Возникновение науки. Основная характеристика культурно-исторических типов науки
Данная тема посвящена рассмотрению науки как исторического явления, в связи с чем, следует затронуть философские аспекты генезиса и роста научного знания, проанализировать концепции и проблемы логики развития научного знания, преемственности и новизны в науке.
Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:
- наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;
- наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);
- наука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;
- наука начинается в XVI—XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;
- наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.
Рассматривая науку как целое можно выделить основные исторические этапы в ее развитии, имеющие содержательную сторону и характеризующиеся особенностями, определяемыми спецификой культуры соответствующей эпохи.
Древняя восточная наука (20 - 7 в. до н.э.) непосредственно связана с практикой, эмпирична, характеризуется присутствием рецептурности знания, носит догматический и сакрально-кастовый характер.
Античная наука (7 в. до н.э. -3 в. н.э.) как особый культурно-исторический тип отличалась относительной самостоятельностью и независимостью от непосредственных потребностей практики. Абстрактно-теоретическое мышление древней Греции формирует два важнейших аспекта: представление об архе как первоначале и природе (физис), которая у каждой вещи различна. Помимо теоретичности греческой мысли присуща системность. Иллюстрацией является закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это систематический подход. Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э.
Осуществляется работа не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями. Из всех понятий выводились аксиомы и с опорой на них с помощью логического обоснования - новые понятия. Одна из черт знания того времени – доказательность.
Античная наука носила созерцательный характер. Космоцентризм воззрений греков, основанный на идеях взаимосвязи микро- и макрокосмоса, видел человека органической частью мирового космического процесса, мерой всех вещей. Стилем мышления античности выступал стиль интуитивно-диалектический. Наблюдался демократизм и открытость критике.
Средневековая наука (4-16 вв.)характеризовалась теологизмом, схоластичностью, гуманитарностью, религиозным догматизмом. В этот период наука превратилась в служанку богословия. Однако не следует игнорировать важность данного историко-культурного типа. Средневековая наука не только сберегла, но и продвинула вперед многие античные достижения. Наблюдались попытки фрагментарного эмпирического поиска (Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон). Была построена университетская система, разработаны многие логические и гуманитарные дисциплины, и по большому счету созданы предпосылки для науки нового времени.
Наука как целостное явление возникает в Новое время, вследствие отделения от философии и проходит в своем развитии следующие этапы: классический (17-19 вв.); неклассический (первая половина 20 века); постнеклассический (начинается со второй половины 20 века).
Классическая наука (17-19вв.), сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деятельности с целью получения объективно-истинного знания о мире. Имеет место противопоставление объекта и субъекта. В качестве идеала выступает формула – «знание - сила». Стиль мышления классической науки механистично-метафизический. Мир понимается в качестве сложно действующего механизма.
Науке этого периода присущ светский характер, натурализм, детерминизм, экспериментально-математический характер, ориентация на практическое применение, доказательность, рефлексивность, демократизм, открытость к изменениям, критический дух, социальная институализация.
Так, зародившись в период Нового времени, наука оформляется в качестве устойчивого социального института. В 17-18 веках в Европе появляются первые научные общества и академии, начинается издательство научных журналов. Само понятие «ученый» входит в употребление в 19 веке.
Неклассическая наука (н.20в. – 70 г. 20 в.)приобретает массовый характер, создается промышленный сектор науки, происходит научно-техническая революция. Получает распространение государственное регулирование, складываются основания научно-технической политики. В данный период наблюдается экспоненциальный рост научной информации, проявляется технократизм и сциентизм.
Конец 19 – начало 20 веков ознаменовались появлением новой формы организации науки – крупных научных институтов, лабораторий, исследовательских центров. Это было связано с изменением социальной роли науки в ее взаимоотношениях с производством. Развитие науки обусловлено потребностями исторического развития общества, общественной практики.
В качестве объекта исследования выступает микро-, макро- и мегамир. Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта, характерны сочетание теоретического и практического направлений, применение диалектики как стиля естественнонаучного мышления.
Постнеклассическая наука (70-е гг. 20 в.) имеет глобальный и сверхсложный характер, выступает базисом инновационной экономики. Будучи обусловленной потребностями современного развития наука представляет один из приоритетов национального развития, получает масштабное финансирование. В современном мире уделяется усиленное внимание вопросам организации и управления наукой. Характерными чертами периода постнеклассики являются экологизация научных исследований, общественный мониторинг, гуманитарная направленность научных исследований.
Происходит аксиологизация науки, развиваются представления глобального эволюционизма (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Основаниями постнеклассической науки выступает синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность).
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 1726;