Глава 7. УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Сочинение как самовыражение личности

С одной стороны, сочинение - это одно из учебных упражне­ний, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновремен­но и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыс­лей, знаний, чувств, намерений.

Упражнение не просто самостоятельное, но достигающее в счастливый момент уровня творчества, через формальные умения -накопление материала, его систематизацию, расположение, логи­ку, выбор слов и образных средств, через построение предложе­ний и текста приближает автора к самораскрытию, самовыраже­нию личности. Судите сами - вот примеры детских сочинений:

Белка

Вчера мы в лесу видели белочку. Она быстрая, веселая. Сидит на сосне и
смотрит. Глаза у нее как шарики. Потом она прыгнула. Мы побежали, но больше ее не видели. (II класс)

Игорек

Игорек - это мой младший брат. Ему только пять лет. Я его провожаю в детский садик, слежу, тюбы он не выпачкался. А то он такой хитрый - вес время старается в лужу ступить, и чтоб я не заметила. Дома мы с ним играем, и я нарочно ему поддаюсь. Он очень любит выигрывать, а когда проигрыва­ет, то плачет. Я ему говорю: какой ты будешь мужчина, все плачешь! (III класс)

 

Сочинение придает смысл всем урокам родного языка: ведь в нем реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Можно сказать, что сочинение - наилучшее сред­ство мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника.

Очень важно, чтобы первые слова, написанные первоклассни­ком, были бы выражением его собственной мысли, своего чувст­ва: отгадка к загадке, результат жизненного опыта, переживания.

Сентябрь. Роща вся в золоте. Солнце, синь неба. Дети на про­гулке. Л на следующий день, на уроке пишут первое в своей жизни слово - липа. Всего одно слово, но оно передает впечатление, по­лученное на прогулке. В сознании ученика одно это слово ассо­циируется с картиной золотой осени, прекрасного дерева, кото­рым они любовались.

Если учителю удастся сохранить такой настрой на все годы учения, это огромный успех.

Сочинение начинается с первых уроков в I классе в виде не­больших устных рассказиков, оно постепенно перерастает в серь­езную умственную планируемую работу - не только учебную, но и развивающую, формирующую личность учеников. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает юных авторов осмысли­вать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать, делать выво­ды. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы, активизирует личность. В сочинении актуали­зируется весь комплекс умений, описанных на с. 374-375.

В самостоятельном рассказе, сочинении и особенно в письмен­ных его вариантах обретают жизнь изученные грамматические формы, требования орфографии, орфоэпии, культуры речи. Толь­ко в сочинении письмо осознается детьми не как орфографиче­ское упражнение, а как средство правильного оформления собст­венных мыслей, обеспечивающее точное их восприятие читаю­щим. Здесь проявляется подлинная связь теории с практикой.

Школьники любят писать сочинения и рассказывать устно, эта деятельность связывает учение с жизнью. Они раскрывают тему, собирают материал, систематизируют его, составляют план и корректируют его, подчиняя сочинение своему замыслу, выбирают средства языка, наилучшие для решения «коммуникативной задачи», наконец, редактируют, совершенствуют текст.

Напомним, что сочинения ради разностороннего развития школьников должны быть разнообразными и по источникам ма­териала, и по типам текста, стилю и жанрам, и по тематике, но степени самостоятельности и творческого вклада, по применяе­мым методам и приемам.

Напомним о роли сочинений в воспитании учащихся. Принято считать, что воспитательный эффект сочинения определяется вы­бором его темы.

Роль темы, содержания сочинения неоспорима. Однако воспи­тательная сила сочинения зависит и от заинтересованности школьников, т.е. от мотивации сочинения; и от степени самостоя­тельности ученика; и от позиции автора-ученика, от его замысла. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побу­ждения, воспитывает чувство ответственности, сближает систему изучения языка с литературой. В некоторых современных систе­мах преподавания литературы в начальных классах ученики при­нимают на себя роль авторов, они пишут рассказы и стихи, кото­рые анализируются наравне с произведениями настоящей литера­туры. Это, разумеется, не наносит ущерба изучению основ лите­ратуры подлинной, созданной мастерами слова.

Сочинения младших школьников, как правило, эмоциональны, патриотичны, проникнуты гуманностью, уважением к труду, нау­ке, культуре, к подвигу, к благородству. Сочинение вовлекает школьников в познание жизни человека и общества, в разрешение нравственных проблем, учит понимать прекрасное.

Подготовительные ступени к сочинению

Выбор темы и вида сочинения- первая подготови­тельная ступень. Это функция учителя, но последний все делает, чтобы дети выбрали тему сами. Тема может «вырасти» из прогу­лок, экскурсий, игр, труда, из чтения произведений литературы. Учитель может предложить список тем - дети выберут либо об­щую тему для класса, либо индивидуально каждый для себя. Бы­вают и такие темы, которые имеют общее звучание, но каждым учеником раскрываются по-своему: «Самый радостный день ка­никул», «Моя семья», «Моя любимая книга» и т.п.

Общая тема для класса позволяет проводить коллективную подготовительную работу: сбор материала, его обсуждение, со­ставление плана, подбор языковых средств; индивидуальные темы в значительной степени отменяют ее. Однако с точки зрения раз­вития и воспитания индивидуальные темы предпочтительнее.

Темы бывают широкие, обобщенные: «Весна», «Моя Родина», «Леса»; они могут быть сужены, конкретизированы, например: «Первые признаки весны», «Изменения в природе за март» (по ежедневным наблюдениям), «Подснежники», «Сегодня я видел первую бабочку!», «Весенние полевые работы» и т.п. Широкие темы дают школьнику больший простор для выбора материала, а узкие требуют большей определенности, конкретности, ибо со­держание должно соответствовать теме.

Заглавие и тема не всегда совпадают: под заглавием «Весна» может скрываться л тема полевых работ, и пробуждение природы, и появление первых бабочек.

Вместе с выбором темы решается вопрос о типе речи стиле и жанре. Так, сочинение «Изменения в природе за март», очевидно, будет описанием, причем «деловым», строгим, а не художествен­ным (впрочем, возможен и художественный вариант, но при иной подготовке), по жанру - отчет о наблюдениях.

Деление широких тем имеет предел сужения: это микротема, которая дальше уже не делится. Текст микротемы обычно равен абзацу и даже одному предложению. Деление может быть смоде­лировано:

Полная тема 1-я ступень 2-я ступень Микротема
«Весна» «Полевые рабо­ты в деревне» «Сеют хлеба» «Всходы пшеницы»

Уже при обдумывании темы следует очертить ее границы, не писать (не рассказывать) о том, что выходит за ее рамки. Так, в сочинении «Золотая осень» уместно описание солнечных, теплых дней, лесов в золотом убранстве, но совсем не по теме такая фра­за: По небу плывут серые тучи или Волк уже ходит голодный, со своей волчихою выходит на дорогу.

Тему помогает раскрыть план, обычно из 3-5 пунктов; так, широкая тема «Осенью» может иметь такое содержание, отра­женное в плане:

1.Сентябрь, первые признаки осени в природе.

2.Последние полевые сельские работы.

3.Радостные дни золотой осени.

4.В нашем саду: снимаем урожай яблок и слив.

В зависимости от типа и задач сочинения детали подготови­тельной работы меняются, но есть общие ступени подготовки: первая - ситуация, вторая - мотивация, они порождают интерес и желание рассказать или написать. Мотивацию создают походы, прогулки, экскурсии (в музей, на выставку, в парк), участие детей в труде, поездки, переписка с другими школами, встречи с интересными людьми, посещение театра и пр. Необходимо создать у детей определенное настроение.

План - необходимая ступень любого действия, любого выска­зывания. Обдумывая свою речь, особенно - монолог, говорящий всегда намечает основные вехи. Лучший план - письменный, за­тем - устный, затем - мысленный. Роль плана могут выполнять картинки (серии картин) или опорные слова. В I классе план не­редко дается в виде вопросов; во II классе предусматривается обу­чение составлению плана, он составляется коллективно; в III и в IV классах - индивидуально. В процессе составления текста сочи­нения план может корректироваться, это поощряется. При дли­тельной, рассредоточенной подготовке к сочинению план состав­ляется заблаговременно, он может перестраиваться, совершенст­воваться. С пунктами плана связывается деление текста на абза­цы. Вот варианты формулировок плана:

Назывные предложения Повествовательные предложения

Прогулка в лес

1.Приготовления. 1. Мы собираемся в лес.

2.Лесные картины. 2. В лесу очень красиво.

3.Жители леса. 3. Лес полон жизни.

4.Наши игры на поляне. 4. Мы хорошо поиграли!

Время составления плана определяется видом и целью сочи­нения: так, план сочинения по картине составляется непосредст­венно перед его написанием и даже перед рассматриванием кар­тины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рас­сматривания (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет.

План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнен непосредственно перед письмом сочинения.

План имеет не только вспомогательное, но и самостоятельное значение в умственном развитии школьников. Поэтому работа над темой может быть ограничена составлением более или менее подробного плана: текст совсем не составляется или ограничива­ется развернутым раскрытием лишь одного из пунктов плана.

К сожалению, в школьной практике сохраняется традиция давать школьникам готовые планы сочинений, изложений. Это­го делать не следует: к плану, к построению сочинения, к его композиции школьник должен прийти самостоятельно, даже с риском снижения качества. Не научившись составлять план и пользоваться им, школьник не разовьет самостоятельности мышления, не будет готов к реальным ситуациям жизни.

Накопление материала - вторая подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компе­тенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его до­бывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбран­ной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения. Первый вариант постоянен и непрерывен; второй организуется в четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного со­чинения, еще до выбора темы. Так, подготовку к теме «Перелет­ные птицы нашего края» трудно четко ограничить во времени; тема «Погода в феврале» требует одного месяца подготовки: экскурсия в музей или на выставку продолжается не более двух часов, но изучение материалов продолжается по каталогам, про­спектам, альбомам еще долгое время, нередко проводятся обсу­ждения, дискуссии; организуется длительное наблюдение, почти исследование, например при подготовке к теме «Как прорастает бобовое семя». Иногда само наблюдение превращается в твор­ческий процесс, например при подготовке к сочинению «Жизнь белочки на воле и в неволе».

Материал для предстоящих сочинений не только накаплива­ется в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные слова (ключевые слова). Продолжительность сбора материала в совокупности намного превышает время выступления или напи­сания текста.

Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечени­ем лишнего, второстепенного.

Параллельно со сбором материала, с его расположением идет языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подго­товку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составле­ние словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста. Напоминаем, что проговаривание всего текста перед записью нежелательно, так как оно снижает самостоятельность тех учащихся класса, которые подготовлены хуже.

Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выступление, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в боль­шей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность. Об этом свидетельствуют примеры:

Наша Мурка

У нашей Мурки усы. Мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молоки. Мурка сыта. Она свернулась колечком, но не спит, смотрит.

(I класс)

 

Такое сочинение типично для детей эмоциональных, наблю­дательных. Оно написано живо, отражает детскую психику, ин­тересы детей, их образ мыслей, а также чутье языка. Нужно це­нить непосредственность языка школьников, очень осторожно и тактично исправлять недостатки. Необходимо воспитывать у детей любовь к прекрасному, к живому слову. Те из них, кто приучен лишь списывать чужое, не могут потом преодолеть пси­хологический барьер на пути к самостоятельности.

 

 








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1809;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.