Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры
В процессе практической деятельности люди вовлекают предметы природы в сферу культуры для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. У этого процесса есть две значимые стороны. С одной стороны, культурная деятельность «очеловечивает» внешний мир. Предметы, взятые из естественной среды, становятся частью человеческой жизни, как бы элементами культуры. С другой стороны, культура не просто преобразует предметы природы, а, преобразуя самого человека, наделяет его способностью разумного, подлинно человеческого пользования материальными и духовными ценностями. В ценностях духовной культуры: нравственных, эстетических, религиозных, воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.
Специфика духовного производства определяется особенностями его продукта. Это не материальный предмет (или по крайней мере, не просто предмет), а произведение, символ, ценность. Особенности продукта духовного производства – неуничтожимость в процессе потребления (грубо говоря, картину можно уничтожить, но образ ее останется и ему будут подражать; то же самое с литературой, музыкой, религиозным учением и т.п.), способность свободно перемещаться в пространстве и историческом времени, невозможность стать объектом частного присвоения (по тем же причинам). В современных условиях важнейшие элементы духовной жизни общества, во-первых, основываются на конкретных формах общественного сознания; во-вторых, отражают специализированные виды (типы) духовной деятельности; в-третьих, функционируют как особые институты или подсистемы общества (такие, как «кино», «эстрада», «литературная общественность» и т.д.).
В качестве самостоятельных сфер жизни общества рассмотрим мораль (ей соответствует особая философская дисциплина – этика), искусство (ему соответствует эстетика) и религию (ей соответствует философия религии и религиоведение).
Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преимущество ценностного отношения к действительности. По другому определению, это система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.
В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности. Между ним существует внутренняя связь: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Вместе с тем, необходимо учитывать и определенное различие между ними.
Под «моралью» понимают особую форму общественного сознания, фиксирующую высокие идеалы и строгие императивы поведения (сфера идеально-должного). | Понятие «нравственность» включает совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях (сфера сущего). |
Существуют следующие основные теории происхождения морали:
– естественно-историческая (зарождение морали – естественная, закономерная стадия социальной эволюции);
– религиозная (мораль – это, как минимум, продукт «религиозного чувства» людей, как максимум – «переживание» и осознание нравственного закона, заповеданного человеку Богом);
– априорно-ценностная (мораль – отражение изначально заложенных в природу человека, не подвергаемых сомнению нравственных ценностей).
Мораль – сложное системное образование. Основными структурными элементами морали являются:
– моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.);
– моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.);
– моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);
– морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).
К основным социальным функциям морали относятся:
– Оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);
– Императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);
– Воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);
– Коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);
– Гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);
– Познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).
Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общественных отношений людей, средством духовно-персонального самоопределения личности, атрибутивной характеристикой социального бытия. В уровне нравственного развития личности, ее моральном облике наиболее полно и рельефно выражены автономия и величие человеческого духа.
Философская дисциплина, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности называется этикой.
Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности (греч. aesteticos – чувствующий, чувственный). Эстетические переживания – атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире. В большинстве сфер жизни эстетический аспект хотя и присутствует, но является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т.д). И только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.
Искусство, в отличие от других форм духовной деятельности, ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Искусство не настолько жестко «привязано» к политико-экономической сфере общества, как идеология, право, СМИ и другие подобные общественным явлениям. В искусстве на первый план выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.
Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая, искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.
Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 30-40 тыс. лет своей эволюции. В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства. Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые гипотезы, объясняющие его генезис.
Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская дисциплина – эстетика.
Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, Кантом и многими другими философами. Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля. Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилёв, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и др.
Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.
Мировая история не знает ни одного народа, который «обходился» бы без религиозного сознания и опыта. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека «обрести непосредственную связь с Абсолютом», идентифицировать для себя высший смысл, высшую цель, высшие ценности всего мира, который окружает его и о котором он задумывается. Поэтому религия – универсальный феномен. Ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной жизни человека.
В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению Иммануила Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Для Георга Гегеля религия – самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Людвиг Фейербах рассматривал религию как превращенную форму отражения человеческого бытия. Фридрих Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Эмиля Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей. Зигмунд Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа.
Религия – системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня – религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т.д.
Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации предоставляют собой объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.
Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.
Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление, религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические. В обществе оно выполняет мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 2061;