Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах

Таким образом, в современных программах прослеживается тенденция объединения первых шагов в обучении чтению с целе­направленной литературоведческой пропедевтикой (или даже с формированием первого литературоведческого знания). Универ­сальным учебным материалом для решения такой обоюдной за­дачи являются малые фольклорные жанры и детская классическая поэзия.

И это не случайно. Произведения устного народного творчест­ва дают неопытному читателю (каким и является младший школьник) уникальную возможность наблюдать единство формы и содержания, так как форма в фольклорном произведении, во-первых, о ч ень устойчива (ведь фольклорные произведения являются древним источником художественных средств изобра­жения и выражения: в них закреплены совершенные способы и приемы поэтического видения мира, механизмы поэтических спо­собов мышления, опыт народа в области художественного воз­действия на личность), а во-вторых, строго функциональ­на (фольклорное произведение обслуживает практическую дея­тельность людей).

В таких жанрах, как голосники, скороговорки, сечки, дразнилки, считалки, на первый план выступает звуковая оболочка слова. Здесь важно или звукоподражание (голосилка), или ритм (сечка, считалка), или звуковой рисунок (скороговорка), или рифма (дразнилка). Отличительной чертой потешки, стра­шилки, колыбельной, молчанки, заклички, приговора является веду­щая роль действия, которое сопровождается словом; таким образом слово закрепляется за действием и становится своеобраз­ным символом действия, сигналом к действию. Лексическое значение слова является определяющим в прибаутках, не­былицах, перевертышах, побасенках. В этих жанрах ведущим уровнем становится содержание, а форма соотносится с содержа­нием.

Так как форма менее фиксируема детским сознанием, целесо­образно наблюдение за ней начинать с жанров, где форма являет­ся ведущей, а содержание становится вторичным по отношению к пей.

Смысл словесной формулы становится ясен ребенку в конкрет­ной живой ситуации игры. Причем одно и то же игровое действие может по желанию ребенка соединяться с разными вариантами художественной формы: например, ситуация расчета предполага­ет выбор одной считалки из ряда знакомых. Предлагая детям на этапе литературоведческой пропедевтики игры, основанные на детском фольклоре, учитель помогает споим ученикам сделать первый шаг к осмыслению житейской ситуации (игры) через ху­дожественную форму (жанр), соотнести определенное явление ре­альной действительности с художественным образом.

Произведения малых фольклорных жанров, используемые в качестве учебного материала на этапе литературоведческой про­педевтики, помогают осуществить две принципиальные вещи в системе Литературного образования младших школьников:

- увязан, в сознании ребенка житейскую ситуацию с образами художественного мира;

- на практическом уровне дать возможность постичь нераз­рывное единство формы и содержания произведения.

Но произведения малых фольклорных жанров являются удоб­ным учебным материалом не только для литературоведческой Пропедевтики, но и для обучения собственно чтению. На уровне формирования и совершенствования навыка чтения важным фактором будет малый объем текста фольклорного произведения, из чего вытекает посильная для ребенка задача «прочитать текст сразу целиком». На уровне восприятия текста художе­ственного произведения важным фактом явится насы­щенность текста знакомыми словами, повторяющимися словес­ными формулами, которые будут способствовать пониманию тек­ста, его узнаванию, а значит, и его правильному интонированию, правильному выбору соответствующей сопроводительной пла­стики. А эти детали без лишних вопросов и бесед покажут учите­лю, понято произведение или нет (если по словам-символам вос­производится движение, значит, ребенок понимает то, что им прочитано). На уровне работы с детской книгой чтение произведений малых фольклорных жанров в соответствующих книгоиздательских формах может стать первым опытом общения ребенка с жанровым сборником.

Фольклор, однако, не единственный учебный материал, на ко­тором может осуществляться пропедевтическая литературоведче­ская работа с учащимися. Детская классическая поэзия может служить основой для знакомства с такими понятиями, как «ритм», «рифма», «звукопись», «звукоподражание», «инструментовка» и др. Произведения русской классической литературы, прочитан­ные в этот период вместе с детьми и самими детьми, помогут формировать эстетический вкус младших школьников. Надо пом­нить: видо-жанровое, тематическое и авторское разнообразие на пропедевтическом (подготовительном) этапе поможет ребенку воспринимать литературу как сложный и увлекательный мир, и котором каждый может найти что-то интересное для себя.

 








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2690;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.