3)пояснения даются при показе движений игр, плясок, упражнений, певческих приемов в ходе занятия с детьми в четкой и краткой форме. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не делайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять». 4)Указания даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений, например: «Кружиться надо через правое плечо, носочки оттягивать». Указания уточняют способ выполнения действий. 5)Поэтическое слово – чтение небольшого поэтического или прозаического произведения или его фрагмента перед слушанием музыки помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед слушанием пьесы «Жаворонок» П. И. Чайковского рекомендуется прочитать детям четверостишие В. А. Жуковского: На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий. И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. 6) Беседа обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже – перед слушанием. В процессе беседы делятся своими впечатлениями от произведения, дают ему элементарную оценку. Беседы должны быть краткими и конкретными. 7) Вопросы помогают уточнить содержание, характер музыкального образа. Например, после слушания танцевальной музыки можно спросить детей: «Что прозвучало, пляска или марш? Какое настроение у этой музыки? и др.». 8) Замечания обращены к сознанию ребенка, который отвлекся от выполнения задания. Замечания должны быть строгими, но корректными.

Метод практической деятельности – это систематические упражнения детей в исполнительской деятельности: в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

Таким образом, все методы музыкального воспитания используются педагогом как единая система. Слово подводит ребенка к восприятию и пониманию музыки, которая воздействует на чувства и рождает мысли. Чтобы выбрать нужные методические приемы для работы с данным музыкальным произведением, педагог должен сам хорошо его знать: его настроение и содержание.








Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 7419;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.