Грамматический уровень работы по развитию речи

На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и пред­ложения. Количество возможных предложений слишком велико, их заучить, подобно словам, невозможно, хотя методика признает и заучивание пословиц, афоризмов, стихотворений, отрывков прозы, словосочетаний. Необходимо уметь быстро и синтаксиче­ски правильно строить разнообразные конструкции и связывать их между собой в тексте.

Это достигается упражнениями, тренировкой, т.е. построением словосочетаний и предложений разнообразных типов. В свобод­ной речи выбираемые говорящим или пишущим типы синтакси­ческих конструкций в оптимальном варианте отвечают коммуникативным целям, взаимопониманию. Но в учебных ситуациях приемлемы и такие задания, в которых на первое место ставится именно форма, изучаемая в курсе синтаксиса, а также образец для подражания.

Словосочетание - это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли; в его составе - подчиняющее и подчиненное слова, в нем реализуются морфологические кате­гории и формы, их синтаксические связи: согласование, управле­ние, примыкание. В речевой деятельности словосочетание создает последовательность связей слов внутри предложения. Словосоче­тание в порождении речи - это момент становления мысли, т.е. предложения, в нем «срабатывает» традиционная сочетаемость слов. Выбор подчиненного слова, согласно теории словесных ас­социаций, происходит так. В ходе построения предложения слово погода у школьников по ассоциации вызовет слова хорошая, пас­мурная, холодная, теплая, они используют слово по смыслу его высказывания.

В начальных классах принят такой прием работы над словосо­четанием, как постановка вопроса к подчиненному слову от под­чиняющего; так выстраиваются цепи подчиненности: Я вчера ку­пил в магазине интересную книгу; купил когда? - вчера; купил что?- книгу; книгу какую?- интересную; купил где? - в мага­зине. Сам вопрос ставится на основе языкового чутья ученика, его интуиции. При постановке вопросов в двусоставном предложении образуются две цепи подчиненности: от сказуемого цепь, как пра­вило, длиннее, чем от подлежащего. Такая методика обладает следующими достоинствами: она доступна даже в I классе, связы­вает речевые упражнения с грамматикой, способствует синтакси­ческому разбору и пунктуации, реализует функциональный под­ход в изучении теории языка.

Виды речевых упражнений со словосочетаниями:

установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;

толкование значений словосочетаний вне предложения или в нем;

схематическое изображение связей между словами в словосоче­тании и в предложении, т.е. моделирование;

составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчиненных слов по ассоциации;

выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;

исправление речевых ошибок в словосочетаниях, допущенных учащимися класса, например исправление диалектизмов был «у сестре», поймал «мыша»;

редактирование собственного текста (или подготовленного учителем).

Предложение: говорят, что речь строится из предложений, как дом из кирпичей. Если это так, то сами кирпичи не подвозятся в готовом виде, а тут же (причем моментально) формуются, высуши­ваются, обжигаются в момент строительства. В самом деле, в мо­мент речи, как письменной, так и, особенно, устной, каждое пред­ложение составляется и тут же произносится или записывается.

Но ведь должно же быть какое-то опережение? Да, оно есть.

Согласно теории Н.И. Жинкина, это опережение, или «упреждающий синтез», у взрослого человека - не менее семи знамена­тельных слов, а у младшего школьника - не более четырех слов (при большом «разбросе» индивидуальных различий). Следова­тельно, если ученик IV класса имеет средний размер предложе­ний - 6 слов, а некоторые его предложения достигают 18 слов, то в огромном большинстве случаев он записывает или произносит только начало предложения, не зная еще, как его закончит.

Эта теория объясняет те частые случаи, когда школьник, начав предложение, не знает, как его закончить, и начинает сызнова.

Оказывается, что процесс речи непрерывен, он опирается на практический навык, как на результат многолетней тренировки механизмов порождения речи (см.: Жинкин Н.И. Механизмы речи.-М., 1958).

Почему же ребенок, не изучавший пока синтаксиса крупных (сложных) предложений, все же употребляет в своей речи предло­жения большие, чем его возрастной объем «упреждающего синте­за»? Здесь и скрывается движущая пружина развития речи: это, во-первых, потребность выразить все более сложное содержание, и, во-вторых, речевая среда, подсказывающая ребенку все новые и новые образцы сложных синтаксических построений задолго до их теоретического изучения, осмысления их структуры.

Ребенок постепенно овладевает механизмом развертывания речевых конструкций. Говорящий, пишущий конструируют свое высказывание, исходя из задачи общения, из того содержания, которое должно быть передано. В поисках наилучших средств пе­редачи мысли говорящий подбирает слова, распределяет их в по­токе речи, связывает грамматически и объединяет в структуры, называемые предложениями. Предложение не цель, а средство.

Бывает, в школе составляют рассказ по вопросам: учитель за­дает вопрос - школьник отвечает. Следует второй вопрос - и вто­рой ответ-предложение и т.д. В конце школьник с удивлением убеждается, что получился текст, связный рассказик. Нетрудно заметить, что такой способ развития речи противоестествен. Од­нако он используется в школе по давней традиции.

Упражнения с предложениями следует рассматривать как подго­товительные, но необходимые: без умения строить разнообразные правильные предложения овладение речевым навыком сомнитель­но. Предложение обладает многими достоинствами, важными для развития речи: оно - минимальная единица речи; из предложений строится текст; предложение имеет четкую грамматическую орга­низацию, формирует мышление, служит центром всех дополни­тельных средств речи - интонаций, темпа речи и тембра голоса, па­уз, логических ударений, а на письме - пунктуации.

К сожалению, объем синтаксических сведений очень мал в на­чальных классах и практическое овладение синтаксическими кон­струкциями опережает теорию. Так, уже в III классе около 20% текста оформляется с помощью сложных предложений.

Виды упражнений с предложениями подразделяются на анали­тические (разбор предложений) и синтетические - их построение, конструирование.

По степени активности учащихся и их познавательной само­стоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конст­руктивные и коммуникативно-творческие.

Упражнения на основе образцов:

а) чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оцен­ка предложения, выбора слов, изобразительных средств; вырази­тельное чтение: паузы, интонации и пр.;

б) заучивание стихов и прозы, выделение предложений, анализ и пр.;

в) составление предложений по вопросам как простейший при­ем, так как вопрос подсказывает структуру ответа (I класс): Что дети собирали в лесу в осенний пасмурный денек? - Однажды в осен­ний пасмурный денек дети собирали в лесу грибы. Что добавлено в ответе? Во-первых, однажды, это придает речи характер повество­вания; во-вторых, существенно изменен порядок слов; в-третьих, изменена интонация;

г) составление предложений, аналогичных данному.

Читается фрагмент рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»:

К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зай­ца. Вариант детского предложения: К старому доброму детскому врачу Карлу Петровичу дед и внук Малявины принесли завернутого в старую куртку маленького раненого зайчишку, просили вылечить. Точное копирование образца не обязательно, важно, чтобы дети проникли в творческую лабораторию мастера слова кристально чистой прозы, каким был Константин Георгиевич.

Образцы могут быть с заданием, например, дети составляют предложение с однородными членами, с использованием эпитетов.

Конструктивные упражнения: в отличие от работ «по образ­цу», они опираются, полностью или частично, на правила или мо­дели, придающие целенаправленность работе школьников в со­ставлении или в перестройке предложений. Вот основные виды таких упражнений:

а) восстановление деформированного текста: даны слова враз­брос; по смысловым и грамматическим связям надо восстановить «рассыпанное» предложение. Варианты этого упражнения: все слова даны в нужной форме (синем, в, хлещут, море, волны); в нужной форме стоят лишь некоторые слова; все слова даны в на­чальной форме;

б) деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнали­зирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;

в) ступенчатое, по вопросам, распространение данного не­ большого предложения: Птицы возвращаются. -Какие?- Пере­летные птицы возвращаются. - Откуда? - Из южных стран. - Может быть, еще что-либо добавите? - И поправляют свои про­шлогодние гнезда; возможно и «обратное» упражнение - сокраще­ние предложения до возможного предела;

г) то же упражнение с задачей редактирования, совершенство­вания собственных предложений и текста; для последних двух предложений не следует брать произведения писателей;

д) соединение двух-трех простых предложений в одно;

е) построение предложений заданного типа или по модели (с однородными членами и т.п.);

ж) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла, например: В марте с крыш капает, весна приближается, детские варианты: Уже зака­пало с крыш, значит, скоро весна - Март уже наступил, а с крыши не капает. В чем дело? Март пришел, вот и капель - течет с огромных сосулек...

Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям; при этом грамматические задания не возбра­няются, но отходят на второй план. Варианты таких упражнений:

а) задается тема, предлагается картина: это облегчает работу
школьников и исключает шаблон;

б) даются опорные слова или сочетания, фразеологизмы;

в) задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художест­венное описание, определение грамматического понятия и т.п.

В упражнениях творческого типа возможны и даже желательны элементы соревнования. Кто лучше, полнее, ярче скажет? Учитель не должен удовлетворяться примитивом.

Работа над предложением, как и словарная, составляет непре­рывный поток, проводится ежеурочно, вплетаясь в другие виды деятельности учащихся. Она не самоцель, а, скорее, фон для связ­ной речи, для текстовых упражнений: от пересказов до сочинений и сообщений типа доклада, реферата.








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 26518;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.