Пересказы и изложения, их значение, цели и виды

Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьни­ка, он как бы берет уроки у писателя; с другой - школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи.

Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы неболь­шого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Школьник пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказыва­ет правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения.

Разнообразие видов пересказа, выработанное опытом, вносит оживление в уроки: известен пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный, сжатый - с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в пер­вом лице - пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от «лица» неживого предмета), пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками - иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ - описание экспозиции (места действия); пересказ - уст­ное рисование картин, иллюстраций и пр.

Письменные пересказы принято называть изложениями. Это методическое средство имеет неплохое оснащение - пособия для учителя, именуемые «Сборниками текстов для изложения». Такие сборники содержат не только тщательно подобранные и, как пра­вило, адаптированные тексты удобных размеров, но и подробный методический аппарат к ним.

Письменное изложение отличается от устного пересказа воз­можностью обдумывать каждую фразу, без большой спешки под­бирать слова, тщательно выверять строй предложений. Однако и требования учителя к письменному изложению выше, чем к уст­ному пересказу.

В сущности, любой вариант устного пересказа может приобре­сти письменную форму, лишь утрачивается возможность вырази­тельности, которая в устной речи всегда богаче, чем в письмен­ной. Письменные изложения отнимают много времени, поэтому они проводятся значительно реже устных.

Учитель должен учитывать и трудности, с которыми сталкива­ется школьник в изложении. Некоторые методисты (в их числе - К.Д.Ушинский) признавали, что в изложении школьник вступает в непосильную для него борьбу с высокохудожественным текстом писателя-мастера. Несколько облегчает задачу детям адаптация текста. Тексты для изложений подбираются интересные, понят­ные, близкие детям.

Методист В.Л. Флеров изобрел переходную форму от диктанта к письменному изложению - так называемую «свободную диктов­ку», назвал ее «диктовкой не слов, а мыслей»: текст прочитывался по частям, школьники записывали его «своими словами» (Фле­ров В.А. Свободная диктовка. - СПб., 1913).

Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, пред­назначенный для письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.

Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста, они становятся для школьника своими, и в процессе составления собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец дословно, а строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элемен­ты творчества в ходе воспроизведения. Поэтому изложение относят к числу творческих приемов развития речи учащихся.

Роль учителя в том, чтобы управлять степенью влияния образ­ца; он следит за употреблением тех слов, которые в образце встречаются впервые или в каком-то необычном сочетании, на­блюдает за переносом фразеологии, следит за тем, чтобы сохра­нялся стиль образца (например, сказочный стиль или художест­венное описание природы). Все это тактично делается при чтении, прослушивании, в ходе языкового анализа. Имеется специальная методика - «изложение с языковым разбором текста» (Н.А. Пленкин, его книга с таким же названием).

В пересказе (изложении) отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он «вошел в роль», со­переживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пере­сказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ пре­вращается в рассказ творимый, а не заученный. Поэтому целесо­образно сразу при чтении нацеливать школьников на предстоя­щий пересказ, предлагать пересказать отдельные фрагменты.

При подготовке к пересказу, изложению используются сле­дующие приемы:

уяснение вида пересказа - подробный, близкий к тексту образ­ца или выборочный, по иллюстрации, от лица персонажа и т.п.;

определение цели работы;

беседа с целью глубокого уяснения содержания и языковых особенностей;

выразительное перечитывание образца;

логическое и композиционное расчленение рассказа - состав­ление его плана, обычно методом озаглавливания его частей;

предварительный пересказ фрагментов;

анализ «чернового» пересказа и его критика;

исправление недостатков; помощь индивидуального характера в процессе письма изложения.

Иными словами, устному и письменному пересказу нужно по­следовательно обучать от урока к уроку. Письменные изложения можно расценивать как направляющие и контролирующие вехи в этом постепенном и длительном процессе.

 








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 4688;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.