Основные принципы классической философии и постклассические ориентации философствования
В развитии европейской философии могут быть выделены две эпохи: классика(развитие философии с античных времен до середины XIX в., или – если персонально – до Гегеля включительно) и постклассика(развитие европейской философии с середины XIX в. по настоящий момент).
Под классической философиейобычно понимают стилистику философского мышления, базирующуюся на принципах рациональной интерпретации мира и форм его взаимосвязи с человеком как субъектом познавательной активности.
Термин «постклассическая философия» характеризует состояние философии «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические философские направления. Неоклассическая философия в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм). Неклассическая философия обнаруживает разрыв с предшествующей философской традицией: она не только выдвигает новые, нетипичные для классической философии проблемы, но и предлагает новое понимание сущности и задач философии.
Сравним базовые принципы и ориентации классической и постклассической философии:
Классическая | Постклассическая |
Гармонияиупорядоченность – неотъемлемые атрибуты мироустройства; принципиальная возможность их рациональной реконструкции | Мир может быть негармоничен, в основе его силы, которые его разбалансируют (вечно неудовлетворенная воля, насилие, эксплуатация, тяга к смерти и т.п.) В мире велика роль хаоса и случайности |
Редукция всего многообразия духовного мира человека к рационально-теоретическому мышлению; (разум – это сущность человека и всего социального и культурного) Провозглашение категориально-понятийных структур философии наиболее продуктивным и адекватным средством философского познания | Отказ от рациональной аргументации. Иррационализм, идущий из кризиса общества. Акцент на интуитивном «схватывании» смыслов |
Строгая приверженность метафизической проблематике, предполагающая в качестве приоритетной цели познания поиск истинных субстанциальных оснований сущего; (Метафизика – это раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового) | Отрицание метафизики – идея «исчезновения реальности», ее недоступности, «симуляции». Критика со стороны позитивизма, феноменологии и деконструктивизма |
Принцип тождества бытия и мышления, означающее принятие умозрительной конструкции рефлексивного сознания как главного средства постижения объективной реальности | Отказ от тождества бытия и мышления. Введение фигуры непознаваемого |
Трактовка субъект-объектного отношения как фундаментальной оппозиции и исходной гносеологической структуры процесса познания. Отсюда следует объективизм | Отказ от субъекта как наблюдателя, как умозрительной конструкции рефлексивного сознания. Отказ от принципиальной оппозиции субъекта и объекта. субъект всегда находится внутри, а не вне мыслимого. Переход от понятия субъекта к понятию субъективности |
Принцип тождества мышления и языка | Отказ от тождества мысли и языка. (язык не только выражает мысль, но его грамматика может и «задавать», «диктовать» содержание мысли: принцип лингвистической относительности, гипотеза Сепира-Уорфа) |
Провозглашение истины универсальным гносеологическим регулятивом, задающим содержательные и инструментальные приоритеты в познании не только природной, но и социокультурной реальности и т. д | |
СубстанциализмСубстанция – философская категория для описания чего-то неизменного, что лежит в основе постоянно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего У всего есть основание. Принцип Лейбница – Nihil sit fine ratione | Отказ от поиска неизменной субстанции |
Дискуссия о соотношении материального и идеальногоМаркс: основной вопрос философии – об отношении идеи к материи, мышления к бытию, духа к природе | Дилемма материализма и идеализма не является для философии центральной проблемой – слишком абстрактна |
Идея о разумности хода истории | Отказ от поиска закономерности в социально-историческом процессе, отказ от единого смысла и цели истории, идеи прогресса и т.д. |
БеспредпосылочностьФилософское знание – подлинно высшая форма теоретического освоения действительности, т.к. говорит о самых предельных вещах | Критика философии как самой высшей формы знания. Философия – «надстроечное» явление в числе других феноменов культуры. Философия может быть пролетарской, буржуазной и т.п. |
Процесс преодоления установок философской классики и становления постклассической философии проходил три этапа. Логика этих этапов обнаружила разделение постклассических философских школ и течений на два «русла»: неклассические (отвергающие, пересматривающие установки философской классики) и неоклассические (стремящиеся «сохранить лучшее» в классических философских системах и адаптировать их к новым историческим условиям).
Этапы, их характеристика | Неклассические философские школы, учения, направления | Неоклассические философские школы, учения, направления |
Первый этап был связан с распадом гегелевской школы философской классики и критическим переосмыслением задач и предмета философской рефлексии | Рационалистическое философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса – марксизм, а также иррационалистические учения Артура Шопенгауэра и Сёрена Кьеркегора. По содержательным признакам к этому этапу можно отнести еще и философию Фридриха Ницше (он, по сути, идейный наследник Шопенгауэра, хотя и относится по времени не к середине, а к концу XIX века). Идеи этих мыслителей заложили общие принципы собственно постклассического стиля философствования, которые проявлялись в большинстве школ и направлений западной философии XX в. | |
Второй этап в становлении постклассической философии был связан с двумя противоречивыми тенденциями в развитии философского сознания: преодоление либо сохранение классики | В рамках позитивистского направления(Огюст Конт, Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль) радикально отвергались метафизического и спекулятивного философствования. В рамках направления философия жизни (Вильгельм Дильтей, Анри Бергсон, Освальд Шпенглер) давался философский анализ проблем человека и культуры с позиций витализма (культура, общество, цивилизация, мир в целом анализировались по аналогии с живыми, растущими и умирающими организмами) В философии прагматизма (Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи) задача философии и всей науки была постулирована как достижение жизненной пользы – преуспеяние человека и общества в этом реальном мире. Особый взгляд на природу общества и культуры с позиций взаимодействия сознания и бессознательного предложила философия психоанализа (Зигмунд Фрейд, Карл-Густав Юнг и др.) | В 60-х гг. XIX в. под лозунгом «Назад к Канту» оформляется неокантианство. Оно представлено двумя основными школами: марбургской (Г. Коген. П. Наторп, Э. Кассирер) и баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Несколько ранее под лозунгом «Назад к Гегелю» начало формироваться неогегельянство. К наиболее видным его представителям относятся Дж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд - в Англии; Р. Кронер - в Германии; Б. Кроче, Дж. Джентиле - в Италии; А. Кожев, Ж. Валь, Ж. Ипполит - во Франции и др. Стремлением сохранить верность традициям характеризуется католический неотомизм (от лат. написания имени Фомы Аквинского -Thomas). Наиболее известные его представители Ж. Маритен, Э. Жильсон и др. в качестве важнейшей задачи философии обосновывали необходимость адаптации постулатов средневековой схоластики к условиям XX в. Протестантской версией неорелигиозной философии является неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.) |
К середине XX столетия завершается оформление третьего этапа в развитии постклассической западной философии. Сложились три стратегии неклассического философствования | 1) Социально-критическая стратегия (марксизм, феминизм, гендерные исследования). 2) Экзистенциально-феномеологическая стратегия, в том числе: феноменология – Эдмунд Гуссерль и его последователи; экзистенциализм – Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю и др.; герменевтика – Ганс-Георг Гадамер. 3) Аналитическая стратегия, в том числе: философия логического анализа – Бертран Рассел, Готлиб Фреге; неопозитивизм (Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Мориц Шлик и др.) философия лингвистического анализа (философия языка) – Людвиг Витгенштейн, Джон Остин, Джон Сёрль; постпозитивизм – Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Поль Фейерабенд. 4) Структуралистская стратегия, в том числе: структурализм (Клод Леви-Стросс, Роман Якобсон, Ролан Барт и др.; постструктурализм (Мишель Фуко, Жак Лакан, Юлия Кристева. Жак Деррида и др.) |
В последние десятилетия XX в. в культуре современных западных обществ оформляются и заявляют о себе такие тенденции и течения, инициирующие становление приоритетов философии как социокультурного феномена XXI в. К этим тенденциям можно отнести:
кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности;
противоречия социодинамики, обнаруживающие себя в потенциально-возможном конфликте различных типов социума и цивилизационных структур;
феномен информационной революции и становление нелинейных и виртуальных моделей жизни сознания.
Данные тенденции в развитии современных обществ инициируют поиски новых образцов философствования. При этом акцент переносится на такие области и сферы философского знания, как социокультурный статус «философии модерна» и «постмодерна»; философия и общество: границы и возможности коммуникативной компетенции; философское обоснование постклассической научной рациональности; новые образы знания и реальности в эпоху информационной революции; феминистский поворот в культуре и философии и другие.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 2550;