РАЗДЕЛ 7. ИНСТИТУТ НАКАЗАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 5 страница

Тем не менее для смягчения этой суровой практики в мусульманском уголовном праве выработана специальная концепция особой разновидности ошибки (шубхат) (она применяется также в области преступлений кисас, а вот в преступлениях тазир ее действие является исключением). Согласно данной концепции сомнение в праве Аллаха влечет неприменение предписанного за совершение преступлений худуд наказания. Классический постулат мусульманского уголовного права гласит: «Насколько возможно, устраняйте предписанные законом наказания (хадд) при наличии каких-либо сомнительных обстоятельств, ибо ошибка в помиловании лучше, чем ошибка в наказании» (Абу Йусуф Йф’куб, «Китаб Аль-Харадж»).

Иными словами, это означает, что если человек при совершении деяния сомневался (или заблуждался) относительно своего права на его совершение или относительно некоей группы существенно важных для образования преступления фактов (т. е. если он в сущности сомневался относительно того, посягает ли он на права Аллаха), тогда возможность применения наказания худуд исключается. Примером тому может служить при краже сомнение в праве собственности на вещь (или уверенность человека в том, что она принадлежит ему) либо при прелюбодеянии уверенность виновного в том, что его партнер доводится ему супругом.

В работе Абу Йусуфа Йф’куба «Китаб Аль-Харадж» приводится красочный пример действия доктрины шубхат: «Рассказывал нам Мансур со слов Ибрахима, что Умар б. Ал-Хаттабсказал: «Лучше мне отменять хадд в сомнительных случаях, чем налагать его в сомнительных случаях». ...Рассказывал нам ал-Хасан б. ‘Абд ал-Малик б. Майсара со слов ан-Наззала б. Сабры: «В то время, когда мы вместе с Умаром находились в Мина, вдруг появилась дородная плачущая женщина верхом на осле, а люди так теснились вокруг нее, что чуть насмерть не задавили ее, кричали ей: «Ты совершила прелюбодеяние! Ты совершила прелюбодеяние!» Когда она подъехала к Умару, тот спросил ее: «Как это с тобой случилось? Ведь нередко женщина подвергается насилию». Она ответила: «Была я женщина малосообразительная; сподобил меня Аллах совершению ночных молитв, и вот однажды ночью я помолилась и заснула и проснулась только оттого, что на мне оказался мужчина. Посмотрела я на него, лежа под ним, но не осознала, что это за творение Аллахово».Тогда Умар сказал: «Если бы эта женщина была убита, то, боюсь, огонь пожрал бы оба Ахшаба».

Тем не менее, лицо, действующее под влиянием описанного заблуждения (шубхат), может быть все-таки наказано как за преступление тазир.

Интересно отметить регулирование рассматриваемой доктрины в современном уголовном законодательстве. В частности, § 126 Шариатского уголовного кодекса для штата Замфара предусматривает, что прелюбодеяние (зина) имеет место только тогда, когда, помимо прочего, у лица «не существует сомнения относительно неправомерности деяния». Точно так же в случае с кражей § 147(d) Шариатского уголовного кодекса для штата Замфара устраняется наказание худуд в случае, если виновный «добросовестно верит, что он имеет долю (или право, или интерес) в... похищенном имуществе...».

Виды наказаний и их назначение: преступления кисас. В плане наказуемости преступления кисас характеризуются четкой определенностью предписанных за их совершение наказаний в Коране или Сунне пророка с допущением кровомщения по принципу талиона. Позволительность кровомщения при этом зависит, говоря в общем, от намеренности совершенного деяния: кровомщение возможно только за намеренные преступления, тогда как ненамеренные поступки, повлекшие гибель человека или увечье, наказываются всего лишь денежной компенсацией. Вначале следует рассмотреть намеренные преступления.

За совершение намеренных преступлений против жизни и здоровья мусульманское уголовное право допускает либо кровомщение по принципу талиона, либо выплату денежной компенсации - «кровавых денег» (дийи), либо прощение осужденного.

Кровомщение по принципу талиона основывается на кора-ническом установлении: «О вы, кто верует! / Предписано вам право / За смерть (убитых близких) отплатить: За жизнь свободного - свободный, / И раб - за жизнь раба, / И за жену - жена» (Коран, сура 2 «Корова», айат 178); «...Мы предписали: / Душа - за душу, глаз - за глаз, нос - за нос, / Ухо - за ухо, зуб - за зуб, / За (нанесенье) ран - отмщение (по равной мере)...» (Коран, сура 5 «Трапеза», аят 45). Кровомщение здесь означает нанесение преступнику точно такого же физического вреда, что был им причинен потерпевшему: смерти в случае намеренного убийства, аналогичного увечья в случае намеренного увечья и т. п. При этом некоторыми правоведами отстаивается точка зрения, по которой кровомщение должно осуществляться точно так же, как и преступление: отравление виновного должно следовать за отравлением им потерпевшего, удушение - за удушением и т. д.

Основа к этому усматривается в следующем кораническом аяте: «И если вы (хотите) наказать (кого-то за обиду), / Наказывайте в равной степени тому, / Чем (прежде) наказали (они) вас» (Коран, сура 16 «Пчела», аят 126). Кроме того, в Сунне пророка содержится следующий пример точного кровомщения: некий иудей убил ударом камня в голову девочку за ее серебряные украшения, и за это Мухаммад приказал размозжить его голову между двумя камнями (Сахих Муслим, книга 16 «Книга относительно клятв, об установлении ответственности убийц, восставших, кровомщении и дийи», хадис 4138).

В настоящее время отмеченное правило не применяется, и, в частности, в Саудовской Аравии все смертные приговоры приводятся в исполнение через обезглавливание. Также некоторые мусульманские школы (например, ханбалитская) требуют точного соответствия между числом пострадавших и числом наказываемых: при соучастии, например, лишь один из соучастников может претерпеть кровомщение за одного потерпевшего; точно также «если кто-либо подговорил или нанял другого для совершения убийства, то не первый, а убийца отвечает за пролитую кровь». Кроме того, возможность кровомщения зависит от религиозной принадлежности человека: так, ханбалитская школа (и следующая ей практика Саудовской Аравии) и шафиитская школа отрицают возможность кровомщения по принципу талиона в случае убийства мусульманином иноверца; напротив, ханифитская школа отрицает возможность кровомщения лишь в случае убийства врага ислама и допускает его в случае убийства немусульманина (т.е. иноверца, живущего в мусульманской стране), не являющегося врагом ислама.

Следует также отметить, что над беременными женщинами исполнение кровомщения откладывается до родов и окончания вскармливания ими ребенка. Не подвергаются кровной мести и родственники погибшего в восходящей линии, уплачивая лишь «кровавые деньги», поскольку противоречило бы духу мусульманского права, чтобы лицо, давшее кому-либо жизнь, наказывалось смертью за отнятие ее.

Вторым видом наказания за совершение намеренного преступления против жизни и здоровья является выплата виновным или его семьей денежной компенсации («кровавых денег», дийи) потерпевшему или его семье. Размер дийи в случае смерти человека вследствие его убийства (как намеренного, так и невольного) номинально установлен в стоимости ста верблюдов. Один из хадисов указывает, что Мухаммад установил размер дийи в сто верблюдов, или в двести коров, или в одну тысячу овец; им же допускалась выплата «кровавых денег» в виде двухсот комплектов одежды, а также в виде некоего объема одежды (передатчик хадиса не запомнил, какого точно) (Сунна Абу-Дауда, книга 39 «О дийе», хадис 4528). Допускалась уплата дийи и деньгами. Впоследствии все номиналы дийи перестали употребляться, за исключением номинала в сто верблюдов.

В современных условиях дийя выплачивается денежными средствами по оценке стоимости ста верблюдов (таков, стоит отметить, и традиционный подход ханбалитского мазхаба, полагающего предпочтительным выплачивать «кровавые деньги» золотом и серебром, чем верблюдами). В частности, в Саудовской Аравии королевским декретом 1987 г. стоимость ста верблюдов приравнена к 140 тыс. саудовских риалов (около 1 млн российских рублей по курсу на июнь 2007 г.).

Кроме того, размер дийи снижается наполовину за женщин и наполовину в случае, если потерпевшим является иноверец. Что касается женщин, то снижение размера дийи обусловлено аналогией с наследованием, где женщина получает только половину от положенного наследнику-мужчине («И относительно детей / Заповедает вам Аллах: / Для сына - доля, что равна / Двух дочерей суммарной доле» (Коран, сура 4 «Женщины», аят 11)). Следует также отметить, что ханбалитская школа не признает снижения дийи за иноверца, основываясь на кораническом стихе (Коран, сура 4 «Женщины», аят 92).

В случае, если человеку причиняется увечье, размер дийи соответственно снижается, и мусульманскими юристами установлены фиксированные ставки «кровавых денег» за самые распространенные телесные повреждения.

В частности, в хадисах содержатся следующие слова пророка: все пальцы равны и каждый из них оценивается в десять верблюдов; равны также все зубы и каждый из них оценивается в десять (по другим источникам - в пять) верблюдов; за отсечение носа выплачивается выкуп по стоимости ста верблюдов, а кончика носа - пятидесяти; за отсечение рук и ног - пятидесяти верблюдов, за рану в голову - тридцати трех верблюдов, за рану, обнажающую кость, - пяти верблюдов; ранение глаза оценивается в тридцать три верблюда (Сунна Абу-Дауда, книга 39 «О дийе», хадисы 4540—4550; Сахих аль-Бухари: Мухтасар аз-Зубайди, хадис 2079 (6895)).

Последним видом наказания (если его можно так назвать) за преступления кисас является полное прощение осужденного потерпевшим или его семьей. К такому прощению потерпевших поощряет Коран: «...А тот, кто эту душу сохранит, - / Он как бы всех людей убережет от смерти» (Коран, сура 5 «Трапеза», аят 32).

Второй разновидностью преступлений кисас в плане наказуемости кровомщением являются ненамеренные преступления против жизни и здоровья. За их совершение полагается только два вида наказаний: выплата денежной компенсации («кровавых денег», дийи) либо прощение. Они аналогичны соответствующим видам наказаний за намеренные преступления.

Отличительной особенностью наказания за преступления кисас является его зависимость от усмотрения потерпевшей стороны, т.е. наследников погибшего в случае убийства и самого потерпевшего при увечье. То, какой из видов наказаний выбрать, отдано на усмотрение потерпевшей стороны, и ее выбор становится окончательным: ни суд, ни государственная власть не вправе изменить избранное наказание ни в сторону смягчения, ни в сторону отягчения (а равно отсрочить его). При этом если родственники погибшего потерпевшего, имеющие право выбрать вид наказания, расходятся во мнениях относительно последнего (например, одни полагают необходимым применить смертную казнь, а другие согласны ограничиться «кровавыми деньгами»), суд выбирает самый мягкий из предлагаемых ими видов наказания.

Следует отметить, что, в частности в Саудовской Аравии, непосредственно представители королевской семьи часто вмешиваются в такие случаи и, будучи не вправе изменить выбранный потерпевшими вид наказания, пытаются (и часто небезуспешно) убедить потерпевших изменить их решение о применении смертной казни к виновному и принять «кровавые деньги».

Более того, теоретически кровомщение (включая смертную казнь) может быть осуществлено даже лично потерпевшими. Основа к личному осуществлению смертной казни заложена в Коране: «О вы, кто верует! / Предписано вам право / За смерть (убитых близких) отплатить...» (Коран, сура 2 «Корова», аят 178); «А если кто-нибудь убит несправедливо, / Мы дали ближнему его / Власть - (возместить убийце)...» (Коран, сура 17 «Ночной перенос», аят 33).

Также необходимо отметить, что смертная казнь как наказание за преступления кисас не может быть применена к соучастникам в убийстве, которые, в свою очередь, могут быть наказаны по усмотрению судьи (такова точка зрения ханба-литской школы). Кроме того, если потерпевшие отказались от кровомщения, то шариатский суд получает право наказать виновного (лишением свободы или плетьми), если он считает его злобным, грешным или бесчестным (тоже точка зрения ханбалитской школы). Примером претворения в жизнь последнего постулата может служить ст. 208 Исламского Уголовного кодекса 1991 г. (Иран), которая предусматривает, что в случае совершения намеренного убийства, если родственники потерпевшего либо не подали заявление (следует напомнить, что дела категории кисас возбуждаются исключительно по заявлению потерпевшей стороны), либо впоследствии простили виновного, но последний своим действием «поставил в опасность общественный порядок или безопасность общества вследствие того, что другие могут повторить его поступок», суд вправе приговорить такое лицо к тюремному заключению на срок от трех до десяти лет.

Виды наказаний и их назначение: преступления тазир. В плане наказуемости преступления тазир характеризуются неопределенностью предписанного за их совершение наказания и допускают, как следствие, широкое усмотрение судьи. При этом мусульманская уголовно-правовая доктрина считает, что широта судейского усмотрения способствует достижению в преступлениях тазир таких доминирующих здесь целей наказания, как превенция и исправление.

То, какие виды наказаний и какой размер их допустимы к назначению за совершение преступлений тазир, является предметом спора в мусульманской юриспруденции. В частности, согласно мнению ханифитской школы наказание за преступления тазир должно в любом случае быть меньше наказания за преступления худуд. Соответственно максимальное число плетей, допустимых к назначению за преступления тазир, равняется тридцати девяти, поскольку сорок плетей составляет уже наказание худуд за клеветничество, совершенное рабом. Согласно шафиитской школе, лишение свободы как наказание за преступления та'азир должно в любом случае быть меньше одного года, поскольку один год — это срок лишения свободы, являющийся составной частью наказания в случае прелюбодеяния. С другой стороны, господствующая в мусульманской юриспруденции маликитская школа утверждает, что наказание за преступления тазир должно соответствовать совершенному преступлению и личности виновного; как следствие, ею допускается здесь любой вид наказания, включая смертную казнь. Во многом аналогичной точки зрения придерживаются юристы ханифитского мазхаба, допускающие смертную казнь при рецидиве преступлений.

В современном мусульманском мире за совершение преступлений тазир, как правило, предписываются следующие наиболее часто применяемые виды наказаний: смертная казнь, лишение свободы, плети, штраф, смещение с публичной должности, бойкот (изоляция от жизни сообщества или изгнание из общины) и порицание.

Смертная казнь допускается за половые преступления, не относящиеся к категории худуд (например, за содомию и инцест), а также за преступления против государства. Способы ее исполнения определяются по аналогии с преступлениями худуд.

Лишение свободы устанавливается на срок от одного дня до пожизненного; определение точного срока часто отдается на усмотрение судьи.

Порка плетьми допускается в основном за совершение различных мелких преступлений; число плетей, как правило, не превышает сорока.

Штраф широко используется как вид наказания за совершение преступлений в сфере экономики.

В принципе вид и размер наказания за совершение преступлений тазир определяется по усмотрению судьи с учетом тяжести совершенного преступления и личности виновного. Тем не менее следует учитывать, что дискреционные полномочия судьи на практике ограничены санкциями за совершение преступлений тазир, установленными в уголовном законодательстве, а также уголовно-правовой доктриной.








Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 661;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.