Метод рассказа учителя

Это вариант метода лекционного, который в начальных классах в полном объеме не применяется. Сущность этого метода в том. что учитель излагает новую тему сам, в строгой логике, достаточно вы­соким научным стилем, целесообразность метода в том, чтобы учащиеся получили новое знание в полной форме, без блужданий. Чтобы не допустить догматизма, в таком изложении должны быть элементы рассуждения и доказательства; рассказ учителя сопрово­ждается доступными примерами, наглядными записями на доске, используются плакаты и пр. По ходу рассказа учителя ученикам задаются вопросы, т.е. рассказ не чужд элементов беседы. Продол­жительность такого рассказа - не более 7-8 минут.

Назовем некоторые темы, которые могут быть даны таким ме­тодом сообщения: «Русский язык в жизни общества», «Из жизни замечательных людей», «Органы произношения звуков речи», «Правила выразительного чтения», «Спряжение глаголов в рус­ском языке» и др.

Рассказ учителя обычно сочетается с другими методами, пред­усматривающими высокий уровень познавательной активности самих учеников.

 

Эвристические, или поисковые, методы

Эта группа методов уже не раз упоминалась в предыдущих разделах. Эти методы имеют варианты названий: от индуктивных, от «наблюдений над языком» - до исследовательских.

Все они занимают высшие ступени в шкале методов, располо­женных по степени познавательной активности учащихся. Как пра­вило, они рассматриваются как основа развивающего обучения.

Эвристика - метод обучения через открытия, через решение субъективно-творческих задач; метод предполагает создание си­туаций, подводящих ученика к микрооткрытию, проводит учени­ка по ступеням поиска, пройденным когда-то первооткрывателем данной частицы нового знания. Например, урок письма, класс, тема «Предложение».

Учитель. Когда мы читаем рассказ, то каждое предложение выделяем го­лосом (паузами и интонациями). Значит, и на письме предложение должно быть как-то выделено. Чтобы читающий сразу видел и начало, и конец пред­ложения. Но как? Предлагайте сами: как договоримся, решим обозначать начало предложения, как - его конец?

Дети (предлагают). Начало обозначать палочкой вверх, а конец- палоч­кой вниз:

│____ ___________ ____________ ___

первую букву красным цветом, последнюю - синим; впереди ставить вилку влево, в конце - вилку вправо: < >.

Как видим, эвристический прием превращает учение в проек­тирование, в изобретательскую деятельность; она увлекает детей, придает им уверенность, подводит их к выводу, к пониманию функций знаков препинания и вообще - графики, включает школьников в понимание необходимости самостоятельных реше­ний, развивает их самостоятельность и творчество.

В конце эвристического момента школьники приходят к выво­ду: изобретатели письма условились начало предложения обозна­чать заглавной буквой, а конец предложения - точкой. Может быть, это не самое лучшее решение, но оно имеет некоторые пре­имущества: экономии места на строке.

Огромное значение имеет самосознание: я сам это придумал, нашел это решение. Данная эвристическая задача найдет продол­жение в темах «Вопросительное предложение», «Восклицательное предложение». Эвристическая методика учит школьника видеть и осознавать проблему, и тогда процесс учения превращается в цепь «открытий», дающих радость познания.

Осознание проблемы имеет три степени самостоятельности, приближающей школьника к творчеству:

а) понимание ситуации, порождающей вопросы, осознание мо­тивов, превращающее их в цель;

б) осознание возможного способа решения задачи, достижения цели;

в) сравнение нескольких способов решения, выбор оптималь­ного варианта. В нашем примере все эти ступени легко прослежи­ваются.

В дидактике и в частных методиках этот аспект эвристики по­лучил название проблемного обучения. Оно предполагает достаточно широкий спектр «степеней свободы» -,от осознания внутренних связей в системе изучаемого предмета (в нашем случае -русского языка) - до полной исследовательской работы: системати­зация типов склонений имен существительных, моделирование морфемной структуры слова, выявление синтаксических связей ме­жду членами предложения, построение классификации звуков речи, построение схемы времен глагола и мн. др. Школьники с огромным интересом работают над такими проблемами: изучение многознач­ности слова (например, земля - 5 значений; звезда - 4 значения; рука и ручка и мн. др.); исследование причин допущенной орфографиче­ской ошибки - например, в словах «козался», «зиленый» и т.п.; ис­следование связи между морфемным составом слова и его значени­ем, например: перевозчик, вертолет.

На высших, исследовательских, ступенях эвристической мето­дики ученик практически использует многие методы научного исследования: наблюдение с различными способами фиксации результатов (запись, условные знаки, рисунок), моделирование, обобщение, таблицу.

К числу исследовательских принадлежит и метод лингвистиче­ского эксперимента: например, выбор синонима для данного тек­ста: глаза и очи; образование слова с корнем -вод- (вода) и со зна­чением «так можно сказать о пустыне Каракумы»; попытка образовать множественное число от существительных песок, хлеб, терпение, палка, небо, жаркое («жареное мясо») и т.н. Требуется объяснить, как изменилось значение слона при образовании фор­мы множественного числа. Эксперимент это строго организованное действие, позволяющее проверни. какое-то предположе­ние, гипотезу. Эксперимент предполагает внимательное наблюде­ние, его запись; в случае необходимости он может быть повторен несколько раз. В данных случаях: первый пример выбор из двух синонимов глаза - очи проверяет чувство уместности слова, имею­щего определенную стилистическую окраску; второй пример сло­во безводная пустыня - проверка образования слона по определенной модели, на основе «чутья языка», языковой интуиции; в третьем задании - все варианты разные: хлеб хлеба разные зна­чения: хлеб - это продукт, приготовленный из муки но известной технологии, хлеба - это растущие в поле, на большой площади и зерновые культуры - пшеница, рожь.

Лингвистический эксперимент выявляет скрытые возможности языковой способности человека.

 

Игра как метод

Психологи определяют игру как ведущую деятельность в до­школьном возрасте. В ней ребенок активизируется как личность, через игру познает мир. В младшем школьном возрасте роль ве­дущей деятельности переходит к учению, к учебной деятельности. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые методики применяются главным образом в I и II классах. Дети любят игру, но материал по русскому языку далеко не всегда удобен для игро­вого оформления.

В последние 20 лет, в связи с частичным переходом к обучению детей в школе с 6 лет, внимание к игровым методикам существен­но повысилось. Новые издания учебников выходят в сказочном оформлении, сама грамматика в них предстает перед детьми как принцесса грамматика, и дети отправляются в путешествие по океану Словарии, а слово реченька, оказывается, происходит от корня речь - ведь реченька журчит. Путешественники ночуют на берегу моря Глаголов, блуждают в лесу Прилагательных... Ска­зочная аллегория, метафоризация облегчают усвоение сложных абстракций, но они же уводят детей от строгих научных понятий.

Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школь­ников по пути познания, развития. Рассмотрим их функции.

Первая, простейшая функция - облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занима­тельные картинки, подбор занимательных текстов и пр.

Вторая функция - «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персона­жей - Незнайки и Знайки, Буратино или Алисы из Страны чудес... Артистические приемы используются в ролевых диалогах и поли­логах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.

Третья функция - соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. Простейший вариант - «кто первый решит задачу, про­верит орфограмму» и пр.; «придумать предложение: чье предложение лучше?» и т.п. Но от этих простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к со­ревнованию в качестве и глубине знаний.

Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре - увлечению познанием. Это высшая ступень от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Для младших школьников игра - это прощание с розовым дет­ством. Дети нуждаются в шутке, в ласке, в красоте. В игровой ме­тодике с наибольшей полнотой проявляется артистизм учитель­ницы, ее женская чуткость и теплота.

 








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 3647;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.