Фундаментальные свойства
Существование отношения сходства и различия систем, выделение последних из окружающего мира в виде некоторых устойчивых реалий происходит в результате проявления соответствующих структурных и процессуальных свойств этих систем в ситуационных, инфомационных и ценностных пространствах.
Структурные и процессуальные свойства систем неразрывно связаны между собой и представляют в своей совокупности лишь две проекции (пространственную и временную) единого идеального образа (сущности) последней. Поэтому такое фундаментальное интегративное свойство системы, как целостность, проявляется не только в характере связности ее элементов (т.е. структурно), но и в характере взаимной согласованности протекающих в ней процессов (т.е. процессуально). И такое ценностное свойство системы, как ее целесообразность, проявляется также в указанных аспектах. Отсюда следует, что в принципе можно говорить о существовании четырех фундаментальных групп базовых свойств, проявляющихся в различных ситуационных и ценностных пространствах (табл. 1.1.1).
Таблица 1.1.1
Фундаментальные группы базовых системных свойств
· Пространства | · Свойства | |
· Структурные | · Процессуальные | |
· Ситуационные | · Статические: · Характер ситуационных связей и взаимных положений | · Динамические: · Характер ситуационных изменений и взаимных движений |
· Ценностные | · Потенциальные: · Характер ценностных отношений | · Кинетические: · Характер ценностных превращений |
С учетом того, что возможны 7 основных видов ситуационных и ценностных пространств, общее число фундаментальных групп свойств равно 28. Наглядно это можно представить в виде схемы (рис. 1.1.6).
Рис. 1.1.6. Общая структура фундаментальных групп базовых свойств: С, Д, П, К – соответственно статические, динамические, потенциальные и кинетические свойства; ФП, ПЖ, ПП, ТП, ЭП, СП, ИП – соответственно физическое, жизни, психологическое, технологическое, экономическое, социально-политическое и информационное пространство |
Интегративными называются свойства, присущие системе в целом и не присущие ни одному из ее элементов в отдельности. Интегративность означает, что хотя свойства системы и зависят от свойств ее элементов, но не определяются ими полностью. Система не сводится к простой совокупности (множеству) ее элементов. Так, государство не есть простая сумма его регионов. Интегративность в данном случае обеспечивается некоей общей для всех его элементов и подсистем системой ценностей, определяющей принципы существования и поддерживающей единство и согласованность поведения последних.
Так, например, газ в закрытом сосуде, являющийся физической системой, обладает такими интегративными свойствами, как: способность накапливать тепло (теплоемкость); способность проводить тепло (теплопроводность); способность передавать акустические колебания (звукопроводность) и т.д. Очевидно, что указанными свойствами составляющие этот газ молекулы, взятые в отдельности, не обладают.
Индивидуальным интегративным свойством самолета как технологической системы является его способность совершать управляемый полет. При этом ни одна из его частей сама по себе, включая и членов экипажа, этой способностью не обладает.
Характерным примером проявления свойства интергативности в экономической (политической) сфере может служить монополистическое поведение нескольких экономических (политических) субъектов, не имеющих каждый в отдельности возможности диктовать свою волю объекту своего интереса. В области человеческих отношений свойство интегративности нашло весьма яркое афористическое выражение в известной поговорке «Ты, да я, да мы с тобой». Двое друзей обладают большей силой, чем два равноценных им индивида, действующих независимо. А два враждующих – наоборот. Отсюда известное системное римское правило управления: «Divide ad impera» («Разделяй и властвуй»).
Наиболее общими фундаментальными интегративными свойствами являются свойства целостности, целесообразности и открытости.
Интегративные свойства, возникающие при взаимодействии структурных образований, порой могут проявиться самым неожиданным образом. Так, например, в области киноискусства широко известен эффект Кулешова, который заключается в том, что при монтаже двух соседних различных кадров возникает нечто, реально воздействующее на зрителя, чего нет ни в одном из этих кадров в отдельности. Монтаж объединяет эти кадры в информационную систему, в пределах которой они начинают взаимодействовать внутри системы знаний зрителя, придавая последней интегративные свойства. Интегративность обеспечивается за счет определенного ограничения возможного разнообразия пространственно-временных форм бытия структурных компонент реальной системы. Причем эти ограничения (ограничения свободы выбора указанных компонент) могут носить как добровольный, так и вынужденный характер.
Целостность – способность системы проявлять себя во взаимодействии с внешним миром как единое целое.
Целостность системы проявляется в двух аспектах: структурном и процессуальном; таким образом, целостность – это пространственная связность структурных элементов и временная согласованность их существования.
Обыденное представление целостности связано, в основном, с первым аспектом и заключается в том, что любые попытки разрушения целостного структурного образования требуют определенных затрат тех или иных видов ресурсов. При этом, как правило, обращается внимание на разрушение взаимных связей и элементов системы, а не ее систем ценностей и знаний, которые также обладают своими интегративными свойствами (в частности, целостностью). Такое упрощенное представление о целостности довольно часто служит источником серьезных заблуждений и оправдывающихся надежд, когда, казалось бы, навсегда уничтоженная система возрождается вновь. В связи с этим наивными кажутся идеи некоторых политиков о строительстве деидеологизированного государства.
Следовательно, связность заключается в наличии устойчивых и относительно мощных связей между структурными компонентами системы.
Временная (процессуальная) согласованность существования элементов системы устанавливается посредством взаимодействий, обеспечивающих определенный порядок внутренней «жизни» системы как в ситуационном, так и информационном и в ценностном пространствах. Так, взаимодействия молекул газа в замкнутом сосуде порождают соответствующий закон их распределения по скоростям (закон Максвелла–Больцмана). Точно так же взаимодействия членов некоторого сообщества в экономической сфере приводит к некоторому (почти универсальному) закону распределения населения по доходам. Наличие согласованности поведения тех или иных субъектов или объектов, т.е. наличие некоторого признака системности их совместного существования в реальной жизни бывает порой весьма трудно обнаружить. Ведь согласованность свидетельствует не о простом совпадении закономерностей, а о наличии глубокой причинной взаимосвязи между соответствующими процессами. Характерным примером подобной ситуации являются уже упоминавшиеся ранее ситуации монополизирующего сговора нескольких производителей, работающих на один общий рынок. Согласованность может проявляться в двух аспектах: ситуационном – в форме временной взаимосвязанности, взаимозависимости соответствующих процессов, и информационном – в форме соответствия модельных представлений о некотором предмете (т.е. в форме взаимопонимания или согласии). За согласованностью ситуационной всегда стоит согласованность действий. И в этом смысле понятие согласованности принципиально отличается от простой статистической коррелированности. Заметим также, что не всякая согласованность (согласие) – во благо, на пользу конкретной реальной системе.
Целесообразность – свойство системы, проявляющееся в ценностной и целевой ориентированности ее существования. Понятие целесообразности базируется на таких фундаментальных понятиях, как содержание, форма, красота, ценность, полезность и цель. Этим понятиям в последующем мы уделим особое внимание.
Ценностная ориентированность возникает в результате действия общих и частных, присущих только данной конкретной системе ценностных принципов, порождающих соответствующие законы ее поведения в ситуационных пространствах.
Таким образом, целесообразность – это подчинение бытия системы некоторой системе ценностных принципов и связанных с ними ситуационно возникающих целей, свидетельствующая о ее разумности. При этом жесткая подчиненность совокупности законов выражает рациональное (рассудочное) начало Природы. Ценностное поведение в значительной степени ритуально. Примером его может служить законопослушное существование граждан или функционирование банковского учреждения. Однако одной ценностной ориентированности для обеспечения полнокровной жизни социального, политического или экономического субъекта явно недостаточно. Для успешного выживания в этом сложном, постоянно меняющемся мире нужна цель. Ибо только цель придает смысл нашему существованию, дает форму реализации нашей сущности.
Целеориентированность – свойство системы, характеризующее ситуационную направленность (ориентированность) ее поведения в соответствующих пространствах. Целеориентированность проявляется также в активности системы.
Открытость – свойство взаимосвязи и взаимосогласованности системы и ее внешнего окружения, проявляющееся в коммуникативности и расплывчатости. Точнее говоря, открытость – это взаимопроникновение и взаимовлияние (взаимозависимость) системы и окружения. Открытость, с одной стороны, есть необходимое условие существования системы (раскрытия ее сущности), а с другой – одна из основных причин ее диффузии (диссипации, распада ее сущности). Свойство открытости систем обеспечивает целостность мироздания.
Пространственно-временная структура реальной системы и ее образов в других системах является в значительной степени размытой (расплывчатой). Отделяя систему от окружающей ее среды некоторой искусственной границей, мы, естественно, искажаем образ последней. Например, ограничивая представления о живом организме пределами его физического тела, мы, очевидно, допускаем довольно существенную ошибку, поскольку не учитываем различного рода взаимодействия в областях пространства, занятых полями, связанными с этим организмом. Именно по этой причине наше внешнее окружение мы воспринимаем не как простую совокупность независимых элементов, а как единое целое, к которому в какой-то степени принадлежим и мы сами. Это легко понять, если задать, например, такой вопрос: «Где географические границы того или иного этноса?»
Расплывчатость есть свойство взаимопринадлежности, взаимного «родства» реальных систем, свойство проявления в них единого целого.
Необходимо заметить, что расплывчатость (впрочем, как и коммуникативность) системы порождает определенное противоречие во взаимодействии ее с внешним миром. Действительно, благодаря этому свойству система в какой-то степени входит в состав своего окружения и, взаимодействуя с последним, отчасти взаимодействует сама с собой. Аналогичное замечание может быть сделано и относительно внешнего окружения.
Коммуникативность представляет собой свойство системы, заключающееся в наличии между системой и внешней средой множества связей. Так, например, различные государства могут быть связаны между собой линиями воздушного, железнодорожного, автомобильного и т.д. сообщения. Между ними осуществляются культурные, научные и другие виды обменов.
Свойство эквифинальности применительно к открытой системе Л. фон Берталанфи определил как способность системы достигать независящего от времени и начальных условий состояния, которое определяется исключительно параметрами системы. Эквифинальность связана с внутренней, заложенной в самой системе, программой ее развития. Она позволяет нам, в частности, отличать один вид животных от другого, один класс оружия от другого и т.д. В процессе эквифинальной эволюции системы происходит раскрытие ее сущности, ее предназначения в метасистеме. В этом смысле рассматриваемое свойство есть производное свойство ценностной ориентированности.
Свойство историчности следует относить не к отдельной конкретной системе, а к популяциям (сообществам) систем одного класса. В соответствии с этим свойством указанные популяции эволюционируют в рамках некоторой более общей системы с течением исторического времени. В результате этого одни поколения систем сменяются другими (не обязательно более совершенными).
Историчность проявляется в процессе эквифинального развития указанной выше более общей системы (метасистемы), изменяющего условия существования систем рассматриваемого вида.
Приведенное выше описание наиболее общих фундаментальных свойств систем позволяет глубже понять основные признаки, выделяющие структурные образования такого рода среди других.
Так, вполне очевидно, что целостность системы, заключающаяся в пространственной связности ее элементов и временной согласованности их существования, представляет собой, по сути дела, проявление своеобразной внутренней воли этой системы, скрепляющей все ее компоненты в единое целое. Эта внутренняя воля реализуется с помощью соответствующих механизмов организации и координации, отвечающих за обеспечение необходимой связности и согласованности выполнения своих функций элементами системы. В качестве таких механизмов в системе государства выступают органы государственной власти. Ведь именно в этом смысле иногда говорят о наличии или отсутствии определенной государственной воли.
Что касается целесообразности системы, которая, как мы помним, заключается в подчинении системы и ее структурных компонент некоторой системе ценностных принципов и целей существования, то ее вполне естественно рассматривать, с одной стороны, как проявление определенной разумности (разума) этой системы, а с другой – как проявление ее энергетического (ценностного) начала, как ее способность оценивать возникающие ситуации и действующие в них факторы. Именно в этом смысле мы имеем полное право говорить о разумности не только человека, но и любой другой реальной системы. Способность же изменять или поддерживать ту или иную макроситуацию определяется запасом ценностей, которыми располагает система.
Целесообразность и целостность – несовпадающие, хотя и связанные между собой понятия. Поэтому, например, в системе государства обеспечение целесообразности его существования должно быть возложено прежде всего на законодательную, а не на исполнительную власть. В противном случае неизбежно возникнут серьезные функциональные нарушения, опасные для всей государственной системы в целом.
Рациональное воплощение свойства целесообразного связано с понятием рассудка. В рассматриваемом нами примере в качестве механизмов, обеспечивающих рациональное начало в деятельности государства, являются прежде всего органы хозяйственного управления и науки.
Далее, поскольку реализация каких-либо ценностных принципов, предполагает также и реализацию соответствующих процессов оценивания, совокупность которых может ассоциироваться с проявлением совести системы, то, естественно, что последняя должна обладать соответствующими механизмами. Указанные механизмы в системе государства представляют собой органы судебной власти, оценивающие степень соответствия или несоответствия поведения тех или иных элементов существующей системе ценностей (системе законов). Таким образом, естественное стремление к разделению трех ветвей власти имеет под собой вполне разумную системную основу.
Любая реальная система, в силу открытости, входит как определенный элемент в состав некоторой более общей системы (метасистемы) и выполняет в последней вполне определенные функции. В этом смысле каждая система имеет свое предназначение в метасистеме, свою программу существования, согласованную с программой существования этой метасистемы. Таким образом, каждая система является носителем «генетически» присущей ей идеи, исчерпаемость которой порождает свойства эквифинальности и историчности. И в этой программе, в этой идее заключается тайный смысл бытия системы.
Поскольку раскрывающиеся в процессе существования свойства структурных образований представляют собой единственный источник информации об их сущности, то введенные в предыдущем параграфе понятия семантически производны от указанных свойств и их композиций. Так, например, соотносятся между собой понятия: связность и связь, системность и система, содержательность и содержание, оформленность и форма и т.д.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 2543;