Позиция К.Д. Ушинского
В свете этой полемики особенно ценной оказывается позиция К.Д.Ушинского. Великий педагог создал последовательную теорию формирования навыков правописания. В его концепции сознательность и автоматизм не противопоставляются, а рассматриваются как черты различных этапов формирования навыка (по терминологии Ушинского, «привычки»). Ушинский в равной степени критически относится и к чисто механической работе по усвоению правописания, и к чрезмерному теоретизированию, но все же его установка: в основе навыка всегда лежит сознательное действие. Он критиковал немецкого дидакта Бормана, утверждавшего, что в основе орфографического действия лежит зрительный фактор («Простейший способ обучения орфографии», 1840). Он не вполне соглашался и с позицией Дистервега («Руководство для немецких учителей», 1850), утверждавшего, что «не глазу, но уху принадлежит в языке первое место». К.Д.Ушинский обеим теориям немецких педагогов противопоставлял свою позицию: «Для усвоения правильного письма детьми, конечно, нужна практика, но практика, руководимая грамматикой». Эта формула «практика, руководимая грамматикой» стала в методике крылатой; она подробно разработана Ушинским в его главном труде «Педагогическая антропология» (1868). Впоследствии его метод получил название индуктивного: рассудочному усвоению материала предшествует деятельность практическая - и ею же завершается, но теперь уже на сознательном уровне. Он выделил следующие ступени:
практика чтения и письма, наблюдения и формирование представлений, уяснение трудностей в правописании, осознание проблем и задач;
приведение накопленных представлений в систему, подчинение их ранее усвоенной теории, усвоение правил или их самостоятельный вывод и формулирование;
наконец, упражнение, т.е. осмысленная, обоснованная, осознанная практика правильного письма.
В соответствии со своей позицией К.Д.Ушинский создал грамматико-орфографический учебник «Родное слово» (книга 3), в котором практически применил эту теорию. В «Руководстве» к этому учебнику он описывает свою методику:
«Всякое наблюдение, если только возможно, руководится в нашем учебнике сначала вопросами, на которые сам учащийся должен давать ответы. Потом из этих наблюдений составляется грамматическое определение или правило. Затем предлагается ряд упражнений, закрепляющих в памяти это определение или правило», В упражнениях Ушинский видит ту практику, которая необходима для грамотного письма. Мало знать правило, надо мгновенно ориентироваться в ситуации письма и мгновенно выполнять требования правила. Иными словами, для грамотного письма нужен автоматизм. Он вырабатывается постепенно, в течение длительных письменных упражнений, постоянно подкрепляемых грамматическим анализом и самоконтролем с помощью правил. К.Д. Ушинский считает главным условием успеха систематичность упражнений. Ее сущность выводится из самих языковых единиц, т.е. слов, их сочетаний, текста. Целостная система орфографических правил отражает те же закономерности языка, которые определены в грамматике. Орфография не набор разрозненных правил, а цельная система, опирающаяся на грамматику.
Но, как известно, грамматический курс Ушинский вводит на третьем году обучения. В I и II классах основное внимание уделяется развитию дара слова; орфографическими в это время можно считать следующие письменные упражнения: звукобуквенный анализ и синтез, списывание, самостоятельную запись слов, изложение «деловой статьи», письмо наизусть выученного и выверка его по книге. В III классе добавляется диктант. Во все трех книга «Родного слова» ведущая роль в письменных упражнениях отводится развитию речи при высоком уровне самостоятельности учащихся.
Ушинский вслед за Ф.И. Буслаевым высоко ценит формирующееся у детей «чутье языка», т.е. неосознаваемое, интуитивное усвоение закономерностей, правил языка. Грамматика усваивается путем наблюдений над теми правилами языка, которым школьник практически пользуется в своей речи и которые встречает при чтении. Это - грамматическая пропедевтика. В школьном осознанном усвоении грамматической системы языка заложена перспектива дальнейшего развития. «Чутье языка» Ушинский расценивает как «дар слова». Этот дар сложился у людей как плод бесконечно долгих трудов человечества в наследственной передаче от поколения к поколению.
Таким образом, в дидактической системе Ушинского нет тяготения к зрительному или слуховому усвоению орфографии: он использует и списывание, и диктант. Но сознательная основа правописания обязательна.
Логика К.Д. Ушинского отчетливо прослеживается в трудах его последователей: их объединяло признание сознательной основы орфографического навыка, а также признание того, что конечная цель обучения правописанию - правильное автоматическое письмо, хотя и подконтрольное сознанию.
Д.И. Тихомиров видит две ступени: наблюдения над языком, его построением и функционированием - и постоянные разнообразные упражнения, выполняющие двоякую функцию; применение грамматико-орфографических правил в практике письма - и укрепление, углубление теоретического знания о закономерностях языка. «Грамматические знания могут служить средством к правильному письму только при условии полнейшего их усвоения; а такое усвоение приобретается временем, путем продолжительных упражнений» (Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка. - М., 1887).
Н.А. Корф, И.И. Паульсон, А. Соболев разрабатывали методику выбора упражнений в зависимости от языковой природы самого орфографического явления. «Учитель, - пишет А. Соболев, -на практике должен прежде всего иметь в виду свойство орфограммы и отношение ее к сознанию ученика и уже в зависимости от этого выбирать то или иное упражнение и способ ведения его» (Соболев А. Критический обзор способов обучения правописанию.-М., 1900).
Грамматическое направление, начало которого заложил К.Д.Ушинский, продолжили в XX в. С.Г.Бархударов, СЕ. Крючков, И.Р. Палей, Н.С.Рождественский, Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, М.М. Разумовская и др. Они внесли в методику много ново-то: учение о роли принципов орфографии и пунктуации в дифференцированной методике, механизмы работы с орфограммами и их типами. Они изучили структуру орфографического действия, построили алгоритмы решения грамматико-орфографических задач, создали диагностику ошибок правописания, исследовали причины и типы ошибок, пути их исправления и предупреждения, применили методы повышения познавательной активности и самостоятельности, связи правописания и развития речи учащихся, пути повышения мотивации работы по правописанию.
В этом же русле шло развитие методики пунктуации - на основе смыслового, интонационного и структурно-синтаксического принципов (Л.М. Пешковский, С.И.Абакумов, А.Ф. Ломизов, Г.И. Блинов).
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1983;