Вспомогательные репродуктивные технологии и права на

ребёнка: искусственное оплодотворение и суррогатное материнство

Для преодоления бездетности стали применяться вспомогательные репродуктивные технологии - искусственное оплодотворение и суррогатное материнство. Искусственное оплодотворение есть введение в половые пути женщины донорской спермы. Если на момент искусственного оплодотворения у женщины есть муж, то при его согласии отцом ребёнка считается именно он, а не донор спермы. Например, Французский гражданский кодекс устанавливает правило: «В случае медицинского вмешательства с участием донора в рождение родственная связь не может быть установлена между ним и родившимся ребёнком. Никакое привлечение к ответственности не может быть осуществлено в отношении донора» (ст. 311-19). Если женщина, родившая ребёнка посредством искусственного оплодотворения, не состоит в браке, отцом ребёнка считается донор спермы, в случае если его личность известна.

С точки зрения православной церкви допустимо только искусственное оплодотворение яйцеклетки жены спермой мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Использование в подобных целях «донорского материала» (половых клеток, спермы донора) неприемлемо, так как при этом существенным образом нарушается целостность и исключительность брачных отношений между двумя людьми, мужчиной и женщиной. В них вторгается кто-то третий. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство, заведомо освобождая от всяких обязательств по отношению к своим потомкам, к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Оплодотворение одиноких незамужних женщин с использованием донорских половых клеток лишает будущего ребёнка права иметь отца.

Суррогатное материнство есть вынашивание оплодотворённой яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребёнка «заказчикам». Отношения между суррогатной матерью и супружеской парой строятся на договорной основе. Суррогатная мать обязана передать таким образом рождённого ребёнка женщине, чью яйцеклетку она вынашивала в своём чреве, получив оговоренное в договоре вознаграждение. Муж является донором спермы, а значит, и биологическим отцом ребёнка, а суррогатная мать даёт согласие на усыновление ребёнка супругой отца.

Суррогатное материнство называют «наймом матки». Во время этой процедуры семейная пара прибегает к услугам посторонней женщины, которая вынашивает яйцеклетку жены, оплодотворённую спермой её мужа. Эта женщина получает заранее оговорённое вознаграждение или же делает это бесплатно. К этому методу люди прибегают в тех случаях, если жена по тем или иным причинам не способна выносить ребёнка, или же просто из-за того, что она хочет избежать трудностей, связанных с беременностью и родами.

В связи с тем, что в процессе деторождения участвует третья сторона помимо отца и матери, материнские функции разделяются между двумя женщинами: генетической матерью, чьи яйцеклетки участвуют в зачатии ребёнка и которая воспитывает его после рождения, и суррогатной («вспомогательной», «заменяющей»), биологической матерью, которая вынашивает, рожает и, возможно, вскармливает ребёнка в течение года и более. С точки зрения православной церкви, суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания, разрываться между двумя матерями. Суррогатная мать должна настраивать себя на то, чтобы чувство любви к своему рёбенку в ней не пробуждалось. Она должна подготовлять себя к тому, чтобы не любить своё родное дитя. В западных странах, где практикуется суррогатное материнство, нередко возникают судебные тяжбы в тех случаях, когда суррогатная мать отказывается отдавать супругам выношенное ею дитя согласно договору. Потому что между матерью и младенцем уже во время беременности устанавливается глубокая эмоциональная и духовная близость. Нельзя столь безжалостно травмировать чувства как женщины, так и ребёнка.

Наконец, вся процедура низводит суррогатную мать до положения инкубатора, сосуда для вынашивания чужого ребёнка. Это очень унизительно для женщины, тело которой фактически становится товаром. При широком использовании данного метода материально обеспеченные семьи перестанут утруждать себя проблемой беременности и родов, эксплуатируя малоимущих.

В законодательном регулировании суррогатного материнства нет единства. Например, в большинстве штатов США договоры о суррогатном материнстве полностью запрещены, в других разрешены, но подлежат жёсткой регламентации. В штате Вирджиния в соответствии с законом о суррогатном материнстве 1993 г. договоры о предоставлении услуг суррогатной матерью признаются действительными только при наличии целого ряда условий: суррогатная мать должна быть замужней и иметь детей; согласие мужа суррогатной матери; невозможность по медицинским показаниям вынашивания и рождения ребёнка женщиной, желающей получить услуги суррогатной матери; предоставление, по крайней мере, одним из потенциальных родителей генетического материала для оплодотворения.

Зарегистрированное однополое партнёрство

Скандинавские страны - Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия в 1990-е гг. приняли специальные законы, разрешающие так называемое зарегистрированное партнерство лиц одного пола. Такой закон о регистрируемом партнерстве для двух лиц обоего пола впервые был принят в Дании в 1989 г. Эти законы позволяли двум представителям лиц одного пола зарегистрировать своё сожительство (партнёрство). В правовом отношении партнерство предусматривало большинство правил, присущих браку.

Например, зарегистрированные партнёры обязаны заботиться друг о друге, имеют право на половину имущества, принадлежащего второму партнеру, и обладают правами на наследство и использование семейной фамилии. Такие зарегистрированные однополые пары не могут иметь в совместном воспитании ребенка, не могут усыновить ребенка, как друг друга, так и чужого, и не имеют доступа к медицинским процедурам по искусственному оплодотворению, так как такая операция должна предоставляться женщинам, у которых беременность не может наступить по причинам медицинского характера, а не добровольно избранного женщиной образа жизни. Разумеется, им запрещено церковное венчание.

Такие законы о регистрации однополых партнерств были приняты во Франции в 1999 г., в ФРГ - в 2001 г. В 2001 г. Нидерланды предоставили однополым парам право на вступление в брак. Однополые союзы получили право усыновления и удочерения, а также право доступа к искусственному оплодотворению.7 Гражданский кодекс Нидерландов с 2001 г. впервые отказался от традиционного определения брака как союза мужчины и женщины: «брак может быть заключён между двумя лицами разного или одного пола» (ч. 1 ст. 30).

Вследствие биологического факта бисексуальности и необходимости продолжения человеческого рода практически все общества стараются добиться, чтобы брачные и сексуальные отношения складывались только между лицами противоположного пола. К однополым бракам и гомосексуализму было негативное отношение. Под однополым браком понимается вступление в брак лиц одного пола, а гомосексуализм (мужеложство) есть половая связь между лицами мужского пола (совокупление мужчины с мужчиной через задний проход).

Гомосексуализм признается противоестественным, безнравственным и опасным. Православная и католическая церковь осуждают гомосексуальные половые связи, которые противоречат замыслу Бога, который сотворил мужчину и женщину, наделил представителей разных полов такими качествами, чтобы они дополняли друг друга. «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость», - говорит Закон Божий (Левит. 20-13).

До недавнего времени гомосексуализм считался половым извращением, болезнью, которую следует лечить. В 1991 г. Международная организация здравоохранения исключила гомосексуализм из перечня половых извращений, психических расстройств, не в последнюю очередь - под влиянием «групп давления» гомосексуалистов. Гомосексуализм объявляется одной из «сексуальных ориентаций», имеющих равное право на публичное проявление и убеждение. Всё чаще утверждают, что гомосексуальное влечение всецело вызвано природной предрасположенностью. Однако до сих пор никому из учёных не удалось доказать факта такой врождённой, генетической обусловленности гомосексуализма. В лучшем случае возможна генетическая предрасположенность к нему. Точно также человек бывает предрасположен, например, к некоторым заболеваниям, в том числе к алкоголизму, но это совершенно не означает, что он непременно заболеет или что он имеет право распивать спиртные напитки, перекладывая свой грех на генетическую предрасположенность.

Ни один человек не рождается гомосексуалистом, также как никто не рождается вором, лжецом или убийцей. Люди становятся гомосексуалистами в силу недостатка должного воспитания и образования. Например, ребёнок может вырасти в атмосфере презрения к женщинам и, как следствие, будет их избегать. Или же мальчик может быть чересчур «забитым», с заниженной самооценкой. Не найдя места среди сверстников нормальной ориентации, он позднее попадает в объятия гомосексуалистов. Мужской и женский гомосексуализм может быть связан с боязнью создания полноценной семьи и необходимости воспитания детей. Здесь сказывается неподготовленность молодого поколения к семейной жизни.

Подростку в нынешнем либеральном западном обществе внушается, что гомосексуальные отношения являются «нормой», навязывают принцип: «Будь таким, какой ты есть». Гомосексуализм, как впрочем наркоманию и проституцию, называют «альтернативным стилем жизни». Некоторые юноши, особенно в условиях, когда гомосексуализм становится чуть ли не престижным, начинают ошибочно полагать, что они гомосексуалисты, и эту ситуацию невозможно изменить, да в этом будто бы и нет необходимости.

Обществу внушается тезис, что настоящая демократия это не отражение интересов большинства, а максимальный учёт мнений и интересов меньшинств. Сексуальное большинство должно помалкивать о своей примитивной философии большинства, дабы не оскорблять чувства и мысли передового сексуального меньшинства, тех кто «не такой, как все», а потому «лучше тех, кто как все». На своих критиков либеральные и демократичные геи наклеивают ярлык гомофобов. Высшим проявлением демократии провозглашается признание государством законности гомосексуальных браков, запрет любых форм дискриминации по признаку сексуальной ориентации с возможностью введения санкций, в том числе и в уголовном законодательстве, за дискриминацию по рассматриваемому основанию. Например, в уголовном кодексе Дании содержится с 1987 г. норма: «Лица, преднамеренно распространяющие публичные заявления или другие высказывания, в которых любая группа людей подвергается насмешкам, угрозам или оскорблениям за своё расовое происхождение, цвет кожи, национальное или этническое происхождение, исповедуемую веру или сексуальную ориентацию, приговаривается к штрафу, заключению под стражу или тюремному заключению на срок до двух лет» (ст. 266 в). Фактически агрессивные сексуальные меньшинства, проникая в органы власти, в средства массовой информации, стали прямо репрессировать отдельных, слишком уж непокорных членов сексуального большинства уже и юридически.

Семья - это союз мужчины и женщины, одной из главных целей которого является рождение детей, продолжение человеческого рода. Поэтому никаких однополых браков и однополых семей не может быть в принципе. Гомосексуальная «семья» - это искусственная затея, построенная на идее получения от жизни максимального удовлетворения собственных потребностей, а христианская семья - на самоотдаче ради любимых. Поэтому-то она и крепка. Гомосексуализм бесплоден, он не приводит к рождению детей. Соответственно, никакого усыновления и удочерения гомосексуальной «семьёй» разрешено быть не может, так как: 1) гомосексуальные пары не могут обеспечить ребёнку права иметь папу и маму; 2) под их влиянием дети могут стать гомосексуалистами; 3) дети, достигнув половой зрелости, могут стать объектами явного или скрытого гомосексуального совращения; 4) гомосексуалисты опасны для здоровья и даже жизни детей; они преобладают среди больных СПИДом, венерическими заболеваниями. Они подвержены раку прямой кишки, психическим расстройствам, во многом связанным с тем, что постоянная смена партнёров приводит к нервному перенапряжению.

Гомосексуальная связь есть результат чувственных, похотливых желаний. Тот, кто ищет сексуальное удовлетворение само по себе, ищет удовольствия без ответственности и без самоконтроля. Тем самым гомосексуализм способствует падению общественных нравов. С падением нравов происходило падение целых государств, прежде когда-то сильных и могущественных, ибо граждане, привыкшие жить только для собственного удовольствия, не желают защищать своё отечество, не желают жертвовать ради него ничем. Гомосексуализм, как показывает опыт, способен к распространению, вызывая, таким образом соблазн, требующий пресечения правовыми методами.

«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» говорят: «Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как «норму», а тем более как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодёжи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях».

Поборники гомосексуализма не должны занимать должности такого рода, которые открывают для них возможность насильственного принуждения, насильственного совращения зависимых от них людей. Например, им нельзя работать в тюремной системе, где у них будет власть над заключёнными, они не должны быть офицерами в армии, где у них будет власть над солдатами.

Демографический упадок западных государств1

1 Стрельцова Я. Р. Франция и проблема интеграции мигрантов // Мировая экономика и международные отношения (в дальнейшем МЭиМО). 2005. № 9. С. 67-75; Она же. О проблеме «национальной идентичности» во Франции // МЭиМО. 2006. № 7. С. 23-32; Семененко И. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах // МЭиМО. 2006. № 10. С. 58-68; № 11. С. 57-71; Сапего Г. П. Иммигранты в Западной Европе // МЭиМО. 2006. № 9. С. 50-58; Пальников М. Новое переселение народов: фатальный вызов? // МЭиМО. 2006. № 7. С. 97-108; Цапенко И. П. Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов // МЭиМО. 2008. № 3. С. 59-69; Филиппова Е. Французы, мусульмане: в чём проблема? // Этнографическое обозрение. 2005. № 3; Уткин А. И. Будущее Запада // Свободная мысль - XXI. 2003. № 2; Он же. Американская империя. М., 2003. - 736 с.; Он же. Подъём и падение Запада. М., 2008. - 761 с.; Четверикова О. Ислам в современной Европе // Россия XXI. 2005. Февраль; Полян П. Опыт иммиграционной политики государств и положение иностранцев в Германии // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. М.. 2002; Коданьоне К. Опыт иммиграционной политики Италии и некоторые уроки для России // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. М., 2002; Загладина Х. Т. Национально-расовые отношения в странах Запада // МЭиМО. 1989. № 6; Иноземцев В., Кузнецова Е. В поисках идентичности: европейская социокультурная парадигма // МЭиМО. 2002. № 6; Башлачеев В. А. Русская расовая бухгалтерия // Расовый смысл Русской идеи. Вып. 1. М., 2000. С. 232-273; Он же. Русская расовая бухгалтерия – 2 // Расовый смысл русской идеи. Вып. 2. М., 2003. С. 202-286;

Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990; Гарбузов В. Н., Иванов О. А., Трибрат В. В. Американское общество на рубеже веков (по материалам переписи населения 2000 года) // США-Канада. 2002. № 9; Давидсон А. Б. Антирасистский расизм // Новая и новейшая история. 2002. № 2; Иванов О. А. Иммиграция в США в последнем десятилетии XX - начале XXI века // США-Канада. 2005. № 6. С. 114-127; Иноземцев В. Л. Безопасность и свобода иммиграции - новая американская дилемма // США-Канада. 2003. С. 25-40; Лапицкий М. И. Национальная идея: специфика американского опыта // США-Канада. 2006. № 9. С. 64-81; Нитобург Э. Л. Афроамериканцы США, XX век. Этап большого пути // США-Канада. 2005. № 12; Он же. Негры США. XVII - начало XX в. Историко-этнографический очерк. М., 1979; Он же. США: цветной барьер в прошлом и настоящем // Новая и новейшая история. 1997. № 2; Он же. Церковь афроамериканцев в США. М., 1995; Фёдорова Е. В. Афроамериканский фактор в политической культуре США // США-Канада. 2005. № 11. С. 106-118; Чертина З. С. Этничность в США: теория «плавильный котёл» // Американский ежегодник 1993. М., 1994; Шлепаков А. Н., Шамшур О. В. Иммиграционная проблема: новые тенденции // США-ЭПИ. 1984. № 3;

Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада / Пер. с англ. М.. 2004. - 444 с.; Жискар д/Эстен В. Французы. Размышления о судьбе народа. М., 2004. - 248 с.; Малахов В. Скромное обаяние расизма и другие статьи. М., 2001; Он же. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. М., 2005; Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности / Пер. с англ. М., 2004. - 635 с.;

Бродель Ф. Что такое Франция? Люди и вещи. М., 1995;

Соловей В. Д. Восстание этничности и судьба Запада (Новый тип конфликтности в современном мире) // Соловей В. Д. Кровь и почва русской истории. М., 2008. С. 339-375;

Гомосексуализм, который не ведёт к рождению детей, особенно опасен при низкой рождаемости, и тем более при вымирании народа, когда смертность превышает рождаемость, как это происходит, например, в России с 1992 г. Европейская цивилизация переживает так называемую сексуальную революцию с середины XX века. Её последствиями являются - раннее начало половой жизни, увеличение числа половых партнеров, позднее вступление в брак, низкая рождаемость, рост числа разводов, внебрачных детей, неполных семей, легализация гомосексуализма, рост числа абортов, нарастающая эпидемия СПИДа, наркотизации, распространение венерических заболеваний, рост бездуховности.

С 1970-х годов в западных государствах произошло резкое снижение рождаемости. По мнению демографов для воспроизводства существующего уровня населения требуется уровень рождаемости в 2, 1 ребёнка на женщину. Некоторые демографы считают, что для простого воспроизводства народа наличия двух детей в семье недостаточно, так как многие браки остаются бездетными и однодетными, а кто-то не вступает в брак. Необходимо, чтобы в каждом, способном к деторождению браке, рождалось не менее трёх детей. Среди промышленно развитых западных стран такой показатель имеют только США, в то время как в Европе он составляет в среднем 1, 4 ребёнка: в Великобритании - 1, 66, в Германии - 1, 3, в Италии - 1, 2, в Испании - 1, 07 ребёнка; в Японии - 1, 32 ребёнка. Но и столь скудная рождаемость достигнута преимущественно за счёт иммигрантов: в США они обеспечивают свыше половины демографического прироста, а в Европе - 89 %. Тем самым население Запада резко сокращается. Причинами снижения рождаемости и перехода от многодетной семьи к малодетной стали:

1. Изменение ценностной ориентации европейских народов, новая жизненная установка, при которой дети рассматриваются не как желанный дар божий, а ненужная обуза, которая мешает наслаждаться жизнью, «брать от жизни всё». Поэтому стали жертвовать рождением соответствующего количества детей ради повышения комфортности своего существования и погони за удовольствиями. Эталоном жизни средства массовой информации объявляют установку на материальный успех, удовольствия - «оттянись со вкусом». Это современный аналог требования паразитической римской толпы «хлеба и зрелищ». Традиционная христианская религия и мораль объявляются «репрессивными» и «тоталитарными».

Известный консервативный американский политик Патрик Дж. Бьюкенен в своей нашумевшей книге «Смерть Запада» (2002 г.) писал: «Когда американские бедные достигли уровня среднего класса, а средний класс примкнул к богатым, богатые же стали сверхбогатыми, каждый из них принял стиль жизни того общества, в котором очутился. все принялись сокращать семьи, у всех вдруг стало меньше детей. Отсюда возникает противоречие: чем богаче страна, тем меньше в ней детей и тем скорее её народ начинает вымирать».

2. Женщина, став материально независимой, одновременно получила свободу выбора: у неё появилась возможность решать, иметь или не иметь мужа и семью, обзаводиться детьми или же делать карьеру и «жить в своё удовольствие». В результате удельный вес девушек и молодых женщин, предпочитающих карьеру ребёнку, достигает порой 50 и более процентов.

3. Легализация абортов, которые ещё в 1950-е годы считались страшным грехом, а ныне стали повсеместным явлением. Только в США в 1973-2000 гг. их было сделано около 40 миллионов.

4. Доступность контрацептивных противозачаточных средств радикально изменила поведенческие установки: освободив женщину от страха перед беременностью, она сделала возможным массовое распространение внебрачных половых связей.

5. Прекращение практики применения так называемой «семейной ренты» - имевшегося ранее негласного соглашения между работодателями и наёмными работниками, согласно которому мужчина получал прибавку к заработной плате, позволявшую содержать жену и детей. Эта практика сошла на нет, когда в 1960-е годы феминистское движение добилось введения запрета на дискриминацию по половому признаку, в том числе в оплате труда.

В настоящее время смертность среди коренного (автохтонного) населения превышает рождаемость в 17 европейских странах, в том числе в Германии, Испании, Португалии, Бельгии, Дании. Западное общество стареет: к 2050 г. треть населения Европы окажется старше 65 лет, а соотношение работающих к пенсионерам изменится с нынешних 5:1 до критических 2:1. Европа станет континентом старых людей, остро нуждающимся в массовой миграции для поддержания производства и сохранения существующей системы социальной защиты. Старение народа представляет опасность тем, что трудоспособный слой уменьшается, число иждивенцев растёт. Общества, становясь старее и малочисленнее, утрачивают бодрость духа, динамизм.

Под влиянием нехватки рабочих рук в результате снижения рождаемости с 1950-х годов произошла массовая миграция иммигрантов, основную массу которых составили неевропейцы из бедных стран Ближнего Востока и Африки: арабы, африканцы, марроканцы, алжирцы, тунисцы, турки, индийцы, пакистанцы, мексиканцы - в США. Массовый приток иностранной рабочей силы привёл к повышению в составе западных государств удельного веса лиц зарубежного неевропейского происхождения. В 2005 г. в промышленно развитых странах проживало около 91 миллиона международных мигрантов - 10, 3% их населения. Даже без учёта нелегальной иммиграции доля иностранцев в структуре западных государств составляет от 5-6% до четверти: Нидерланды - чуть более 5% (а с теми, один из родителей которых - неголландского происхождения, до 16%), Великобритания - 7, 9% (4, 6 млн. человек), Германия - больше 9%, Франция и США - около 11%, Канада - 17%, Швейцария - 19% (на 7 миллионов 364 тысячи жителей -1, 5 миллиона иностранцев), Австралия - 24%.

Ввиду концентрации иммигрантов в крупных городах они составляют от четверти до трети их населения, а в некоторых мегаполисах США - от трёх четвертей до четырёх пятых. В больших городах США - Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Хьюстоне, Филадельфии, Сан-Франциско и Вашингтоне численность белого населения колеблется в интервале 30, 8 - 49, 6%. Во французском городе Марселе большинство населения нефранцузы (Марсель уже не французский город), в столице Австрии Вене - каждый пятый житель номинальный мусульманин, в Лондоне - 40% жителей небелые люди, этнические меньшинства, а в недалёкой перспективе белые вообще станут расовым меньшинством в столице страны, провозгласившей некогда миссию «белого человека», призванного нести культуру отсталым небелым чёрным и цветным расам. На долю этнических меньшинств приходится почти 14% городского населения стран Евросоюза.

В западных государствах возникли анклавы и пригороды, населённые в большинстве своём иммигрантами определённой национальности, носителей преимущественно исламской культуры и религии. При этом они сохраняют собственный язык, культуру, традиции, не интегрируясь в европейское общество, не усваивают европейские языки, традицию, культуру. Большие группы мексиканцев в США, арабов во Франции и турок в Германии не хотят учить язык принимающей страны, и это нежелание усиливается. Культурно-языковая обособленность иммигрантских общин дополняется их закрытостью от контроля государственных структур. Они стали своеобразными государствами в государстве, живущими по собственным правилам и неписаным законам. Процесс образования анклавов дополняется массовой нелегальной миграцией.

Термин «этнос» в переводе с греческого означает «народ». Этнос (или этническая общность) - это исторически сложившаяся на определённой территории, природно-географической среде устойчивая совокупность людей, обладающих определёнными этническими свойствами: язык, религия, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании. Этнос есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп. Причем эта общность чаще всего осознается как общность происхождения, которое понимается как кровное происхождение. Например, по законам Израиля евреем считается человек, рождённый матерью - еврейкой. Обычный человек считает себя принадлежащим именно к этому, а не иному этносу потому что его родители принадлежали к данному этносу. Он русский, потому что его родители - русские, а не французы и т. п.

Основой этнической общности является именно этническое самосознание. Этническое сознание есть сознание людьми, составляющими этническую общность, своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности. Человек осознает себя русским, французом. Тем самым он осознает данную общность как «свою», а остальные как «чужие», данную культуру как «свою», а остальные как «чужие». Важное значение имеет и осознание общности исторической судьбы, то есть у этноса общее прошлое, настоящее и будущее, а этнос включает в себя не только живущее поколение (живых), но и все предшествующие, жившие (умершие) и будущие поколения. Причём умерших больше, чем живых.

Успешная ассимиляция иммигрантов происходила до окончания второй мировой войны, когда они являлись переселенцами из христианских европейских стран: Испании, Италии, Польши, Португалии, России, Югославии. Этническая ассимиляция есть длительный процесс растворения одного этноса (народа) в другом, завершающийся изменением сознания этнической принадлежности. Это происходит в силу определённых объективных условий. Если человек навсегда попадает в иноэтничную среду, то он, представитель этнического меньшинства, вынужден, чтобы нормально жить в новых условиях, овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди этнического большинства. Постепенно он впитывает ранее чужую для него культуру и всё более забывает о той, что была для него родной. Этот процесс полной этнической ассимиляции (например, превращения русского во француза) происходит чаще всего только во втором или даже третьем поколении. Так, первая русская эмиграция, возникшая после октябрьской революции 1917 г., ассимилировалась к 1980 г.

Ассимиляторская политика иммигрантов-неевропейцев в западных государствах провалилась. Такая политика проводилась в особенности во Франции. В Германии стать её гражданином было практически невозможно при отсутствии немецких корней. Поэтому как иммигранты первого поколения, так и их потомки, прожив всю жизнь в Германии, всё равно не считались её гражданами. Такая политика привела к сегрегации, то есть отделению населения иммиграционного происхождения от немецких граждан. В Англии проводилась политика многокультурного уклада. Суть её заключалась в признании государством многочисленных этнических общин, которые имеют право жить в своём кругу, сохраняя культурное наследие, национальные черты, обычаи, семейные связи, а также отстаивать свои права на национальном уровне.

Классической страной иммигрантов являются США. США называли «плавильным котлом», в котором выходцы из разных европейских стран постепенно ассимилировались, усваивали английский язык, становились американцами. Так оно в целом и было до 1965 г., пока среди переселенцев преобладали европейцы. В США в 1930 г. на 110 миллионов белых граждан приходилось 12 миллионов негров и только 600 тысяч «других», в основном азиатов и индейцев. Относительная расовая и культурная однородность поддерживалась иммиграционным законодательством с системой квот и расово-этническими критериями при приёме иммигрантов. Закон об иммиграции 1921 г. ввёл лимиты въезда в США для лиц различных национальностей, практически запретив нежелательную миграцию из восточных стран. В последующие годы (1924, 1929, 1952) система квотирования регулярно изменялась и совершенствовалась. Отказ от этих критериев произошёл в 1965 г. В результате среди иммигрантов стали преобладать выходцы из Латинской Америки, Азии, Африки, что привело к изменению этнического состава США. В 1970 г. белых среди населения США было 83%, в 1990 г. - 75, 6%, в 2000 г. - 69, 1% из 281, 4 миллиона человек, в 2008 г. - 66% из 305 миллионов человек. В 2000 г. латиноамериканцы составляли 12, 5% населения страны (в 1990 г. - 9%), азиатское население - 3, 6% (в 1990 г. - 2, 8%). индейцы, эскимосы и алеуты - 1%, афроамериканцы или негры - 12, 3% (около 35 миллионов человек). В 2008 г. к расовым и этническим меньшинствам, небелым относили себя примерно 34% населения США.

На 2008 г. белые оказались в меньшинстве в четырёх штатах: Гавайи, Нью-Мексико, Калифорния и Техас, а также в округе Колумбия, где расположена столица страны город Вашингтон. В августе 2008 г. Бюро переписи населения США опубликовало доклад-прогноз, в соответствии с которым к 2050 г. меньшинства - люди, относящие себя к латиноамериканцам, чернокожим, азиатам, индейцам, коренным гавайцам, американцам с тихоокеанских островов и представителям смешанных рас, - будут составлять 54% населения США, белые 46%, а общая численность населения США прогнозируется на уровне 439 миллионов человек. Иммигранты и их потомки обеспечат 82% прогнозируемого роста населения с 2005 по 2050 год. 1 Овчинский В., Кочубей М. Экстремизм в США // Завтра. 2009. № 2.

Иммигранты проживают компактно. Они, как правило, территориально сконцентрированы в так называемых мигрантских гетто - неудобно расположенных, экологически менее благоприятных районах с обветшалым жилым фондом и скученностью жителей. Как следствие обособленного проживания иммигрантов на отдельной территории возникала община, во многом воспроизводящая нормы поведения и культуру страны происхождения. Американский «плавильный котёл» перестал работать, ассимилировать иммигрантов, превращая их в американцев.

Иммигранты, особенно мусульмане, пытаются не приспособиться к западному обществу, ассимилироваться, а адаптировать его под себя. Например, во Франции при населении около 57 миллионов насчитывается около 4 миллионов лиц, относящихся к мусульманской культуре, более половины из них французские граждане. С 80-90-х годов XX в. ислам - вторая религия во Франции и он стал заявлять о своих правах на французской земле. Это выражается в требовании предоставить право голосования на выборах, выделить комнаты для молитв, места для ритуального забоя скота, мусульманские каре на кладбищах, разрешить ношение в государственных школах и государственных учреждениях хиджаба, платка, которым мусульманские женщины покрывают голову, предоставить преимущества при приёме на работу по этническому признаку, ограничить свободу слова в пользу ислама. Например, запрещено употребление терминов «исламский терроризм», «джихад». Из «Божественной комедии» Данте предполагается изъять сцену, где «лжепророк» Мухаммед помещён в один из кругов ада. Накануне Рождества из лексикона европейских стран постепенно исчезает само слово «Рождество», так как оно ассоциируется с рождением Иисуса Христа, основателя христианской религии, которая лежит в фундаменте западной культуры. Вместо Рождества Христова используются термины «праздник зимы», «праздник конца года», «радостный» или даже «люминесцентный» праздник. Исключение из лексикона названий и символов христианства связано с боязнью доставить неудовольствие представителям других религий и желанием избежать рисков шокировать чувствительность лиц, верующих в других Богов, в частности мусульман и индусов1. Во Франции в школах, вузах, больницах, тюремных заведениях стараются избегать приготовления пищи с использованием продуктов, не приемлемых для лиц других исповеданий: теперь из меню исключают свинину, так как она противопоказана мусульманам. Если свинину всё-таки включают в меню указанных заведений, так как это мясо является традиционным для Франции, весьма распространённым и наиболее дешёвым, то при этом обязательно готовятся другие блюда, приемлемые, в частности, и для мусульман. 1 Семитко А. П. Французская кухня и политкорректность: может ли благотворительность нарушать права человека? // Человеческая жизнь: ценности повседневности в социокультурных программах и практиках: Материалы Xнаучно-практической конференции Гуманитарного университета (г. Екатеринбург) 5-6 апреля 2007 года: Доклады. В 2 т. Екатеринбург, 2007. Т. 2. С. 229-248. Тем самым с целью создания комфортных условий для иммигрантам коренное большинство должно отказаться от исторического и культурного наследия своей страны.

Трудовая миграция была вызвана не только нехваткой работников вследствие низкой рождаемости коренных европейских народов, но и тем, что европейские народы не хотят работать физически, считают низкооплачиваемый физический труд непрестижным. Здесь наблюдается явное перепроизводство лиц умственного труда, которые не находят работу по специальности, но заниматься физическим трудом не хотят, считая, что им следует работать головой в офисе, а руками должны работать иностранцы. Свою роль в формировании таких представлений сыграло обязательное среднее (десятиклассное) образование. Окончивших десятилетку юношей и девушек, имеющих о себе высокое мнение, оказалось трудно занять физическим трудом. Однако физический труд необходим любому обществу. Нет и не предвидится ни одной страны в мире, которая могла бы обеспечить всему своему населению занятие только умственным трудом.

Иммигранты были в основном неквалифицированные рабочие из бедных государств, которые были готовы взяться за любую работу. Они понимали, что даже на низкооплачиваемых по европейским меркам рабочих местах они смогут заработать значительно больше, чем в своей стране. Низкий статус родителей, небольшой доход, проживание в одном из беднейших кварталов, где обычно живут иммигранты - все эти изначально неблагоприятные стартовые условия сужают возможности получения хорошего образования для детей иммигрантов, а, следовательно, резко уменьшают их шансы на повышение статуса. Они либо занимают такие же непрестижные рабочие места, как и их родители, либо вообще оказываются безработными. В 2001 г. среди этнических французов уровень безработицы не превышал 9, 4%, в то время как среди небелых иммигрантов - 27, 7%. Сторонники депортации, насильственного выселения иммигрантов не задумываются, кто согласится занять их рабочие места.

Ассимиляция и повышение статуса иммигрантов затрудняются расовыми, внешними различиями. Большинство иммигрантов отличаются от коренной нации внешне, например, более смуглым цветом кожи. «Происхождение написано на их смуглом лице». Как говорят, бьют не по паспорту, а по лицу. Проблема интеграции иммигрантов в принимающем европейском обществе во многом упираются в возможности западных стран обеспечить высокий уровень жизни всем без исключения слоям общества, а также сложившимися расистскими взглядами и установками. В европейских странах араб или негр в силу своего происхождения имеют крайне незначительные шансы социального продвижения, хотя публично это не признаётся и отрицается. Европейским обществом они воспринимаются как граждане второго сорта. В 2000 г. 43% опрошенных французов заявили, что они «скорее» или «немного» расисты, 28% считают себя «совсем не расистами» и 26% - «не явными расистами».

Потомки иммигрантов во втором и третьем поколениях, родившиеся в западноевропейских государствах, учатся в школах, колледжах и через систему образования приобщаются к культуре страны проживания. Так, молодые граждане Франции, которые несмотря на мусульманские корни, прониклись западной гедонистической культурой потребления и нацелены на такие же жизненные стандарты, что и большинство «коренных» французов. Они сравнивают своё положение не с жизнью в стране происхождения предков, как их родители, а с жизнью французов, которые в большинстве своём имеют достаточно высокий жизненный уровень, свободное от работы время, досуг. Рост современного досуга ознаменовался небывалым ростом притязаний, породил разрыв между притязаниями и реальными возможностями. Средства массовой информации пропагандируют достижения в сфере жизненных благ, формируют соблазны, но в реальности жизненные блага распределяются неравномерно, их не хватает на всех. «В результате многие миллионы людей чувствуют себя обделёнными и заражаются завистью к тем, кому доступны современные распропагандированные блага и кому они доступны в большей мере, чем им. Они заражаются жаждой иметь сразу и иметь как можно больше. Эта жажда лишь в ничтожной мере остается движущим мотивом производительной деятельности общества. Она в основном становится идейно - психологическим состоянием людей, влияющих на их поведение совсем в других направлениях, в том числе - в направлении карьеризма, преступлений, приспособленчества».3 3 Зиновьев А. А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995. С. 307. Взрывы в Лондоне и беспорядки 2005 г. во Франции оказались неприятным сюрпризом.

Молодые французские граждане из семей иммигрантов не могут пользоваться благами западного общества. Они вынуждены лишь наблюдать за процветанием. При этом многие из них уже не хотят заниматься физическим трудом, их привлекает умственный труд, а иные и не хотят вообще трудиться. Однако европейским народам иммигранты нужны только в качестве неквалифицированной рабочей силы и представителей физического труда. Все места умственного труда заняты. Вместе с тем иммигранты не будут вечно выполнять тяжёлую физическую работу. Их дети окончат школу, потом колледж, университет, а там отберут работу уже не у французского или английского мусорщика, а у врача, инженера, учителя. Способны ли турки трансформироваться в немцев, арабы во французов, а негры в англичан? Неужели молодое поколение выходцев из Ближнего Востока захочет обеспечивать пенсионное обслуживание престарелых пенсионеров-европейцев?..

Массовая иммиграция из исламского и латиноамериканского мира меняет этнический состав США и Европы. Никакого массового смешения рас не происходит, происходит вытеснение одной расы другими. К середине XXI в. от четверти до трети населения Европы составят «мусульмане». Количественная соразмерность стареющего европейского населения и молодых иммигрантов неизбежно поставит на повестку дня вопрос о перераспределении власти в европейских государствах. Уровень рождаемости в семьях иммигрантов выше, чем у коренных европейцев. Коренные европейские народы ограничивали себя 1-2 детьми, а неевропейские иммигранты предпочитали иметь трёх-четырёх детей. Европейские народы стремятся к комфорту и наслаждению, не хотят «плодиться и размножаться», утратили не только волю к власти, но и к борьбе. Тем самым они подвергают себя добровольному самоубийству. Результатом может стать повторение в Европе судьбы Римской империи, которая пала под натиском нахлынувших варварских германских народов. По мнению же либералов, снижение рождаемости в Европе, сознательный отказ от продолжения человеческого рода - это от повышения культуры! «… Есть чудовищная несообразность в том, чтобы считать признаком цивилизованности отказ иметь детей. Это - подмена понятий: разрушение в подлинном смысле базового инстинкта продолжения рода возводится в ранг высшей и чуть ли не жизнеутверждающей ценности. В этом смысле современный либерализм, поощряющий отказ населения развитых стран от воспроизводства, выглядит изощрённой формой самоубийства; а общество, смирившееся с подобным положением вещей, можно смело считать психически и морально ущербным»1. 1 Соловей В. Д. Кровь и почва русской истории. М., 2008. С. 174.

Демографическое благополучие народа определяется не только повышением продолжительности жизни и снижением детской смертности, а прежде всего постоянным преобладанием вырастания поколения «внуков» над смертностью поколения «дедов». Здоровый прирост народа обусловлен постоянным преобладанием рождаемости над смертностью, «чтобы колыбелей было больше, чем гробов». При рождаемости 1, 2 ребёнка на семью прогноз очевиден: у четырёх бабушек и дедушек останется один внук. Люди оставляют по себе вдвое меньшее число своих детей и вчетверо меньшее число своих внуков. Так, в Германии, уровень рождаемости которой равняется 1, 3, к 2050 г. исчезнут 23 миллиона немцев и современное население в 82 миллиона человек опустится до уровня в 59 миллионов, а при этом треть населения будет старше 65 лет. К 2100 г. население Германии составит 38, 5 миллиона человек, то есть уменьшится на 53%. При сохранении современных демографических тенденций население Европы к концу XXI в. составит 207 миллионов человек - треть нынешнего.

Если дело пойдёт так дальше, то коренные народы Европы уже во второй половине XXI в. станут этническим меньшинством в своих же странах. При этом ещё неизвестно, кто кого будет ассимилировать. Это может быть европейцам придётся учить язык иммигрантов, усваивать их обычаи, культуру, религию и ассимилироваться, не араб Али станет французом Жаном, а Жан Али. Английский историк XVIII в. Эдвард Гúббон в своём получившем всемирную известность труде «Закат и падение Римской империи» писал: «Если бы французам не удалось остановить арабскую конницу при Пуатье в 732 г., в Оксфорде ныне занимались бы интерпретацией Корана, а учёные доказывали бы правоту Магомета». Европа превращается в мусульманскую Еврабию. Европейцы похоже смирились со своей участью и с бессильным ужасом наблюдают за происходящим исчезновением. Отсюда апокалипсический, катастрофический вывод Патрика Бьюкенена: «Время Запада действительно на исходе. Его смерть предопределена обстоятельствами. И нет уже никакого смысла в прописывании больному новых лекарств. Пациент умирает. И тут уже ничего не поделаешь».

В середине XXI в. американо-европейцы станут этническим меньшинством в США. Кто же в этих условиях сможет удержать единую американскую государственность? Видный американский мыслитель Сэмюэл Хантингтон предупреждает: «Если ассимиляция не удастся, Соединённые Штаты окажутся разделённой страной, создающей все возможности для внутренней борьбы и последующего разъединения».

«Демографическое отступление» приводит к вытеснению другими народами со своей исконной территории. В этом смысле поучителен опыт югославского края Косово, который считается колыбелью сербской государственности (это как для русских Московское княжество). В первой трети XX в. на 10 семей сербов приходилась лишь одна семья албанцев. Рождаемость в семьях сербов и албанцев была практически одинакова. Однако во второй половине XX в. сербы резко сократили число детей в семье до 1-2, а албанцы увеличили до 5-7. И всего за два поколения ситуация изменилась радикально. Если в начале века в Косово на 10 семей сербов приходилась одна семья албанцев, то в конце - на 10 семей албанцев 1 семья сербов. В результате албанцы выдавили сербов при поддержке НАТО, а в 2008 г. край Косово, освобождённый от сербов, провозгласил свою независимость, отделившись от Сербии. Косово представляет собой модель возможного развития событий для вымирающих западных народов.

Исход борьбы между народами решает прежде всего уровень рождаемости, большее количество детей как важнейший показатель жизненной силы. Лишь плодовитость до 3-4 детей в семье обеспечивает саморазвитие любого народа. Никакая земля не даётся никакому народу навеки. Ареал проживания народа определяется его жизненной силой. Способен народ занять, захватить, удержать, заселить, освоить, окультурить, защитить тот или иной край - значит, достоин его иметь. Не способен - будет выдавлен другим народом.

 








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 528;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.