Приготовление рабочей эмульсии или суспензии из готовых препаратов 5 страница
Из различных примесей в казеине наиболее вредными для красок являются жир, кислота и зола (минеральные примеси). Хорошие сорта казеина должны содержать не более 1,5% жира. Отрицательное влияние на качество казеина оказывает значительное содержание в нем масляной кислоты.
Использование в живописи. Для приготовления материалов живописи более приемлемыми реактивами для растворения казеина являются водные растворы аммиака, углекислого аммония, так как избыток аммиака быстро улетучивается. Такой состав уменьшает опасное воздействие, возникающее при применении более сильных и стойких щелочных реагентов. Пигменты для казеиновых красок применяются только щелочеустойчивые. Казеиновые клеи дают после высыхания твердую хрупкую пленку. Сильно разрушаясь (растрескиваясь), она зачастую является причиной разрушения как красочного слоя, так и основы произведения.
Связующие из казеина используются для настенной живописи. Красочные покрытия на таком связующем противостоят воздействию атмосферных агентов ввиду образования с известью штукатурки нерастворимой в воде кальциевой соли казеина.
Казеин (в виде солей) является стабилизатором эмульсий типа масло в воде; он, как и другие белки — желатина, альбумин, — образует особенно прочные адсорбционные оболочки на частицах дисперсной фазы. Казеин используется в качестве связующего и стабилизатора в изготовлении восковой, смоляной и масляной темперы. Воск или смолу плавят и добавляют, при помешивании, в нагретый раствор, полученный при смешивании казеина, воды и нашатырного спирта. В раствор казеина в воде добавляют масло (отбеленное льняное или подсолнечное). В качестве эмульгатора, способствующего переводу масла в состояние мельчайших капелек, взвешенных в водной среде, вводят поверхностно-активное вещество (например, ализариновое масло). В эмульсию вводится антисептик. Эмульсия имеет слабо щелочную реакцию рН 7 — 8. Примерный состав казенно-масляной эмульсии: казеин — 1 часть, масло — 3 части, вода — 9 частей. Получается весьма стабильная эмульсия, на которой хорошо растираются пигменты.
Выпускаемая в производственных условиях казеино-масляная темпера — водоразбавляемая пастообразная смесь пигментов с эмульсией. В качестве разбавителей этих темперных красок используется та же казеино-масляная эмульсия, на основе которой готовится сама темпера. Эти краски перестают пачкать примерно через 2 часа после нанесения; в необратимое, неразбавимое водой состояние пленка переходит примерно через 20 — 30 суток. Вследствие невысокой эластичности пленок этих красок их рекомендуют применять для произведений, имеющих твердое и неподвижное основание.
Срок хранения казенно-масляной темперной краски в тубах — 6 месяцев. После этого срока происходит отделение пигмента. Однако встряхиванием и перемешиванием можно восстановить первоначальное состояние. При очень длительном хранении (несколько лет) происходит необратимый процесс расслоения эмульсии: самослипание капелек масла, ранее находившихся во взвешенном состоянии в водной среде, в сплошной слой масла.
Растительные масла. По своему составу растительные масла являются глицеридами, то есть сложными эфирами глицерина (трехатомного спирта) и высших одноосновных карбоновых кислот*, известных также под названием высших жирных кислот. В состав молекул глицеридов могут входить разнородные кислотные остатки, однако остаток глицерина является составной частью всех масел. Карболовые кислоты, участвующие в образовании глицеридов, могут быть: насыщенные (предельные) — пальмитиновая, стеариновая; ненасыщенные (непредельные), имеющие одну двойную связь — олеиновая — или две двойных связи — линолевая; высоконепредельные, имеющие три и более двойных связей — линоленовая, элеостеариновая, ликановая.
Насыщенные карбоновые кислоты — твердые, а ненасыщенные — жидкие. Глицериды, в состав которых входят главным образом остатки насыщенных (твердых) жирных кислот, называются жирами. Масла являются жидкими глицеридами, в состав которых входят в основном остатки ненасыщенных (жидких) жирных кислот.
Мерой ненасыщенности является йодное число.
Некоторые растительные масла (оливковое, миндальное, касторовое), нанесенные тонким слоем, неопределенное время остаются жидкими; такие масла называются невысыхающими. Другие масла (подсолнечное, хлопковое) загустевают на воздухе, образуя на поверхности тонкую пленку; их называют полувысыхающими. Масла другого типа (льняное, ореховое, тунговое и другие) весьма быстро образуют твердую пленку. Такие масла называются высыхающими. Они и
__________
* Из-за высокого молекулярного веса кислоты эти также называют высокомолекулярными кислотами.
применяются в производстве красок и лаков.
Способность быстро высыхать обусловлена у высыхающих масел тем, что они содержат в составе молекул триглицеридов значительное количество остатков высоконепредельных жирных кислот, содержащих три или четыре двойных связей. По скорости высыхания все растительные масла делятся на несколько групп. Наивысшая скорость высыхания у группы масел типа тунгового, высокая — у группы масел тина льняного, медленное высыхание — у группы масел типа макового. Не одинакова и прочность образующихся пленок. Тунговое масло дает наиболее прочную пленку; льняное и другие масла этой группы дают пленку значительной прочности, а маковое — меньшей прочности.
Высыхание масла на воздухе происходит в результате его самоокисления. При этом поглощение кислорода идет интенсивно лишь в тонком слое. В процессе высыхания, продолжающемся несколько дней, высыхающие масла поглощают до 10 — 17% кислорода, при этом образуются перекисные и гидроперекисные соединения, оксикислоты, кетокислоты и димеры масел*. Одновременно выделяются летучие продукты окислительного распада молекул. Органические перекиси и гидроперекиси вызывают окислительную полимеризацию высыхающих масел по местам двойных связей, то есть происходит сополимеризация масла с кислородом, приводящая к переводу жидкого масла в трехмерный полимер, иначе говоря, к высыханию масла. Слой масла становится все более вязким и превращается в мягкую пленку, которая постепенно отвердевает, становится у некоторых высыхающих масел неплавкой и нерастворимой вследствие обра-
__________
* Высохшая пленка льняного масла называется линоксином.
зования трехмерной высокомолекулярной сетки*.
Старение образующейся пленки продолжается непрерывно. При этом происходят процессы, сходные с процессами высыхания масел. Пленки масел состоят из твердой и жидкой фаз. Жидкая фаза, подвергаясь действию кислорода, переходит в твердую фазу с выделением газообразной фазы и тепла, следствием чего является снижение пластичности пленок. Газовая фаза, выделяясь из твердых пленок, нарушает монолитность пленок. Под влиянием тепла, активного света происходит дальнейшее окисление макромолекул твердой фазы по месту оставшихся двойных связей. Вследствие этого трехмерная высокомолекулярная сетка оказывается разорванной во многих точках; образуются «осколки» трехмерных полимеров, не обладающие механической прочностью и эластичностью и представляющие собой растрескавшуюся пленку. Сильно постаревшие масляные пленки в большинстве органических растворителей не растворяются. Эти растворители вызывают лишь набухание пленок. По мере старения пленок скорость набухания понижается. Масляные пленки набухают также в воде (за 7 дней приблизительно на 49%).
Масла, применяемые в производстве олиф и лаков, подвергают очистке — рафинации с целью удаления нежировых компонентов и свободных жирных кислот, удаления или разрушения красящих веществ. При приготовлении лаков специального назначения и художественных красок применяется метод щелочной очистки — рафинации. Такая обработка понижает кислотное
__________
* Свежие масла растворяются во многих органических растворителях: скипидаре, ацетоне, бутиловом и амиловом спиртах, циклогексаноле, диоксане, тетралине, ароматических углеводородах, хлоропроизводных углеводородах и многих других.
число масел*. Применение масел с высоким содержанием кислот недопустимо, так как это вызывает обесцвечивание ряда пигментов, неустойчивых в кислой среде.
Существует ряд способов дальнейшей обработки масел с целью повышения скорости их высыхания. Одним из наиболее распространенных методов является полимеризация (уплотнение) путем термической обработки или «варка» масла. В настоящее время полимеризация масел производится в атмосфере инертного газа (СО2, N2 и др.). В результате полимеризации повышаются вязкость, плотность и кислотное число. Пленки полимеризованного масла обладают наименьшей склонностью к пожелтению. Сырое льняное масло при обычной температуре полностью растворяется в ацетоне или бутиловом спирте; после полимеризации оно растворяется в этих растворителях только частично. Применение уплотненных масел в лаках улучшает блеск, твердость, водостойкость покрытий и их стойкость к атмосферным условиям.
Из масел изготавливают олифу, которая получается путем переработки при нагревании растительных масел, содержащих катализаторы, называемые сиккативами. Следует различать натуральные олифы — смеси высыхающих масел с сиккативами, не содержащие растворителей, и уплотненные олифы — продукты окисления и полимеризации высыхающих и полувысыхающих масел, содержащие сиккативы и летучие растворители (ГОСТ 5596-50).
К числу сиккативов — ускорителей высыхания масел — принадлежат почти все металлы. Однако практическое значение имеют только свинец, марганец, кобальт и кальций. В старину в
__________
* Кислотное число льняного масла для связующих художественных красок должно быть не выше 1.
качестве сиккативов применяли соединения свинца, кобальта, марганца, цинка в виде минеральных солей, окислов, гидроокисей. Так как эти соединения растворяются в масле только при высокой температуре (250 — 270°С), получаемые с их помощью вареные масла приобретали темно-коричневый цвет. В настоящее время металлы применяются в виде растворимых в масле соединений, преимущественно в виде солей жирных кислот льняного масла — линолеата, или солей кислот канифоли — резината. Варка олифы производится при 100 — 150°С. Такие олифы светлее получаемых старым способом. Все виды сиккативов вызывают потемнение масляных красок, приводят к потере эластичности красочных пленок и к более быстрому старению живописи.
Кроме реакций окисления и полимеризации, протекающих в молекулах высыхающих масел из-за наличия в них непредельных — двойных — связей, для масел характерны также реакции гидролиза. Глицериды, из которых состоят масла, при известных условиях могут реагировать с водой, в результате чего образуются свободные жирные кислоты и глицерин. Катализаторами этого процесса, называемого гидролизом сложных эфиров, являются щелочи — гидроксильные группы ОН-, кислоты — водородные ионы Н+ и ферменты-липазы. Конечными продуктами реакции при щелочном гидролизе являются глицерин и соли жирных кислот — мыла*. При гидролизе в присутствии кислоты конечными продуктами являются глицерин и свободные жирные кислоты.
Если применить не водные растворы щелочи, а спиртовые, то омыление идет с гораздо большей скоростью. Если на постаревшую пленку масла или
__________
* Поэтому гидролиз сложных эфиров получил название омыления.
олифы воздействовать водными или водо-спиртовыми растворами щелочи или кислоты, это приведет к разрушению сложноэфирных связей, то есть к расщеплению глицеридов. В результате такого воздействия можно добиться набухания, а иногда и частичного растворения пленки, ее размягчения.
В реставрации при удалении пленки олифы, масляного лака и записей применяли этиловый или нашатырный спирт, уксусную кислоту. Размягченную пленку удаляли тампоном, смоченным подсолнечным маслом. Однако при этом приходится считаться с тем, что нашатырный спирт (раствор аммиака в воде) обладает щелочными свойствами и может нанести вред определенным элементам живописи. В щелочной среде неустойчивы многие пигменты и красители — берлинская лазурь, ализариновые лаки и другие органические красители, свинцовые белила, окись свинца, медянка (основная уксуснокислая медь) и др. Уксусная кислота также может повредить живописи. В кислой среде неустойчивы ультрамарин, мел, кобальтовая желтая, малахитовая зелень (основная углекислая медь) и др.
В настоящее время для размягчения подлежащей удалению пленки масла или олифы применяют органические растворители*.
Природные смолы.Смолой принято называть твердое или полутвердое природное или синтетическое органическое вещество относительно высокого молекулярного веса (не обязательно полимер), которое не обладает четкой температурой плавления, имеет излом.
Природные смолы — твердые выделения растений, нерастворимые в воде; при нагревании они размягчаются.
__________
* См. раздел «Материалы, применяемые для удаления лаковых покрытий к расчистки живописи».
Полужидкие выделения растений, содержащие, кроме, собственно, смол, отгоняемые с паром эфирные масла, называются бальзамами. На воздухе смолы обыкновенно окисляются; получающиеся при этом измененные смолы относятся к наиболее устойчивым растительным продуктам. Поэтому некоторые смолы находятся в осадочных породах и добываются как ископаемые.
Смолы и бальзамы добываются чаще всего из хвойных, а также из ряда других растений экстракцией коры, древесины или других частей растений, а иногда и млечного сока. Канифоль, даммара, так же как мастикс, сандарак и мягкие копалы, — природные смолы, получаемые с ныне растущих деревьев. К природным смолам относятся и ископаемые смолы — копалы и янтарь; они образовались с деревьев в давно прошедшие времена, попали в земную кору, откуда их добывают; янтарь находится на поверхности в наносных слоях. Шеллак — единственное смолообразное вещество животного происхождения, имеющее промышленное значение.
Природные смолы имеют неоднородный состав, изменяющийся в зависимости от источника получения и способов обработки. В состав природных смол входят различные органические кислоты, эфиры этих кислот, эфирные масла, вода, углеводороды и другие нейтральные, бедные кислородом вещества. Наличием в кислотах карбоксильной группы СООН обусловлены: кислотность смол, способность замещать кислотный атом водорода на атом металла с образованием солеобразных продуктов (мыл), способность к взаимодействию со спиртовыми гидроксильными группами с образованием эфиров и т. д.
Кислотность смол характеризуется кислотным числом, выражающим количество миллиграммов едкого кали (КОН), затрачиваемое для нейтрализации раствора 1 г смолы (при прямом титровании на холоде). Кислотное число является одним из самых важных показателей, характеризующих пригодность применения смолы в каждом конкретном случае. Так как в смолах кроме свободных органических кислот имеются также связанные кислоты (в виде эфиров), то кроме кислотного числа для характеристики смол обычно приводится также число омыления, показывающее общее содержание кислот — свободных и связанных. Оно показывает количество мг едкого кали, связываемое при нагревании раствора 1 г смолы с избытком щелочи.
Степень твердости смол определяется температурой окружающей среды. При нагревании смолы постепенно размягчаются, а затем приобретают текучесть. Переход в текучее состояние смол не определяется одной точкой на температурной шкале. Смолы характеризуются температурой размягчения и температурой плавления — перехода в текучее состояние.
В зависимости от температуры плавления различают природные смолы «мягкие» и «твердые». Мягкие природные смолы — шеллак, даммара, мастикс, канифоль, сандарак, манильские мягкие копалы — начинают размягчаться при 55 — 100°, текут при 80 — 190°. Мягкие смолы растворяются в ряде органических растворителей. Твердые смолы — янтарь, твердые копалы (конго, сиерралеоне, манилла и др.) — начинают размягчаться при температуре 190 — 300°. В текучее состояние они переходят при более высокой температуре, часто при этом частично разлагаются. Твердые смолы либо вовсе не растворяются, либо растворяются частично.
Даммара — бесцветная или слабоокрашенная стекловидная в изломе смола, добывается из деревьев, произрастающих в восточной Индии и Но-
вой Зеландии. Даммара плавится при 75 — 100°; растворяется в бензоле, скипидаре (пинене), хлорированных углеводородах и при нагревании в растительных маслах. В этиловом спирте даммара растворяется лишь частично (см. табл. 14). В состав даммары входят даммароловая кислота С54Н77(ОН)СООН — 23%, индифферентные — стойкие к действию различных реагентов — вещества (резены), отвечающие формулам С22Н34О2 и С32Н52О; эфирные масла и воск. Даммара имеет очень низкое для природных смол кислотное число — 25 — 30 ввиду невысокого содержания свободных кислот.
Таблица 14 Растворимость даммары в органических растворителях
Смола | Бензин | Бензол | Скипидар (пинен) | Четыреххлористый углерод | Этиловый спирт |
Даммара суматра | Частично | 80% | Полностью | 70% | 50 - 70% |
Даммара (кроме суматра) | Частично или почти полностью | Почти полностью | Почти полностью | Почти полностью | 70-80% |
Весьма важное для живописи свойство даммары — ее светостойкость. Даммара отличается устойчивостью к пожелтению; при старении она лишь незначительно желтеет, чем превосходит все прочие мягкие смолы. Даммара невлагостойка, во влажной среде адсорбирует влагу; лаковая пленка при этом белеет и становится совершенно непрозрачной. Большую стойкость и прочность придают даммаровой смоле добавки воска или высыхающих масел. Лак из даммары и воска не желтеет и легко удаляется. Воск повышает влагостойкость даммаровой пленки. Такой лак иногда применяется для покрытия темперной живописи. Для покрытия живописной поверхности применяется также даммаровый лак с добавкой полимеризованного льняного масла (10 — 15%). При таком содержании масла еще сохраняется смываемость лака (обратимость).
Ленинградским заводом художественных красок выпускаются лак даммарный для живописи и лак даммарный покровный. Первый представляет собой 30%-ный раствор смолы даммары в пинене. Применяется для добавления в художественные масляные краски. Второй представляет собой 30%-ный раствор смолы даммары в смеси пинена с этиловым спиртом. Применяется для покрытия законченных произведений масляной и темперной живописи и для реставрируемых произведений. При этом лак разбавляется пиненом примерно 1:1.
Канифоль является самым доступным и дешевым видом смолы. Канифоль — твердая, хрупкая, стеклообразная прозрачная смола светло-желтого (реже темно-красного) цвета — составная часть смолистых веществ хвойных деревьев, остающихся после отгонки из смолистых веществ скипидара. Канифоль хорошо растворяется в этиловом (серном) эфире, абсолютном спирте, ацетоне, скипидаре и бензоле, хуже — в бензине, керосине и фурфуроле; растворяется в концентрированной уксусной кислоте, в щелочах. Температура размягчения канифоли 52 — 70°. Канифоль в основном является смесью смоляных кислот (80 — 95%), имеющих общую формулу С19Н29СООН, и неомыляемых веществ (5 — 12%). Наличие такого высокого содержания смоляных кислот определяет высокое кислотное
число канифоли — 150 — 175. Смоляные кислоты канифоли: абиетиновая, неоабиетиновая, и d-пимаровая. Эти кислоты обладают сопряженными двойными (ненасыщенными) связями и поэтому весьма склонны к самоокислению, что приводит к интенсивному пожелтению и окрашиванию в желтый цвет композиций, содержащих канифоль, — лаки, мыла, бумагу и прочие. Лаковая пленка, содержащая канифоль, вначале прозрачная и блестящая, быстро мутнеет вследствие низкой влагостойкости канифоли; она желтеет и постепенно рассыпается в порошок, При взаимодействии смоляных кислот канифоли со щелочами или основаниями получаются соли (мыла) этих кислот — резинаты. Резинаты металлов используют как связующее для лаков и как сиккативы для масляных лаков и красок. В качестве сиккативов применяют главным образом резинаты магния и кобальта. Канифоль добавляют в даммаровые лаки с легкоиспаряющимся растворителем, так как она устраняет молочную муть, образованную даммаровым воском. Небольшая добавка канифоли облегчает расплавление твердых смол.
Мастикс вытекает из коры кустарникового растения, которое растет на побережье Средиземного моря. Он имеет вид бальзама, твердеющего на воздухе и превращающегося в эластичную смолу с ароматным запахом и приятным вкусом. Кислотное число мастикса 50 — 75; температура плавления 95 — 120о. При старении желтеет, становится более хрупким. Под действием влаги мутнеет. Мастикс издавна применяется для живописных лаков.
Ленинградским заводом художественных красок выпускается лак мастичный — 30%-ный раствор греческой смолы мастикс в пинене*. Лак этот применяется как добавка в художест-
__________
* Технические условия СТУ 3012322-62.
венные масляные краски и для покрытия законченных произведений живописи (масло и темпера).
Фисташковая «смола», вернее смола-бальзам, получается в виде натеков с фисташковых деревьев, произрастающих в СССР главным образом в Туркменской и Таджикской республиках. Фисташковая смола родственна смоле мастикс, так как получается с деревьев, входящих в одно семейство. Из этих смол на Ленинградском заводе художественных красок изготовляется лак*, представляющий собой 30%-ный раствор этой смолы в пинене. Лак применяется как добавка к живописным масляным краскам. Он дает эластичную пленку. Отличается от мастиксного и даммарового лаков замедленным временем высыхания пленок.
Помутнение лаков на основе природных мягких смол. Помутнение пленки может наступить как непосредственно после нанесения лака, так и с течением времени. В процессе сушки при интенсивном испарении летучих растворителей происходит охлаждение покрытой лаком поверхности. При высокой влажности воздуха на этой охлажденной поверхности осаждается вода вследствие конденсации водяных паров из воздуха. Это может вызвать синеватое помутнение лаковой пленки. Кроме того, вода может попасть в лаковую пленку в тех случаях, когда она содержится в растворителе. При хранении произведений живописи в условиях повышенной влажности, лаковая пленка из водопроницаемых смол — канифоли, даммары, мастикса — поглощает влагу и становится матовой вследствие образующейся дисперсной системы; вода дисперсно распределена в пленке. Помутнение поверхности является также следствием появления у лаковой плен-
__________
* СТУ 3012321-62.
ки сети из тоненьких трещин, возникающих в результате колебаний атмосферной влажности и температуры.
Применяемый способ регенерации лаковой пленки парами этилового спирта приводит к восстановлению ее прозрачности. При этом имеет место ряд процессов. Пары спирта, конденсируясь в пленке, вызывают ее набухание и разжижение; улетучиваясь из пленки, спирт уносит с собой содержащуюся в ней воду; благодаря приобретенной пленкой пластичности и подвижности происходит восстановление ее целостности.
Водонепроницаемость лаковой пленке из природных мягких смол сообщает добавление воска или полимеризованного льняного масла, применяемого в живописи.
Твердые копалы. Твердые копалы растворяются в тетралине, частично и неодинаково — в этиловом спирте, терпентиновом масле, хлороформе и других органических растворителях. Некоторые сорта копалов растворяются в кетонах. В XVIII и XIX веках из копалов готовили наиболее прочные лаки. В настоящее время копалы мало употребляются для приготовления лаков; они заменяются лаками из искусственных смол. Твердые копалы перерабатывают преимущественно в масляные лаки после предварительной обработки при высокой температуре. При этом происходит частичное разложение смолы.
Ленинградским заводом художественных красок изготавливается лак копаловый*, представляющий собой сплав смолы копала с рафинированным и отбеленным льняным маслом, разбавленный растворителем (пиненом).
Примерный состав лака (в весовых частях): копала — 20, масла — 40, растворителя — 40. Применяется для
__________
* СТУ 3012320-62.
добавления в масляные краски. Отличается от чисто смоляных лаков наличием в его составе масла и более темным цветом. Высохшая пленка копалового лака необратима (нерастворима). Разбавителем для этого лака служит пинен.
Янтарь. Ископаемая смола хвойных деревьев третичного периода; встречается на берегу Балтийского моря. Янтарь превосходит все другие природные смолы по твердости, прочности и теплостойкости. Температура размягчения около 150°, плавления — выше 300°. Цвет от желтого до бурого. Янтарь полностью не растворяется ни в одном из известных растворителей; частично растворяется в этиловом спирте, бензоле, эфире. Янтарь содержит главным образом эфиры янтарной кислоты. Кислотное число 14 — 97, число омыления 87 — 140.
Янтарь применяется при изготовлении лаков для живописи, для чего сначала необходимо его расплавить. Расплавленный янтарь растворяется в терпентиновом масле, спирте, ацетоне, а при повышенной температуре — и в высыхающих маслах.
Янтарные лаки на легкоиспаряющихся растворителях окрашены в коричнево-красный или темно-коричневый цвет. После удаления растворителя остается хрупкая пленка. Масляно-янтарные лаки также темноокрашенные, но они обладают значительной атмосферостойкостью. В настоящее время их не вырабатывают.
Шеллак — природная смола, вырабатываемая насекомыми (лаковыми червецами), которые паразитируют на некоторых древесных тропических и субтропических растениях. Шеллак отдирают от коры дерева, обрабатывают горячей водой, промывают, расплавляют и фильтруют. По окраске различают темный, оранжевый и бледный шеллак. Бесцветный шеллак можно получить отбелкой окрашенных сортов
животным углем, хлорной известью или сернистокислым натрием.
Применяемый в технике шеллак обычно содержит 85% смолистого вещества и 15% воска: последний служит пластификатором шеллачных лаковых покрытий. Шеллак состоит главным образом из алифатических полиоксикислот.
Шеллак хорошо растворим в воде, содержащей щелочь (соду, буру, аммиак, например, в 1 — 5%-ном растворе аммиака), в этиловом, амиловом спиртах, очень слабо растворим в скипидаре (10 — 15%), почти нерастворим в бензине, жирах и маслах.
Спиртовые шеллачные лаки после высыхания дают твердую, блестящую и стойкую пленку, применяемую как политура для мебели. В некоторых случаях шеллачным лаком в спиртах покрывали иконы после их реставрации. Шеллачные лаки превосходят по влагостойкости лаки из даммары и мастикса. Они находили применение для изоляции впитывающих меловых грунтов для живописи. В качестве лаков для масляной живописи они не применяются, так как спирт активно влияет на линоксин, вызывает его набухание; спиртовые лаки просыхают слишком быстро и не могут создавать равномерного слоя.
Среди шеллачных лаков, производимых в промышленности, различают лаки и политуры. Последние представляют собой разбавленные растворы шеллачных лаков. Содержание смолы в шеллачных лаках 30 — 45%, в политурах 15 — 25%. Крепость спирта, применяемого для производства шеллачных лаков, колеблется в пределах 90 — 95%, а для политур 83 — 90%. Спирт меньшей крепости применяется в производстве политур для ослабления растворяющего действия последующих слоев на уже лакированную поверхность. Растворение шеллака для изготовления лака длится около 5 — 10 часов, так как он медленно растворяется в спирте. Различают политуру мутную и прозрачную. Под последней понимают отфильтрованную от шеллачного воска политуру.
Камеди. Растворимые в воде смолоподобные вещества — камеди — применялись в качестве связующих для приготовления некоторых красок в станковой живописи (голубых, киновари, золотых и серебряных порошков), а также красок, предназначенных для миниатюр. В некоторых случаях камеди использовали для образования эмульсий с маслами, бальзамами и лаками для темперы; они находят применение и в качестве связующего для акварельной живописи.
Растительные камеди — вещества, выделяющиеся в виде прозрачных густеющих масс при повреждении растений. Эти вещества, или смеси веществ углеводного характера, способны в воде набухать или образовывать вязкие растворы или дисперсии. Они представляют собой соли высокомолекулярных кислот, состоящих из остатков сахаридов (гексоз, пентоз, метилпентоз) и уроновых кислот. При нагревании камедей, иногда с разбавленными кислотами, происходит их автогидролиз, заключающийся в отщеплении молекул сахаридов.
Гуммиарабик. Наибольшее применение находит гуммиарабик, или аравийская камедь, кальциевая соль арабовой кислоты. В ней на два остатка галактозы приходится приблизительно три остатка арабинозы, один остаток рамнозы и один остаток альдобиуроновой кислоты. Гуммиарабик получается из сенегальской акации. В холодной воде он растворяется медленно, набухает в ней; нагреванием ускоряется растворение. Раствор гуммиарабика дает при высыхании блестящую бесцветную твердую пленку, которая растворяется в воде. Для снижения хруп-
кости пленки в раствор добавляют пластификатор (глицерин, мед, глюкозу). Гуммиарабик относится к группе кислых камедей, кислотность которых обусловлена наличием в них остатков уроновых кислот.
Растворы гуммиарабика имеют низкую вязкость: легкоподвижны и при значительной концентрации. Поэтому они пригодны для техники миниатюры. Из средневековых рецептурных книг известно, что гуммиарабик, наряду с яичным белком, применялся в качестве связующего красок для миниатюр.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1613;